Ирина Федоровна Козлова
Средства оценки и контроля образования
▼ Скачать + Заказать документы
ДИАГНОСТИКА— это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение его результатов. Без диагностики невозможно эффективно управлять дидактическим процессом, достичь оптимальных для имеющихся условий результатов. Целью дидактического диагностирования является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его продуктивностью. Различают диагностирование достигнутых результатов, промежуточных состояний успеваемости, а также возможностей обучаемых.
Цель контроля – определить состояние, выявить негативные тенденции, понять причины, мешающие выполнению учебных планов.
Публикация «Средства оценки и контроля образования» размещена в разделах
Контроль- процесс обеспечения достижения целей учебно-воспитательного учреждения с помощью оценки и анализа результатов деятельности, оперативного вмешательства в учебно-воспитательный процесс.
Контроль также определяют как механизм проверки выполнения нормативно-установленных задач, планов и решений.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КОНТРОЛЯ :
-Определение фактического состояния процесса (системы) в данный момент времени;
-Прогнозирование состояния или поведения процесса на будущий период времени.
-Изменение состояния или поведения процесса для обеспечения оптимального значения характеристик.
-Сбор, передача, обработка информации о состоянии процесса.
ПРОЦЕСС КОНТРОЛЯ ПОДРАЗДЕЛЯЕТСЯ НА НЕСКОЛЬКО ЭТАПОВ:
1. определение желаемого результата;
2. изменение фактически достигнутого результата достижения;
3. оценка достигнутых результатов;
4. корректирующие действия.
ОЦЕНКА включает в себя квалификацию степени развитости определенного свойства у оцениваемого лица, а также количественную и качественную оценку его действий или результатов деятельности. Такими являются, например, школьные отметки. Они характеризуют в баллах абсолютные и относительные успехи ученика: абсолютные в том смысле, что сама по себе отметка свидетельствует о качестве знаний или поведения школьника, а относительные потому, что, пользуясь отметками, можно сравнивать их у разных детей.
МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ (ВНЕШНИЙ, ВНУТРЕННИЙ, САМОАТТЕСТАЦИЯ). Гарантия качества или управление качеством, решаемое в первую очередь путем использования мониторинга качества, означает поэтапное наблюдение за процессом получения продукта, чтобы удостовериться в оптимальном выполнении каждого из производственных этапов, что в свою очередь, теоретически предупреждает выход некачественной продукции.
Элементы являющиеся частью системы мониторинга качества образования :
- установление стандарта;
- операционализация стандартов в индикаторах (измеряемые величины);
- установление критерия, по которому возможно судить о достижении стандартов;
- сбор данных и оценка результатов;
- действия, принятие соответствующих мер, оценивание результатов принятых мер в соответствии со стандартами.
Педагогический мониторинг – это диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса, отслеживание его хода, результатов, перспектив, развития.
ОБЪЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Объекты процессуального плана.
Педагогический процесс в целом. Его составные:
обучение;
воспитание;
развитие;
подготовка.
Методы оценивания диагностической информации:
методы шкалирования;
методы рейтингового оценивания;
методы статистики (многомерной группировки, корреляционного регрессивного анализа);
методы обработки диагностической информации и т. д.
Методы представления и накопления результатов диагностики
основные виды заключений:
-об объеме и уровне сформированности навыков и умений;
-об уровне воспитанности и личностном развитии;
-об уровне профессиональной подготовленности;
-об эффективности педагогической системы и отдельных ее элементов.
ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
предварительная педагогическая диагностика - заключается в определении уровня подготовки, обученности и воспитанности. Определение рекомендаций и принятие решений по пригодности к обучению, тому или иному виду профессиональной деятельности объекта диагностики;
-оперативная диагностика - предполагает оперативное определение, выявление педагогически значимых характеристик объектов диагностики для экстренного принятия решений, определения воспитательных мер, коррекции педагогических воздействий;
-контрольная диагностика - включает проверку хода педагогического процесса, выявления результативности процесса обучения, воспитания, при этом уточняются известные характеристики, динамика их развития, определяется их актуальное состояние со стороны специально назначенных для контроля (проверки) должностных лиц. Цель – уточнение информации о состоянии педагогического процесса, уровне подготовки его участников;
-повседневная (текущая) диагностика - заключается в решении диагностических задач в обычных, текущих условиях осуществления диагностического процесса. Проводится путем постоянного, ежедневного выявления, анализа и оценки педагогически значимых характеристик объектов диагностики и учета данных характеристик в педагогическом процессе;
-итоговая педагогическая диагностика – проводится в конце четверти, учебного семестра, учебного года, периодов обучения, по окончании изучения разделов программы. Она осуществляется на специальных проверочных занятиях.
Педагогический контроль – система проверки результатов обучения и воспитания студентов.
Цели контроля :
-обобщение и закрепление ранее сформированных ЗУН ;
-оценка эффективности и результативности учебно-познавательной и самообразовательной деятельности каждого обучающегося;
-самоконтроль и самоанализ преподавателя за результатами собственной преподавательской деятельности.
-Основные условия эффективности педагогического контроля :
-всесторонний характер контроля;
-систематичность и регулярность контроля;
-объективность и доброжелательность преподавателя по отношению к обучаемому.