Наталья Ванян
Способы формирования и совершенствования информационных и читательских умений учащихся на уроках математики
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время отсутствие прочных традиций семейного чтения приводит к тому, что читающих детей становится все меньше, наблюдается спад читательского интереса. Изменить ситуацию, способствовать развитию информационных и читательских умений учащихся я стремлюсь через использование нестандартных подходов при организации и проведении всех учебных занятий.
Публикация «Способы формирования и совершенствования информационных и читательских умений учащихся на уроках математики» размещена в разделах
Математика является одной из важнейших наук на земле, и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. На уроках работаю над формированием у учащихся элементарных математических представлений и логических структур мышления, которые готовят детей к использованию полученных знаний в повседневной жизни.
Обучение математике веду на практическом уровне через выполнение упражнений с числами и вычислениями, решение текстовых, геометрических задач, через величины и их измерения. Овладение учащимися умением решать задачи оказывает существенное влияние на их интерес к предмету.
В процессе решения задач формирую основные математические понятия курса математики начальных классов, развиваю мышление и речь учащихся.
В процессе решения текстовой задачи придерживаюсь определённых этапов.
- Этапы решения задачи
- Формулировка окончательного ответа на вопрос.
- Проверка решения.
- Выполнение решения и получение ответа на вопрос.
- Поиск решения и составление плана решения.
- Восприятие и первичный анализ.
Остановлюсь на содержании первого – восприятие и первичный анализ задачи. Основная цель ученика на первом этапе – понять задачу. Хочу выделить следующие приёмы выполнения решения текстовой задачи.
Представление той жизненной ситуации, которая описана в задаче, мысленное участие в ней. ( Например: По тексту задачи представить ситуацию, описанную в нём. Через одну – две минуты после чтения задачи прошу двух – трёх учащихся рассказать, что они представили «нарисовать словесную картинку», или один из учеников читает про себя задачу и затем рассказывает о том, как он представляет себе, о чём говорится в задаче. По его рассказу остальные учащиеся составляют текст задачи.)
Применение следующего приёма обеспечивает как понимание содержания задачи, так и запоминание.
На первых уроках по ознакомлению с задачами и на последующих делю текст на части: а) начало события; б) действие, которое произвели (произошло) с объектами задачи; в) конечный момент события, результат действия. Большое внимание я уделяю работе над содержанием задачи, т. е. над осмыслением ситуации, изложенной в тексте, установлением зависимости между данными, а также между данными и искомым.
Работу над отдельными словами и выражениями веду не тогда, когда знакомлю учащихся с содержанием задачи, а раньше, иначе словарная работа разрушает структуру задачи, уводит учащихся от понимания арифметического содержания задачи, зависимости между данными. Для усвоения содержания текста задачи применяю переформулировку задачи.
Цель переформулировки – отбрасывание несущественных деталей, уточнение и раскрытие смысла существенных элементов задачи.
Моделирование ситуации, описанной в задаче, провожу с помощью:
а) реальных предметов, о которых идёт речь в задаче;
б) предметных моделей;
в) графических моделей в виде рисунка или чертежа.
Текст задачи читаю сама или учащиеся.
От того как будет прочитана или прослушана задача, зависит её понимание, а следовательно, и эффективность дальнейших действий по её решению. Есть дети, которым задача дается с трудом, а одной из причин этого, определяющих недостаточный уровень умений решать задачи, является неумение читать задачу. Поэтому важно научить ребёнка «понимать» текст задачи.
Однако этот момент осложняют несколько факторов: наличие длинных предложений, сложная внутренняя структура, информативная насыщенность текста, использование синтаксических конструкций, сложных для понимания.
Для решения этой проблемы учу ребёнка интерпретации текстов. Интерпретировать текст задачи – это значит изменить текст, сделать его понятным для себя.
Задача читается выразительно, выделяются голосом математические выражения, главный вопрос задачи, делая логические ударения на тех предложениях или сочетаниях слов, которые прямо указывают на определенное действие (например, разложили поровну в две вазы, купили 3 тетради по 12 р. за каждую). Между условием задачи и вопросом делаю паузу.
Так как у учащихся данной возрастной категории преобладает наглядно- образное мышление, учу выделять основные (опорные) слова, которые связаны с действием, соответствующим сюжету.
Используя приём «Тонкие» и «толстые» вопросы, формирую умение ставить вопросы и соотносить понятия. «Тонкие» - требующие простого, односложного ответа; «толстые» - требующие подробного, развёрнутого ответа.
Для успешного усвоения условия задачи использую краткую запись. Считаю, что это необходимый элемент в обучении решению простых задач и подготовительный этап к ознакомлению с задачами в два действия. Для этой цели использую опоры — таблицы, выполненные по принципу перфокарт.
Каждая таблица представляет определё нный вид задач: нахождение суммы или одного из слагаемых, нахождение остатка, уменьшаемого или вычитаемого, увеличение или уменьшение числа на несколько единиц, на разностное сравнение чисел, увеличение или уменьшение в несколько раз и т. д.
При составлении вопросов к задаче, формирую умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в парах, группах. В процессе решения развиваю умения разных видов, например: анализировать (вести поиск решения задачи, выделять опорные слова, выполнять краткую запись, обобщать и делать выводы.
Наверное, каждый учитель из своего опыта знает, что сразу же после ознакомления с содержанием задачи ребёнок спешит назвать ответ и только по требованию учителя сообщает решение (3 + 2 = 5). Ошибки при этом маловероятны, потому что сюжеты задач близки жизненному опыту детей, числа в условии небольшие и, следовательно, нужное арифметическое действие и число – ответ можно найти даже по представлению, не прибегая к вычислениям.
Решение задач кажется первокласснику совсем не сложным. Зарождается стремление и постепенно формируется прочная привычка сводить всю работу над задачей к простой вычислительной деятельности. Чтобы избежать поспешного и поверхностного отношения детей к обдумыванию решения задачи, выделяем главное, изучаем и целенаправленно используем его. На учебных занятиях работа над задачей часто связана с получением детьми дополнительной информации, которая невозможна без применения своих читательских умений.
Например: На дубе висело 25 яблок, упало 15 яблок. Сколько яблок осталось висеть на дереве? Для того чтобы правильно решить задачу, дети не только должны будут внимательно прочитать её, но и обратить внимание, где росли яблоки, рассказать, что растет на дубе, как выглядят плоды, сделать правильный вывод.
Развивая информационные и читательские компетенции на уроках математики, учу детей работать с учебником.
Часто на учебных занятиях создаю проблемные ситуации, способствующие развитию читательских умений учащихся, формированию и развитию способности к анализу, сравнению, синтезу, обобщению, конкретизации фактического материала. Например, даю детям задание, где, решив предложенные примеры, они получат фамилию ученого. По окончанию решения предлагаю подготовить сообщение об этом ученом и его деятельности. Использую задачи с избытком или недостатком информации. Тогда для поиска недостающей информации предлагаю использовать Интернет-ресурсы, различные справочные материалы.
Считаю, что обращение к примерам из жизни предоставляет возможность формировать у учащихcя информационную компетенцию. Для развития данного видa компетентности использую следующие приe мы: «Вопросы для любознательных», «Интeрecныe фaкты», «Вoпрocы для умникoв и умниц». Считаю, если учащиеся научатся самостоятельно работать, пользуясь учебником, или какими-то специально подобранными книгами или пособиями, то будет успешно решена задача сознательного овладения знаниями.
Для формирования умения самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы использую приём «Вопросы к тексту учебника» Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание. Приём, способствующий актуализации знаний и активизации мыслительной деятельности «Верные и неверные утверждения» дает возможность быстро включить учащихся в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Стратегия формирует умения : оценивать ситуацию или факты, анализировать информацию, отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+», не верно – «-».
Верные и неверные утверждения ВЕРНО Утверждение НЕВЕРНО
Произведение двух четных чисел является четным числом ВЕРНО ВЕРНО НЕВЕРНО НЕВЕРНО Произведение четного и нечетного числа является четным числом.
С целью повышения интереса к изучению нового материала и созданию положительной мотивации самостоятельного изучения темы использую приём «Верите ли вы…». 30 12
Приё м: «Верите ли Вы, что…»
Угол – это геометрическая фигура
Угол состоит из двух пресекающихся прямых
Бывают углы остроумные и тупые
Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки
Угол может быть тощим
Бывает угол прямой
Равные углы – это те, у которых равны стороны
Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом.
Для развития умения учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания и проявлять творческие способности использую приём «Синквейн».
Думаю, что каждый учитель, планируя свою деятельность, должен сделать выбор и точно ответить на вопрос: каким ему представляется ребенок – человеком, который выполняет, не задумываясь, требования взрослых, или личностью, способной принимать самостоятельные решения и отвечать за свои поступки. Я – за ученика думающего, целеустремленного, творческого.
На мой взгляд, самое главное в развитии информационных и читательских умений учащихся на уроках математики – это организация систематической работы с учебником математики на каждом уроке и дома : до чтения, во время чтения и после чтения.