Ирина Картамышева
Способы повышения уровня мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Важной составляющей личностного развития старшего дошкольника является компонент мотивации учения – сферы поведения, характеризующейся возрастанием положительного отношения к учению, побуждением к внутренней активности, что необходимо для успешного вхождения ребенка в школьную жизнь. Мотивационная готовность предполагает сформированность ”внутренней позиции школьника” и адекватных ей социальных и познавательных мотивов учения.
Публикация «Способы повышения уровня мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе» размещена в разделах
Формированию качеств мотивационной готовности, необходимых будущему первокласснику, помогает система педагогических воздействий, обеспечивающих всестороннее развитие ребёнка и правильная подготовка его к регулярному обучению в школе. С целью формированию у детей положительного отношения к школе и мотивации учения педагоги-психологи и воспитатели направляют свою работу на решение основных задач:
• формирование у детей представлений о школе;
• формирование положительного эмоционального отношения к школе;
• формирование опыта учебной деятельности;
• формирование позиции будущего школьника.
Хорошее психическое развитие ребенка помогает успешному обучению в школе и это один из главных способов, повышающих его мотивационную готовность. Повысить ребенку мотивацию к обучению в школе помогут игры и упражнения на развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти, восприятия, воображения; эмоционально-волевой сферы, общения.
Для повышения уровня мотивационной готовности с будущими первоклассниками в детском саду педагоги используют способы работы : беседы о школе; рисуют школу; читают рассказы и стихи о школе; рассматривают фото из школьной жизни; играют в сюжетно-ролевые игры по теме: «Школа»; совершают экскурсии в школу, в школьную библиотеку; знакомят с основными атрибутами школьной жизни; организуют приходы школьников в детский сад; разыгрывают ситуации с образом «хорошего ученика» и «плохого ученика», примером правильного и неправильного поведения будущего ученика.
Ребенок будет хотеть ходить в школу, если он будет знать, для чего нужно учиться, например: «В школу нужно ходить для того, чтобы выучиться и стать тем, кем захочешь» или: «Без учения никакого дела не сделаешь».
Способы, повышающие мотивационную готовность
старших дошкольников к школе.
Упражнение: «Здравствуй, солнышко!» «Здравствуй, школа!».
Сформировать у ребенка интерес учиться поможет чувство радости того, что он идет в школу, а для этого нужно научиться радоваться школе, как солнышку.
Попросить ребенка мысленно представить солнышко. Подтянуться на носочках, поднять руки вверх и поздороваться с солнышком: «Здравствуй, солнышко»! Руки опустить, выдохнуть. Спросить у малыша, рад ли они солнышку? Так давай радоваться школе, как солнышку. Подтянуться на носочках, поднять руки вверх и поздороваться со школой : «Здравствуй, школа»! Руки опустить, выдохнуть.
Сюжетно-ролевая игра “Школа”.
Игра углубляет интерес и положительное отношение к школе; закрепляет умение исполнять взятые на себя роли.
Материал: пластилин, предметные картинки.
Ход игры.
Педагог предлагает поиграть в школу; выбирает тему урока с учетом интересов и предпочтений дошкольников; в роли учителя – ребенок; воспитанники лепят из пластилина предметы, согласно теме урока.
Прогулка к зданию школы.
Прогулка к зданию школы формирует у дошкольников представление о празднике всех школьников – Дне знаний в начале учебного года; вызывает интерес и положительное отношение к школе.
Педагог приводит детей на линейку в школу, рассказывает о том, что когда дети поступают в школу, они сначала идут в первый класс, их называют учениками; учит их учитель; рассказывает, что такое урок и перемена и что перед началом и в конце урока звенит звонок.
После линейки педагог спрашивает у детей: понравился ли им праздник – День знаний? Слышали ли они звонок? Что он означает?
Экскурсия в класс.
Экскурсия в класс дает представление о том, что такое класс; знакомит с учителем, правилами поведения в школе; вызывает интерес и эмоционально положительное отношение к труду учителя и к нему самому.
Педагог ведет детей на экскурсию в школу – в класс, знакомит их с учителем; показывает раздевалку, спортивный зал, столовую, кабинет медсестры; знакомит с учителем. Дети садятся за парты. Учитель рассказывает, чем ученики занимаются в школе, показывает класс, плакаты, доску, выставку работ первоклассников. Учитель излагает, как интересно проходят уроки и как много узнают школьники, посещая уроки; показывает учебники; знакомит со школьными правилами; сообщает, что ученики одного класса не только вместе посещают уроки, но и вместе играют, ходят в театр, в цирк, на экскурсии, участвуют в различных конкурсах.
Экскурсия в школьную библиотеку.
Экскурсия в школьную библиотеку знакомит детей с трудом библиотекаря, показывает значимость его труда; формирует любовь к книгам и бережное отношение к ним; углубляет интерес к школе.
Ход экскурсии.
Педагог приводит детей в школьную библиотеку. Воспитанники знакомятся с библиотекарем, который приглашает их к стеллажам с книгами и предлагает рассмотреть их.
Педагог обращает внимание воспитанников на книжные полки – стеллажи. На стеллажах стоят книги. Просит детей обратить внимание на то, как аккуратно и ровными рядами они расставлены. С ними нужно бережно обращаться. Нельзя: загибать уголки книг, рвать, писать на страницах, бросать, пачкать. Книги нужны, чтобы узнать много интересного, стать грамотными. Объясняет детям, что библиотека – это хранилище книг, а люди, которые берут в библиотеке книги – читатели.
Повышение уровня мотивационной готовности старших дошкольников побуждает к учению, оказывает определенное влияние на формирование и характер их учебной деятельности. Педагогам рекомендуется формировать положительные представления будущего первоклассника о школе, верить в каждого ребенка и выражать уверенность в его возможностях; одобрять достигнутые результаты малыша; оценивать его действия и поступки; учить воспитанника объяснять свои успехи и неудачи; сравнивать достижения ребенка с его прежними результатами; поддерживать детскую активность, исследовательский интерес и любопытство.
Список использованной литературы:
1. Бучкова, А. Пора в школу! Современная психологическая подготовка к школе / А. Бучкова // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 4. – С. 58–65. – ISSN 0012-561X.
2. Макеева, Н. И. Психологическая готовность детей к школе / Н. И. Макеева // Воспитатель ДОУ. – 2019. – № 7. – С. 91–97. – ISSN 2220-1459.
3. Фокина, А. Семь компонентов психологической готовности ребенка к школе и их показатели / А. Фокина // Справочник педагога-психолога. Школа. – 2019. – № 8. – С. 20–24. – ISSN 2221-5077.
4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб. : ПИТЕР, 2000.
5. Гринек, Т. В. Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе / Т. В. Гринек, И. Н. Каменская. – Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). – URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2557/