Захарова Жанна Николаевна
Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 328» городского округа Самара
РОССИЯ, 443076, г. Самара, ул. Партизанская, д. 204,
тел. / факс: (846)261 87 30 e-mail : mdou328@mail.ru
Статья «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
Разработала:
воспитатель Захарова Ж. Н.
2024 г.
Публикация «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» размещена в разделах
Адаптация ребенка к детскому саду самая болезненная тема для родителей. Ведь когда он впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привычных форм жизни и эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а кроме того может сказываться и на здоровье самого малыша.
Как показывает практика, легче всего проходит адаптация детей, у которых режим дома схож с режимом детского сада, режим сна и бодрствования, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и т. д. умение пользоваться столовыми приборами, одевать и раздеваться. Немаловажным является тот факт - был ли ребенок до детского сада только с мамой или оставляли его с другими взрослыми: бабушкой, няней, старшими братьями и сестрами.
С полутора лет ребенка надо приучать самостоятельно мыть руки, есть, соблюдая во время еды чистоту, пользоваться салфеткой, снимать расстегнутую и развязанную взрослым одежду, называть предметы одежды.
Продолжительность периода, в который ребенок привыкнет ходить в детский сад (и перестанет страшно рыдать в раздевалке) зависит от того, как эта самая адаптация у него проходит. В случае, если все идет легко и хорошо, полный адаптационный период может занимать 10-15 дней.
Адаптация средней тяжести пройдет за месяц, а тяжелая адаптация может длиться от двух до шести месяцев и быть уже опасной для ребенка, которой находится в состоянии постоянного стресса и напряжения. В среднем принято считать, что спустя один-два месяца большинство детей уже полностью адаптированы к детскому саду и могут ходить в него без проблем.
Тем не менее, легче или сложнее, но адаптационный период проходит у всех детей.
Длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных - типологических особенностей каждого малыша. Один активен, коммуникабелен, любознателен. Его адаптационный период пройдёт довольно легко и быстро. Другой медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками. Шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет есть сам, одеваться, то делает это медленно, отстаёт от всех. Эти затруднения накладывают свой отпечаток на отношения с окружающими. Такому ребёнку необходимо больше времени, чтоб привыкнуть к новой обстановке.
Как понять, что адаптация проходит хорошо?
Период приспособления к садовской жизни обычно проходит нелегко. Однако если все идет по плану, вы довольно быстро сможете заметить положительные признаки того, что ребенок постепенно адаптируется. Вот, как это можно понять:
Ребенок со временем реже плачет и меньше капризничает
Ребенок быстро переключается (сперва плачет в раздевалке, но потом спокойно бежит играть в группу)
После выходных или болезни ребенок с радостью возвращается в сад (даже если до этого не очень хотел туда идти)
В детском саду у ребенка есть то, что ему нравится (любимые занятия, еда, игрушки, друзья).
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода.
1. Возраст.
2. Состояние здоровья.
3. Уровень развития.
4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками.
5. Сформированность предметной и игровой деятельности.
6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ
Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
Наличие у ребенка своеобразных привычек.
Неумение занять себя игрушкой.
Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.
Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.
Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Дети раннего возраста эмоциональны, впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и должны использоваться вами при подготовке ребенка в детский сад. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребенок приобрел при поддержке близкого человека.
Как помочь ребёнку приспособиться к детскому саду.
Как облегчить процесс адаптации?
Невозможно предсказать, как перенесет адаптацию к саду конкретный ребенок, однако можно попробовать сделать переход к детсадовской жизни не таким большим потрясением.
Для начала давайте разберемся, к чему ребенку предстоит привыкнуть в саду:
Строгий режим и распорядок дня
Новые взрослые (воспитатели, нянечки, преподаватели)
Новые дети и общение в коллективе
Незнакомая еда и отсутствие выбора (то есть, макароны не каждый день)
Отсутствие родителей
Новые требования к поведению ребенка.
Соответственно, для того, чтобы процесс адаптации прошел немного легче, родители могут попробовать привнести элементы детсадовской жизни в свою повседневную рутину. Например, начать жить по режиму, схожему с тем, что будет в детском саду (включает в себя дневной сон и время приемов пищи) и убедиться, что у ребенка есть опыт взаимодействия с другими взрослыми кроме родителей (родственники, взрослые друзья, бэбиситтеры, и с другими детьми (например, на детской площадке). Это базовые рекомендации, которые помогут облегчить процесс адаптации.
Первые дни ребенка приводят не к завтраку, а к прогулке. И оставлять ребенка без мамы рекомендуется именно на прогулке, поскольку дети на улице чувствуют себя более комфортно, есть много возможностей, чтобы их отвлечь.
Рекомендуем приносить с собой из дома любимую игрушку, которую малыш, если загрустит смог бы прижать к себе и почувствовать себя более спокойно.
Каждый вновь поступивший ребенок находится в центре внимания воспитателей. Они спокойно, ласково и подробно объясняют ребенку все происходящее, готовят его к каждому режимному процессу, так как непонятное и неизвестное пугает.
Для каждого ребенка устанавливается индивидуальный режим. Время пребывания увеличивается постепенно в зависимости от привыкания ребенка. Данный вопрос решается совместно врачом, воспитателями и психологом.
Для того, чтобы сделать период адаптации малыша к новым условиям наиболее мягким родителям следует готовить ребенка к саду заранее:
- рассказать, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад.
- Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада, что, как, в какой последовательности он будет делать. Когда ребенок видит, что событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее. Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью и как это сделать.
- Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков, и ему будет проще отпустить вас.
- Каждый раз после прихода из детского сада спрашивайте ребёнка о том, как прошёл день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.
- Укладывайте ребёнка спать пораньше, чтобы побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмёт с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
- Поиграйте с ребёнком дома в игру «Детский сад». Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать. Этим Вы уже будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив – вначале в детский, потом в школьный, а затем уже и взрослый.
- Пусть в детский сад отводит ребенка тот член семьи, с которым ребёнок расстаётся легче, чем с другими.
Проводите время вместе после сада. Если вам кажется, что ваш ребенок, вернувшись из садика, с вас не слезает, то вам не кажется. Постарайтесь уделить ребенку как можно больше внимания после сада, займитесь с ним тем, что ему нравится.
Ошибки родителей
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка. Чего нельзя делать ни в коем случае:
Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском саду. Если ребенок готовится к детскому саду, если и семья и воспитатели настроены на сотрудничество, то сложности адаптации будут сведены к минимуму. И через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что малыш стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков
Выполнении всех этих условий адаптация вашего ребенка к детскому саду не гарантирует того, что адаптация пройдет легко и просто. Однако это сможет помогут облегчить процесс и обрести уверенность в том, что вы — хорошие родители и все делаете правильно.