Мария Бакутина
Средовые решения для реализации детского выбора в образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире принципиально меняется жизнь вокруг-социальный мир, предметная среда, воспитательные, семейные модели и устои. Поэтому основной задачей современного образования и воспитания является умение привить ребенку те навыки, умения и способности, которые востребованы на сегодняшний момент. Общество требует от человека быть инициативным, самостоятельным, отстаивающим свою точку зрения, нравственную позицию, решающим сложные задачи, целеустремленным и умеющим выбирать свой путь!
Публикация «Средовые решения для реализации детского выбора в образовательном процессе» размещена в разделах
В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. Согласно ФГОС ДО образовательная деятельность осуществляется в процессе самостоятельной детской деятельности. Это требует создания специальных условий. Во-первых, организации предметно-развивающей среды, которая стимулирует проявления детьми самостоятельности и творчества, развития детских интересов. Во-вторых, использование педагогом специальных методов и приемов, побуждающих к проявлению детьми самостоятельности в разных видах деятельности.
Детский сад комбинированного вида № 77 в котором я работаю является региональной инновационной площадкой для нескольких проектов. В своем учреждении мы используем инновационную технологию Л. В. Свирской «Детский совет», которая подразумевает выявление детских инициатив, интересов и предпочтений, развивает коммуникативные возможности, социальную компетентность. Каждый воспитанник, в рамках темы проекта может выбрать тот вид деятельности, который ему интересен на данный момент. Одним из элементов технологии является круг выбора, оно поделено на 7 секторов у каждого сектора свой цвет соотвецтвующий цвету центра активности, и картинка понятная детям. На круг выбора крепятся прищепки также схожие по цвету с тем центром активности к которому они прикреплены. Количество детей которые могут работать по центрам регулируются воспитателем. После презентации центров активности дети приступают к выбору снимают прищепки с круга и прикрепляют их к своей одежде. Затем расходятся по центрам цвет на прищепке соотвецтвует цвету того центра на который пал выбор ребенка. Для визуализации мы также используем флажки.
В центре конструирования дети имеют возможность строить и придумывать разнообразные конструкции из модулей разного размера и материала.
В центре грамоты и книги дети могут закреплять навык чтения (для подготовительной группы, изготавливать книжки-самоделки, разыгрывать разные сказочные сюжеты, рассматривать картинки, что также способствует всестороннему развитию личности.
В центре наука и окружающий мир детям предоставляется возможность заниматься самостоятельной исследовательской деятельностью. Использовать различный природный материал как для исследования так и для творческих идей.
В центре творчества дети, применяя разнообразные виды изобразительной деятельности : рисования, лепки, аппликации, совершенствуют умение работать по задуманному, опираться на образец, применять разные техники при работе.
В центре математики дети развивают логику, мышление, учатся сравнивать, считать, знакомятся с геометрическими фигурами.
В центре здоровья и безопасности дети знакомятся с правилами безопасности в быту и жизни, здорового образа жизни.
В центре музыки и театра ребята разыгрывают известные им сказки озвучивают их.
Внедрение принципа свободного выбора не создает никакого хаоса в группе. Напротив, использование определенных технологических ключей, способствует воспитанию у детей самоконтроля и ответственности. Каждый центр активности в группе оснащается такими материалами, которые будут стимулировать активность детей и побуждать их к творчеству.
После того, как работа по интересам закончилась, проводится рефлексия, на котором обсуждаются все работы детей. Дети самостоятельно отмечают на доске выбора в каком центре работали что способствует самоанализу и побуждает каждый день проявлять инициативу в разных центрах.
Пространственно-развивающая среда, находящаяся в каждом из центров, не статична, любой материал можно переносить из одного центра в другой для создания задуманной работы (поделки).
Рисунок можно дополнить природным материалом, а при конструировании из коробки дома, можно использовать не только модули, но и нарисованные фрагменты.
В результате такой деятельности, дети учатся быть самостоятельными, целеустремленными, раскрепощенными и умеющими делать свой выбор, что является немаловажным аспектом современной жизни.