Ирина Алфеева
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Агрегатные состояния воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Сформировать представления детей об агрегатных состояниях воды.
Задачи:
- учить детей находить противоположности;
-развивать диалогическую роль детей;
-учить детей отстаивать свою точку зрения;
- развивать познавательные способности детей, творческое мышление:
- воспитывать дружелюбное отношение к окружающим, желание помогать;
-вызывать положительные эмоции.
Оборудование:
- игрушка «Нюша» («Смешарик»);
-тазик для стирки;
-утюг;
- блюдце и кусок льда для каждого ребенка.
Публикация «Занятие по опытно-экспериментальной деятельности „Агрегатные состояния воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Ход занятия:
Восп. : Ребята, а вы любите играть? Я знаю очень интересную игру, которая называется: «Скажи наоборот» и предлагаю вам сыграть в нее. Согласны? Тогда внимательно слушайте, Я буду начинать, а вы продолжать предложение.
- Днем светло, а ночью… (темно) :
- Камень тяжелый, а пух… (легкий);
- Ручей узкий, а река… (широкая);
- Летом жарко, а зимой (холодно);
-Лед твердый, а вода (мягкая);
Восп. : Понравилось ли вам играть? Я так с вами заигралась, что забыла рассказать, что забыла рассказать- Я вам принесла удивительную вещь- каждому по кусочку льда. Казалось бы проще простого – зимой льда вон сколько? Мы катаемся на нем и падаем и из-за этого даже злимся на него. А я вот задумалась- все-таки удивительная вещь этот лед. (воспитатель раздает каждому ребенку по кусочку льда на блюдцах).
Восп: Всем хватило льда? Послушайте про лед стихотворение:
Я холодная ледышка,
Я такая как водичка,
Лишь холодную зимой,
Можешь ты играть со мной.
А что мы знаем про лед, какой он? Возьмите его в руки.
Дети: твердый, скользкий, холодный, непрозрачный.
Восп: А что это такое происходит с нашими кусочками льда?
Дети: Они тают.
Восп. : Во что превращается лед?
Дети: В воду.
Восп: Правильно, лед постепенно превращается в воду. А почему так происходит, что лед тает.
Дети: Лед тает от тепла.
Воспит: Да, наши ладошки теплые. Они нагревают холодный лед, и он начинает таять. Посмотрите, сколько уже воды натекло в ваши блюдца. А что мы можем сказать о воде, какая она?
Дети: Вода жидкая, холодная, текучая.
Воспит: Давайте попробуем сравнить лед и воду. Интересно похожи они между собой или нет?
- Лед твердый, а вода (мягкая, жидкая);
- Вода прозрачная, а лед (не прозрачный, мутный);
-Лед скользкий, а вода (не скользкая).
Восп: Значит лед и вода совсем разные и совсем не похожие? Может есть что-то общее у них, одинаковое?
Дети: Лед и вода холодные.
Восп: Вода ведь и теплая может быть, а лед нет. А теперь подумайте и скажите, вода и лед это одно тоже или нет? (Дети отвечают и обосновывают свои ответы).
Восп. : Что же у нас получается. Мы можем сказать, что вода и лед разные, но в тоже время они одинаковые.
Отложите пока в сторону блюдца со льдом и встанем в круг немного отдохнем. (Физкультминутка- дети выполняют движения в соответствии с текстом) :
Тихо плещется вода,
Мы плывем по теплой речке,
В небе тучки как колечки,
Разбежались кто куда.
Мы на берег вылезаем,
Чтоб обсохнуть погуляем,
А теперь глубокий вдох,
И садимся на песок.
(Дети садятся на стулья)
Восп. : Достает игрушку «Нюшу». Вы знаете, я пришла сегодня к вам не одна. Со мной пришла моя подружка Нюша. Нюша поздоровайся с детьми, (здоровается с детьми и что-то шепчет воспитателю). Мне сейчас Нюша рассказала, что пришла она к вам за помощью. Ей сегодня надо идти к Крошу на день рождения. Она нарядилась, но по дороге у нее слетел бант и испачкался, может мы поможем ей. Что нужно сделать с бантиком, чтобы он стал чистым.
Дети: Надо постирать.
Воспю: Для того чтобы постирать бантик нам нужна вода. А где ее взять?
Посмотрите, что случилось с вашим льдом, он растаял и получилась вода. Давайте я соберу всю воду вот в эту емкость (воспитатель выливает воду из блюдец в тазик). Много получилось воды, хватит, чтобы Нюше постирать бантик. Ой какая она холодная, даже можно сказать ледяная. (воспитатель стирает бантик, продолжая обсуждение). Вот вода ледяная, холодная. как и лед. А может ли быть такое, что это и лед и вода одновременно?
Дети: Это когда лед тает.
Восп. : Ну вот бантик твой готов Нюша, чем ты недовольна? Ребята, Нюша говорит, что бантик какой. ?
Дети: Мокрый.
Восп. : Не хочет Нюша идти в мокром бантике. Что же нам делать? Как высушить его?
Ответы детей…
Восп. : Послушайте и отгадайте, что нам поможет высушить бантик.
- Чтоб белье погладить в раз,
В руки мы берем сейчас,
Бытовой прибор такой,
Пар пускает он крутой (Утюг).
Восп. : Попробуем погладить мокрый бантик. Посмотрите что это такое поднимется в воздух.
Дети: Пар.
Восп. : Да это пар поднимется. А что случилось с нашей ленточкой. Она совсем сухая. Потрогайте (дети трогают высохшую ленту). А куда же делась вода.
Дети: Вода испарилась.
Восп. : Да вода превратилась в пар и испарилась в воздухе. Что же у нас получается?
Сначала был лед, и он превратился в воду, а вода превратилась в пар.
-Когда лед превратился в воду? (Когда его погрели наши ладошки);
- Когда вода превратилась в пар? (Когда погладили горячим утюгом).
Восп. : Теперь я думаю, Нюша будет довольна, получив свой чистый бант. Мы с вами выяснили, что может быть лед и вода одновременно. А вода и пар могут быть одновременно.
(После обсуждения дети приходят к выводу, что существует, такой маленький промежуток времени, в который капелька начинает подниматься в воздух).
Восп. : Смотрите, казалось бы, я вам принесла, самую простую ледышку, а сколько чудесных превращений нам удалось с ней совершить.