Наталья Галанцева
«Кто придет к тебе на помощь?». Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Старший дошкольный возраст «Коммуникативная деятельность» Тема: «Кто придет к тебе на помощь?»
Задачи:
1. Создать условия для:
- развития представлений о праве детей на любовь и заботу родителей в семье;
- развития представлений о семье как о людях, живущих вместе, любящих друг друга и заботящихся друг о друге;
- закрепления понятия о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности;
2. Создать условия для приобретения опыта:
- построения грамматически правильного предложения, последовательного изложения своих мыслей;
Публикация «„Кто придет к тебе на помощь?“, Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме „Семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2017
- обогащения словаря образными словами и выражениями, родственными словами;
- выражения детьми своих мыслей;
- развития умения работать в подгруппах;
- развития представлений о родословной на основе генеалогического древа;
- развития у детей связной речи.
3. Создать условия для воспитания в детях доброты, внимания к людям, любви к своим близким, чувства самоуважения и уважения к членам семьи.
Словарь: согласная семья, забота, обязанность, дети-сироты.
Предварительная работа: беседа по «Декларации прав человека» и «Конвенции ООН о правах ребенка».
Чтение русской народной сказки «Морозко», ненецкой сказки «Кукушка», «Золушка» Ш. Пьеро, «Воробьишко» М. Горького
Оборудование: плакаты о правах ребенка, аудиозапись песни «Мама для мамонтенка» композитора В. Шаинского, иллюстрация к ненецкой сказке «Кукушка», листы овальной формы (лепестки, 0,5 альбомного листа, восковые мелки.
Ход деятельности:
I. Вводная часть
(Воспитатель предлагает детям послушать песню из мультфильма «Мама для мамонтенка», ребятам предлагаются вопросы для обсуждения сюжета песни)
- Кого ищет мамонтенок? (Предполагаемые ответы)
- Скажите, куда вернется мамонтенок? (Ответы детей)
- Да ребята, семья, родной дом – самое дорогое, что есть у человека.
II. Основная часть
- Сегодня мы с вами поговорим о праве ребенка жить и воспитываться в родной семье. Попробуйте произнести слово «семья» вот так: «семь-я!».
- Как вы думаете, что это значит? (Ответы детей)
- Для чего люди создают семью? (Ответы детей)
- Что такое согласная семья? (Рассуждения детей)
- Самые близкие ребенку люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость всей жизни.
Игра «Объясни смысл пословицы»
(Детям предлагаются пословицы. Задание: объяснить смысл пословиц)
1. «Родительское сердце - в детках».
2. «Дети не в тягость, а в радость».
3. «Семья сильна, когда над ней крыша одна». (Рассуждения детей)
Помните, счастливы дети, тогда, когда у каждого ребенка дружная семья.
Если дочка не упряма,
Если папа не сердит,
Если бабушка на маму,
Исподлобья не глядит,
Если добрые слова,
Слышишь с самого утра,
Значит папа, мама, я –
Кто? – хорошая семья!
(Вниманию детей предлагаются плакаты по правам человека)
- О чем говорят эти плакаты? (Рассуждения детей)
- Каждый ребенок имеет право на жизнь.
- Каждый ребенок имеет право на заботу со стороны взрослых.
- Каждый ребенок имеет право на сохранение семейных связей.
- Права детей записаны в специальном документе: «Декларация прав ребенка», «Конвенция прав ребенка». Ваши права охраняются государством.
- В хорошей и дружной семье все помогают друг другу, заботятся о членах семьи.
Я люблю свою семью
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
Игра «Назови ласково»
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Назови ласково». Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова:
БАБУШКА-
ДЕДУШКА-
СЫН-
МАМА-
ДОЧЬ-
БРАТ-
СЕСТРА-
- Молодцы! Семья самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Дети давайте вспомним, какие пословицы и поговорки о семье вы знаете?
Дети:
В семье дружат - живут, не тужат.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Кто родителей почитает, тот счастлив бывает.
В хорошей семье хорошие дети растут
Птица рада весне, а дитя матери.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Как много вы знаете пословиц и поговорок о семье! Молодцы! В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботится о маленьких. А давайте сейчас мы с вами почувствуем, как это приятно о ком-то заботиться и как это ответственно.
Семья должна учить любить,
жалеть и вежливыми быть.
Когда семья такою станет,
Другая сразу жизнь настанет!
Знакомство с генеалогическим древом
- А вы знаете, что о семье можно не только говорить, писать стихи, читать рассказы, но и составлять генеалогические древа?
Ребята, а зачем человеку нужно составление генеалогического древа своей семьи?
Дети: Чтобы знать своих родственников.
У мамы и папы есть мама, кем она является для вас? У мамы и папы есть папа, кем он является для вас? Правильно бабушка и дедушка. Есть ли у бабушки и дедушки ещё сыновья или дочери, кроме ваших родителей? И кем они являются для вас? (Ответы детей.)
А у бабушек и дедушек тоже были мамы и папы. Для вас они кто? Правильно прадедушки и прабабушки.
На этом род не заканчивается. Ведь у прадедушек и прабабушек тоже были родители. Корни генеалогического древа надо искать в глубине истории.
Давайте и мы с вами попробуем составить генеалогическое древо человека.
(Составление древа).
Если вы будете, друг друга любить, уважать, беречь ваше родословное древо будет всегда живым крепким и здоровым.
Обязанности в семье
Итак, мы с вами поняли, у детей есть право на семью, и у меня есть право на семью, но у каждого члена семьи есть еще и обязанности.
- Расскажите как ваши мамы и папы заботятся о вас?
- А у вас есть постоянные обязанности дома?
Ребенок: Я обязан убирать за собой игрушки после игры
Ребенок: Я заправляю постель
Ребенок: Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома
Ребенок: Дети обязаны слушаться своих родителей.
Дома и в детском саду вы можете выполнять посильную работу, помогая старшим.
Замечательно! Ребята, а хотите поиграть еще! Сейчас я проверю, как вы помогаете родителям. Вам нужно быть внимательным и сообразительным
Игра «Сделай так, как я скажу, а не так как покажу»
Детям предлагается повторить движения, следуя правилу: «Сделай так, как я скажу, а не так как покажу». В ходе игры педагог специально путает детей: называет одни движения, а показывает другие.
Я поливаю цветы (игра на гитаре)
Я подметаю (присядание)
Я мою посуду
Я заправляю постель;
Я убираю игрушки
Игра «Наши добрые дела»
На магнитной доске круг желтого цвета. Дети подходят по одному с лепестком, вырезанным из бумаги и рассказывают, как они помогают дома, какие поручения выполняют. (В конце игры подводится итог)
- Посмотрите, от ваших добрых дел даже цветок раскрыл свои лепестки.
- Да, помощь родителям нужна. И они заботятся о том, чтобы ваши права не нарушались.
(Рассуждения детей)
Чтение загадки:
«Дитя еще не родилося,
А уж отдано на воспитание,
У кого это?» (Кукушка) (Показ иллюстрации к ненецкой сказке «Кукушка», беседа по сказке)
- Ребята, назовите, как называется сказка?
- Почему мама обернулась «кукушкой»?
- Какие права были нарушены детьми по отношению к родителям?
- Как бы вы поступили на месте этих беззаботных детей?
- Подумайте, кто будет заботиться об этих детях? (Рассуждения детей)
- Как же поступают с детьми, оставшимися без родителей?
- В жизни бывают такие ситуации, когда дети остаются без семьи. Эти дети находятся под защитой государства. Дети сироты живут в детских домах и приютах. О них заботятся взрослые: за здоровьем ребенка следят врачи, медицинские сестры, воспитатели дают знания, дарят тепло и ласку, воспитывают быть добрыми и дружными.
Игра «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем»
Игровой этюд в команде. Одна команда показывает имитирующие движения домашних дел, другая команда, отгадывает, затем меняются ролями.
- Мы с вами много говорили о семье, о заботливом отношении к членам семьи, о ваших правах и обязанностях.
Самостоятельная деятельность детей
- А сейчас ребята, предлагаю вам нарисовать символ семьи. И рассказать, что он означает.
(Дети под мелодию «Мама для мамонтенка» рисуют символы)
(Затем дети рассказывают о символах своей семьи, о своих правах, о любви в семье, о дружеских взаимоотношениях с родными)
(Воспитатель предлагает детям из рисунков символов семьи сделать альбом)
III. Заключительная часть
- С каким правом мы сегодня познакомились?
- Желаю вам ребята, чтобы ваши права в семье никогда не нарушались, и что бы у каждого ребенка была дружная и счастливая семья.
(Стихотворение)
Без прав на свете жить не сможем,
Всегда и везде нам право поможет,
Как хорошо, что есть права,
Они великой силой обладают