Олеся Бакулина
Конспект занятия «Способы диагностики и коррекции недоразвития фонематического восприятия у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №1 «СВЕТЛЯЧОК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД СКОПИН РЯЗАНСКОЙ ОГБЛАСТИ
Конспект
подгруппового занятия
Тема: «Способы диагностики и коррекции недоразвития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста»
Автор – составитель:
Бакулина Олеся Сергеевна,
учитель-логопед МБДОУ
«Детский сад №1 «Светлячок»
Публикация «Конспект занятия „Способы диагностики и коррекции недоразвития фонематического восприятия у дошкольников“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
2022 г.
Цель: диагностика, развитие и коррекция фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Коррекционно-образовательные :
диагностировать восприятия речевых и неречевых звуков;
диагностировать умение слышать и дифференцировать заданные звуки и слоги изолированно и в составе слова;
развивать фонематический слух;
развивать слуховое внимание, дифференцированное восприятие звуков и звукосочетаний;
формировать умения выделять звук в потоке звуков, начальный и конечный звуки в слове;
формировать умение различения слов, близких по звуковому составу;
формировать умения находить заданный звук в слове и определять место звука в слове (начало, середина, конец);
развивать навыки звукового анализа и синтеза слов;
Коррекционно-развивающие :
развивать у детей слуховое восприятие, внимание, память, чувство ритма
развивать у детей мелкую моторику: совершенствовать динамическую организацию движений через выполнение пальчиковых упражнений.
продолжать развивать общую моторику: совершенствовать чувство ритма, динамическую организацию движений (точно воспроизводить серию движений);
развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
Коррекционно-воспитательные :
пробуждать интерес к речевому занятию;
вырабатывать умение точно слышать и выполнять инструкцию учителя-логопеда;
воспитывать навыки самостоятельности и самоконтроля, сотрудничества;
воспитывать эмпатию (сочувствие, желание прийти на помощь ближнему).
Методы
Приемы
Словесный
Вопросы, пояснения, уточнение, указание.
Наглядный
Демонстрация слайдов, показ иллюстративного материала по теме занятия.
Практический
Игровое сюжетно-событийное развертывание, игровые проблемно-практические ситуации, дидактические игры.
Оборудование и материалы:
ноутбук, колонки, иллюстрированная картинка, зеркало, мяч, картинки-карточки (17 шт.) : звук «С» : самолет, носорог, кактус, насос; звук «Ш» : камыш, мишка, шкаф, машина; звук «Л» : ложка, стул, белка, полка; звук «Р» : радуга, карта, барабан, пирамидка, ковер.
раздаточный материал на каждого ребенка: листок с заданием, ручки (4 шт., магнитные фишки (46 шт.) красного (14 шт., желтого (18 шт., зеленого цвета (14 шт., 2 магнитных жезла.
Ход ЗАНЯТИЯ:
I .МОТИВАЦИОННО – ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП
Создание положительного эмоционального настроя, акцентирование речевого внимания.
Игра «В зимний холод нам нужны…»
Ребята, мы с вами сегодня отправляемся в увлекательное виртуальное путешествие по неизведанным городам и странам Волшебного мира звуков. Впереди нас ждет много интересного и познавательного, всего того, что очень пригодится в будущем. Научимся правильно слышать и различать звуки, познакомимся со словами похожими по звучанию, но такими разными, научимся рифмовать слова и узнаем, из чего они состоят. А в конце путешествия мы разгадаем, что же нужно для того, чтобы справится со всеми заданиями и не бояться никаких трудностей. Предлагаю выдвинуться в путь. Вот только чего-то не хватает. Посмотрите за окошко, на улице зима - достаточно холодно, и поэтому нужно как следует утеплиться. Для этого сейчас мы с вами сыграем в игру, которая называется: «В зимний холод нам нужны…». Вам нужно назвать и показать предметы в том порядке, в котором они перечислены в стихотворении.
В зимний холод нам нужны:
Свитер, тёплые штаны,
Шапка, шарф и сапоги,
Куртка, варежки, носки.
II. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП
2.1. Какие вы молодцы, отлично справились с заданием. Теперь мы готовы начать путешествие, и начнем наш путь с пешей прогулки. Проводится пальчиковая гимнастика «Пешеход» :
Отгадайте, кто идет? «Ходьба» пальцами одной руки
Ну конечно, пешеход! По раскрытой ладони другой руки
Пешеходом станет каждый, Меняем руки
Кто пешком пойдет в поход. Повторяем движение
Ребята, посмотрите, перед нами какая-то сказочная страна. как она называется: «? КАТ ОТЭ». Давайте приложим зеркало и прочитаем ее правильное название. «ЭТО ТАК?». Вероятно, здесь все перепутано, давайте попробуем вместе разобраться. Нам нужно отгадать загадки-обманки:
В работе он помощник наш,
Всем дозвонится. (карандаш)
Когда луч солнечный потух,
В лесу завыл большой. (петух)
Он зовётся «царь зверей»,
Потому что. (воробей)
Серый шарик только тронь,
Всех уколет тихий. (конь)
Ему бананы рвать не лень,
Свой хобот вытянул. (олень)
Вот и мы и ответили на вопрос: «Это так?» и научились внимательно слушать, что нам очень пригодится. Давайте продолжим наше путешествие. И сделаем это на ракете. Проводится пальчиковая гимнастика «Ракета»
«Начинаем мы взлетать»
Раз, два, три, четыре, пять, (по очереди сгибают пальцы на обеих руках)
Начинаем мы взлетать. (по очереди выпрямляют пальцы на обеих руках)
На ракете улетим (соединяют пальцы рук, поднять руки вверх)
И всю Землю облетим. (руки развести в стороны, сделать круг)
2.2. Ребята, мы очутились на неизведанной планете. Давайте прислушаемся. Слышите, здесь существует свой ритм. Давайте с вами повторим его. Слушайте внимательно.
Х-хлопок, ---пауза
Х___Х
ХХ___Х
Х___ХХ
ХХ___Х___ХХ
Посмотрите, нас кто-то услышал. Это гость с другой планеты встречает нас. Давайте послушаем, что он нам говорит и попробуем повторить за ним.
БАН ТУХ МУН
( Гость сказал: «Приветствую вас!»)
КЯМ МОП ДУТ
(Этот букет вам)
ДЫТУНА БАПУХА
(Вам тут нравится)
ГУДАЙКА
(Наши учёные наблюдают
за вашей планетой)
ТИПУ БАМЯ ГУМИ
(Скоро я сам прилечу на Землю)
А давайте, пока наш новый друг еще не посетил Землю, мы сами ему немного о ней расскажем. Наверняка, жители этой дружелюбной планеты не смогут отличить съедобное от несъедобного, потому что никогда не видели и не ели ничего подобного. Сейчас мы им поможем. Послушайте 3 близких по звучанию слова и назовите то, что можно есть.
Картошка. Ложка. Окрошка.
Апельсин. Блин. Мандарин.
Миска. Сосиска. Ириска.
Банан. Диван. Барабан.
Смотрите, ребята, оказывается, на этой планете растут свои плоды. Послушайте, как они называются и объясните – из каких знакомых слов составлены их названия.
ОГУРБУЗЫ, СЛИЖОВНИК, МОРКОФЕЛЬ, УКРУШКА, ПОМИДЫНИ, ЧЕСЛУК, ВИШБРИКОС, БАКЛАЧОК, ГРУМИДОРЫ.
Посмотрите, наверное, наблюдая, за нашей планетой у инопланетян накопились некоторые вопросы. Мы поможем их решить. Давайте найдем и исправим ошибки в названиях картинок. А то наш новый друг, так и будет думать, что, например, на первой картинке ГИБИДОТ.
МЕГЕМОТ
БЕГЕБОТ
ДИГИМОТ
БЕГЕМОТ
ГИБИДОТ
БИГЕТОТ
КОНФЕТА
ФОНФЕТА
НАКФЕТА
КОНКЕТА
ТАНФЕТА
Ребята, мы с Вами научились внимательно слышать и различать звуки и готовы к новым знаниям. Давайте продолжим наш путь на самолете.
Проводится пальчиковая гимнастика «Самолет»
Я построю самолет,
(разводим руки широко в стороны)
Шлем надену — и в полет.
(показываем «шлем» над головой)
Сквозь волнистые туманы,
Полечу в другие страны,
(шевелим пальчиками)
2.3. Мы оказались в небольшой стране. Все, кто, тут живет, постоянно торопятся и не заканчивают ни одного своего дела, вот и загадки свои они тоже не закончили. Давайте поможем им, назовите последнее слово в рифмовке, выбрав один из 3 вариантов.
Раскрывает Жаба рот,
Громко песенку…
(кричит, поёт, квакает)
На мяч набросился щенок,
Схватил его и …
(наутёк, убежал, разгрыз)
Стали громко петь Еноты,
Даже разучили …
(слова, ноты, стихи)
Я надел большую шляпу,
Чтоб похожим стать на …
(Бармалея, папу, Боярского)
А теперь закончите рифмовки-чистоговорки, подобрав подходящие слова.
ТА-ТА-ТА
В доме.
(красота, темнота, 2 кота)
ТУ-ТУ-ТУ
Мы идём.
(к мосту, к кусту, к коту)
ТЫ-ТЫ-ТЫ
Вижу я.
(банты, листы, зонты)
КА-КА-КА.
(над полем облака, у речки 3 быка, подождём пока, я вижу 2 пенька, правая рука, упали 2 листка)
Ребята, мы с Вами стали научились рифмовать слова, почти как настоящие поэты. И теперь готовы к новым приключениям в новом городе, который называется «Город-вторит» (повторяет). И отправимся мы туда на поезде. Проводится пальчиковая гимнастика «Паровоз».
Ехал, ехал паровоз
(руки сцепить в «замок», вращая большими пальцами)
Прицепил вагон, повез.
(сцепить указательные пальцы)
Ехал, ехал паровоз
(руки сцепить в «замок», вращая большими пальцами)
Прицепил вагон, повез.
(сцепить указательные пальцы)
2.4. Вот мы и на месте. Из названия города понятно, что здесь обитают слова, некоторые из которых похожи по звучанию. Их нам и предстоит найти.
Сейчас я буду парами произносить слова, а вам нужно будет определить похожи ли по звучанию оба слова. Если похожи, то вы подпрыгиваете, а если не похожи, то вы приседаете.
Танки-санки
Кепка-бублик
Утка-будка
Гном-ком
Паук-индюк
Валенки-ботинки
Молодцы-отлично справились! А вот и следующее задание. Ребята, перед нами несколько карточек, на каждой из которых по 3 картинки. Назовите их, из трёх слов выберите одно, которое отличается по звучанию и назовите его.
Ветка, клетка, зонт
Винт, калитка, бинт
Дом, веник, сом
Цапля, индюк, паук
Тыква, венок, совок
Какие вы молодцы, научились находить и различать слова, близкие по звучанию.
2.5. И последний пункт нашего путешествия – Обитаемый остров, на котором живут и дружат слоги. И отправимся мы туда на корабле. Проводится пальчиковая гимнастика «Кораблик».
Вот плывет кораблик мой,
(руки — «полочка», покачиваются)
Впереди ведь путь большой
(руки вперед, ладони сомкнуть углом, имитируя нос корабля)
Крепко я держу штурвал,
(«держать штурвал»)
Я ведь главный капитан
(четыре хлопка в ладоши)
Перед нами на этом острове стоит непростая, но очень интересная задача – научиться слышать слоги, находить их место в слове, и сделать так, чтобы они никогда не терялись. Сейчас мы этим и займемся. Нам предстоит распутать перепутанные слова. Соединив слоги в правильном порядке, мы сможем назвать, получившиеся слова.
Дети на индивидуальных листках с заданиями выполняет по одному заданию.
ФЛИ-ТУ, БАШ-РУ-КА, ЛЕ-ТЕ-ФОН, ДУ-ГА-РА, РЕЛ-КА-ТА
Вы отлично постарались, и самое время размяться. Для этого нам понадобится мяч. Сейчас мы сыграем в игру «Мяч передавай, слово называй». Вам необходимо назвать слово на заданный звук и предать мяч по кругу соседу слева, следующий самостоятельно придумывает слово на этот же звук, не повторяясь.
Используемые звуки: А, К
Корзинка слов: арбуз, апельсин, автобус, автомобиль; кошка, книга, карточка, кит.
Какие Вы-молодцы! Посмотрите, что это – светофор! Никогда бы не подумала, что на острове может быть светофор. И он здесь не с проста, мы сможем продолжить наш путь, только после того, как сыграем в игру «Светофор». По правилам которой, вам будет нужно определить место звука в слове. Если заданный звук слышите в начале слова, то забираете со стола красный кружок, если в середине-желтый, в конце слова-зеленый.
Вы прекрасно вправились с заданием!
Демонстрация карточек с изображениями картонок на звуки: «С», «Ш», «Л», «Р» за столом, ответы детей.
Вот и подходит к концу наше увлекательное, познавательное путешествие. Осталось только ответить на вопрос, который мы задали в начале пути: «Что же нужно для того, чтобы справится со всеми заданиями и не бояться никаких трудностей?» И ответ мы с вами сейчас узнаем.
Перед вами картинки. Соедините первые звуки слов в новое слово.
ЗОНТ, НОСОРОГ, АРБУЗ, НОСОК, ИГЛА, ЯБЛОКО – ЗНАНИЯ.
Конечно, это знания, которые мы с вами получили во время нашего пути по Миру звуков. Самое время вернуться домой. Для этого давайте закроем глаза и «Послушаем тишину». Что вы слышите? Ответы детей. А теперь давайте все дружно за мной повторим специальные заветные слова, которые позволят нам очутиться в детском саду: «БА-ПА-ША-СА».
III. ИТОГОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ.
Вот мы и на месте. Давайте вместе вспомним, где нам удалось побывать. Начали наш путь со сказочной страны, название которой мы смогли прочитать только используя зеркало. Как называлась эта страна? Какое задание мы выполняли? Ответы детей. Это позволило нам научиться внимательно слушать.
А как мы помогли жителю неизведанной планеты? Чему научились, выполняя эти задания? Ответы детей.
Какое упражнения помогло нам почувствовать себя настоящими поэтами? Чему мы научились? Ответы детей.
В какие игры мы играли, отличая слова, похожие по звучанию? Ответы детей?
Кто запомнил, как играть в игру «Светофор», чему она нас научила? Ответы детей.
А сейчас я предлагаю каждому из вас закончить два моих предложения: «Мне было трудно…» и «Сегодня я научился/научилась…»
После нашего увлекательного путешествия, у меня появилась идея. Попробуйте дома или по дороге из детского сада сыграть вот в такую игру: «Каждый знает, что на звук С бывает». Правила очень просты: вы по очереди со своими мамой, папой, бабушкой или дедушкой, а может быть другом или подругой, называете слова на звук С. Это могут быть предметы и явления, которые вам встретятся по дороге, или вы вспомните названия каких-то предметов из дома. В любом случае, вы занимательно проведете время и научитесь чему-то новому и интересному.