Елена Данилова
Среднесрочный проект «Лекарственные растения» для воспитанников старшей и средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация проекта
Представленный проект является результатом работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по формированию экологических знаний о мире лекарственных растений. Проект позволяет детям старшего дошкольного возраста познакомиться с лекарственными растениями через различные сферы деятельности: познавательно-исследовательскую, игровую, коммуникативную, художественно-эстетическую.
Публикация «Среднесрочный проект „Лекарственные растения“ для воспитанников старшей и средней группы» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Проекты
- Проекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2020
В процессе проводимой работы у детей сформировались определё нные умения и навыки: усвоены правила сбора лекарственных растений, их заготовки, применения в качестве лекарственного сырья.
В период работы над проектом дети пополнили словарный запас по данной теме, познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках, поделках из природного материала. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности.
Результатом работы являются создание гербария «Лекарственные растения», проведение праздника «Лесная аптека».
Представленный проект рекомендуется использовать воспитателям в организации работы с детьми по ознакомлению с окружающим миром, экологией.
Опыт нашей работы показывает, что воспитание положительного отношения
к растительному миру должно основываться на взаимосвязи между полученными знаниями и практической деятельностью.
В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали бесценный материал о целебных растениях, систематизировали его и обобщили как опыт работы в данном проекте.
Актуальность проекта
Все процессы в биосфере взаимосвязаны. Человечество - лишь незначительная часть биосферы, а человек является лишь одним из видов органической жизни. Человек на протяжении веков стремился не приспособиться
к природной среде, а сделать ее удобной для своего существования. Теперь мы осознали, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. Всестороннее изучение человека, его взаимоотношений с окружающим миром привели к пониманию, что здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.
В настоящее время хозяйственная деятельность человека все чаще становится основным источником загрязнения биосферы. Различные химические вещества, находящиеся в отходах, попадая в почву, воздух или воду, переходят по экологическим звеньям из одной цепи в другую, попадая в конце концов в организм человека.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В наши дни, когда мир находится на
грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности.
Уже с дошкольного возраста необходимо формировать у детей представления о гуманном отношении к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Если ребенок в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то у него будет сформированы элементы экологической культуры, экологически грамотное поведение в природе, гуманное отношение к лекарственным растениям.
Дошкольники учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Проектная деятельность включает в себя различные виды деятельности, таким образом, мною разработан и реализован проект «Лекарственные растения». Поскольку мышление дошкольников является наглядно-действенным и наглядно-образным, основной упор делался на наблюдения, экспериментирования и собственную продуктивную деятельность в природе.
Цель проекта
Формировать у детей экологическое представление о многообразии растительного мира, о мире лекарственных растений на основе проектной деятельности.
Задачи
• Познакомить детей с лекарственными растениями, их значимости в жизни человека.
• Способствовать развитию у детей познавательной активности.
• Воспитывать экологическую культуру у детей дошкольного возраста во взаимодействии двух образовательных сфер - семьи и детского сада.
Тематика проекта – познавательно - исследовательский, эколого-познавательный, творческий.
Участники проекта - дети старшей и подготовительной группы, педагог и родители.
Длительность проекта – 1 месяц.
Ожидаемый результат
Сформированные знания о лекарственных растениях.
Этапы работы
1. Подготовительный этап
Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
Подбор литературы по данной теме, составление конспектов, подборка картотеки опытов, ситуация общения с детьми на тему: «Что мы знаем о лекарственных растениях?», чтобы выяснить представления детей и заинтересовать проблемой.
2. Основной этап реализации проекта
Тема Цель Деятельность Дата Участники
«Мир лекарственных растений»
Уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях. Познавательная
Презентация
Приложение№ 1 14.07. Воспитатель,
Расширять знания о пользе и применении лекарственных растений. дети
«Травы, которые Продолжать знакомить Коммуникативная 16.07. Воспитатель,
лечат» детей с лекарственными дети
растениями. Научить Приложение №2
различать самые
обычные цветущие
травы: мать - и - мачеха,
одуванчик, подорожник,
мята.
Целевая прогулка Расширить Познавательно- 23.07. Воспитатель,
«Лекарственные представления детей о исследовательская 24.07. дети
растения рядом» мире растений,
познакомить детей о Приложение №3
взаимосвязи
растительного мира и
человека.
«Травушка-муравушка»
Формировать представления о травах, развивать творческие способности. Познавательно-продуктивная
Приложение № 4 28.07.
Воспитатель, дети
1. «Шиповник».
Презентация лекарственных растений
Дать детям понятие о свойствах лекарственных растений – шиповник, его характерных особенностях. Познавательная В
течение
всего
проекта
Воспитатель, дети
2. «Мята» Формировать Познание В Родители,
представления детей о Коммуникативная течение дети
лекарственном (чтение всего
растении. Уточнить художественной проекта
знания о значении слов: литературы)
эфирное масло, кулинар,
стоматолог. Приложение №5
3. «Подорожник» Закрепить знания о Познавательная В Родители,
понятии «лекарственное течение дети
растение». Приложение №5 всего
Воспитывать проекта
любознательность,
интерес к родной
природе.
4. «Ромашка» Сформировать Познавательная В Родители,
элементарные течение дети
представления о Приложение №5 всего
ромашке, ее частях проекта
(серединка, лепестки, Презентация
стебель, листочки,
характерных признаках
и лечебных свойствах.
5. «Мать – и – мачеха» Формировать представление о лекарственном растении и его целебных свойствах.
Познавательная
Приложение №5
Презентация
В течение всего проекта Родители, дети
6. «Клевер» Формировать представление о лекарственном растении и его целебных свойствах.
Познавательная
Приложение №5
Презентация
В течение всего проекта Родители, дети
«Лекарственные Предоставить Познавательная 15.07. Воспитатель
травы. Могут ли информацию для (Папка-
они вам помочь?» родителейпо теме. передвижка)
Приложение №6
Экологическая Рассмотреть Познавательная 03.08. Воспитатель,
беседа «Правила экологические знаки, Коммуникация дети
поведения в при помощи которых
природе» взрослые и дети учатся Приложение №7
правильно вести себя в
окружающей их
природе.
«Мир Развивать Коммуникативная, В Воспитатель,
лекарственных познавательные двигательная течение дети
растений» способности на основе всего
Дидактические, сформированных Приложение №8 проекта
пальчиковые игры представлений о
лекарственных
растениях.
Стихи, загадки о Развитие мелкой Коммуникативная, В Воспитатель,
лекарственных моторики, памяти, двигательная течение дети
растениях. выразительности речи. (заучивание стихов, всего
физкультминуток, проекта
отгадывание
загадок о
лекарственных
растениях
Приложение №9
Плакат «Берегите Воспитывать бережное Познавательно- 24.07. Воспитатель,
лекарственные отношение к природе, продуктивная 27.07. дети
растения» формированию у детей (аппликация)
желание сохранить
окружающую среду. Приложение №10
Конструирование Формированию у детей Продуктивная В Воспитатель,
из бросового и желания сохранить (ручной труд) течение дети
природного окружающую среду. всего
материала Приложение №11 проекта
«Улыбки цветов»
«Лесная аптека» Прививать любовь к Художественно- 06.08. Воспитатель,
прекрасному, развивать эстетическое дети
музыкальный слух.
Воспитывать любовь и Приложение №12
бережное отношение ко
всему живому.
Оформление гербария Закрепить имеющиеся у Взаимодействие с В Родители,
«Лекарственные детей знания о родителями течение дети,
растения» лекарственных всего воспитатель
растениях. Приложение №13 проекта
14.08. Родители,
Фотовыставка Презентация проекта Приложение №14 дети,
воспитатель
3. Заключительный этап
В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов, собрали материал о лекарственных растениях нашего края. Совместно с детьми была оформлен гербарий.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать с некоторыми видами природного материала. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках. В процессе работы над проектом мы пришли к выводу, что растения не только украшают нашу жизнь, кормят нас, но и являются лекарством от многих недугов. Узнали, какие лекарственные растения растут в нашей местности, о применении лекарственных растений при различных заболеваниях.