Мария Курилова
Конспект экспериментально-познавательной деятельности «Способы переноса микробов»
▼ Скачать + Заказать документы
«Способы переноса микробов»
экспериментально-познавательная деятельность по теме «Личная гигиена»
Педагог дополнительного образования Краснова М. А.
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 143» г. Воронеж
Тема: «Способы переноса микробов». (Средняя группа).
Цель: Познакомить детей со способами перемещения микробов.
Словарь: микроорганизмы, микробы, среда обитания, микроскоп.
Публикация «Конспект экспериментально-познавательной деятельности „Способы переноса микробов“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Микробы и вирусы. Все о микробах для детей
- Микробы и вирусы. Конспекты занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Материал: песок, пластмассовые игрушки, мягкие игрушки, носовой и бумажный платочки, емкости с водой, пластмассовые тарелки, перец молотый, жидкость для мытья посуды, мыло порезанное на тонкие кусочки, лоскуты темной однотонной ткани.
Ход занятия:
Предложить детям назвать известные им способы испачкать руки.
Дети называют: грязь, ручки дверей в подъезде, общественный транспорт, грязные игрушки, песок, грязь.
Спросить у детей, можем ли мы увидеть эту грязь и микробы?
Дети говорят: да.
Не всегда мы можем увидеть микробы, иногда нам кажется, что ручки чистые, а на самом деле на них много микробов. Увидеть их мы можем только с помощью микроскопа.
Посмотрите дети на поднос с песком, представим себе, что это не песчинки, а микробы, как вы думаете, что произойдет, если мы в нем "искупаем" свои ручки?
Правую сухую руку кладем на поднос, придавливаем и поднимаем, а затем левую смоченной водой рукой повторяем действие правой.
Предлагаем детям сравнить количество песка на правой руке и на левой.
Затем правой (сухой) ручкой берем различные предметы – платочек, пластмассовую игрушку, мягкую игрушку, платочек, рассматриваем ее и перекладываем в левую (мокрую и грязную). Смотрим и обсуждаем результат.
К какой руке приклеилось больше песочка?
Как сильно испачкалась игрушка после того, как мы взяли ее «сухой» рукой?
Как сильно испачкалась игрушка после того, как мы взяли ее «мокрой рукой»?
Как же нам избавиться от песчинок – «микробов»?
Дети отвечают: к мокрой руке приклеилось больше песчинок, чем к сухой.
Дети отвечают: после «сухой» руки игрушка испачкалась и стала грязной.
Дети отвечают: после «мокрой» руки игрушка стала очень грязной и теперь играть с такой нельзя.
Дети отвечают: надо обязательно пойти помыть руки с мылом.
Совершенно верно, теперь нам надо обязательно помыть руки с мылом и отдать игрушки взрослым, для стирки.
А мы с вами сейчас проведем еще несколько опытов с водой.
Пена в стакане
В глубокую тарелку наливаем воды, добавляем моющее средство и просим ребенка взбить полученный раствор ручкой.
Не забываем напомнить детям об аккуратности и важности соблюдения чистоты на рабочем месте.
В результате над поверхностью воды образуется пышная пена, появление которой объясняется наличием особых молекул в составе мыла. Эти молекулы похожи на булавки, головки которых любят воду, а хвосты воду отталкивают. При смешивании мыла с водой эти «булавки» плотно прижимаются друг к другу и готовы окружить любую жирную грязь плотным кольцом, тем самым очистив загрязненную поверхность или отстирав пятно от ткани. В нашем же случае – мы вдуваем в раствор воздух и эти молекулы, плотно прижавшись друг к дружке, окружают появившийся внутри жидкости газ, тем самым создавая вокруг пузырьков воздуха тонкую пленку.
Показываем фрагмент «Мыльные пузыри» из мультсериала «Фиксики».
Пугливые перчинки
В тарелочку с чистой водой насыпаем молотый перец. Круаные перчинки тонут, а мелкие остаются на поверхности (спросить детей почему так происходит: тяжелые предметы в воде тонут, а легкие плавают). Обмакиваем кончик указательного пальчика в жидкость для мытья посуды и опускаем его в тарелочку. Наблюдаем как мелкие перчинки быстро расходятся к краю тарелки.
Почему так происходит? Все дело в поверхностном натяжении воды. Легкие перчинки лежат на тонкой пленке воды. А когда мы капаем в воду жидкое мыло, пленка разрушается молекулами -«булавками», о которых мы говорили выше. Эти молекулы стремятся отграничить воду и отталкивают перчинки к краю тарелки.
«Сильное» мыло.
Просим детей испачкать ладошку гуашью (желательно использовать яркие цвета – красный, синий, зеленый, фиолетовый). Предлагаем отмыть руку без использования мыла (очень плохо смывается, а затем помыть руки с мылом.
Мыло очень «сильное» и быстро разъело краску и очистила наши руки.
Рисование мылом по ткани
В завершение проводим творческое задание по рисованию мылом на ткани.
Для этого берем кусочек мыла и темную однотонную ткань и предлагаем детям нарисовать что-нибудь на ткани.
Мыло оставляет тонкий белый след и, в случае неточности линии, ее легко можно исправить, протерев участок влажной салфеткой.
Подведение итогов.