Татьяна Самохина
Способы активизации речи детей младшего дошкольного возраста. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В статье отражена проблема речевого развития детей. Опираясь на личный опыт, автор делится апробированными способами активизации речи воспитанников.
Ключевые слова: речь, чтение, игра, наблюдения, мелкая моторика.
Речь является одной из первостепенных потребностей человека. Этим он и отличается от представителей животного мира. Общаясь с другими людьми, человек реализует себя как личность. Именно поэтому судить о развитии личности дошкольника невозможно без оценки уровня его речевого развития.
Публикация «Способы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, Опыт работы» размещена в разделах
Напомним, что речь сама по себе не развивается. Этот процесс возможен только при участии взрослого и полноценно зависит от нормального речевого окружения, своевременного и правильно организованного обучения и воспитания. Таким образом, уделять внимание развитию речи ребенка необходимо уже с первых дней его жизни. И если до поступления в ДОУ это задача родителей, то с началом посещения детского сада воспитатели принимают в речевом развитии детей непосредственное участие.
Работая в группе детей младшего дошкольного возраста и наблюдая за воспитанниками, мы убедились в том, что в группе находится большое количество детей, имеющих недостатки в речи, а порой и задержку речевого развития. Все это послужило мотивом к поиску эффективных способов решения имеющихся проблем и предупреждения возможных последствий.
Итак, речевому развитию детей мы уделяем максимум внимания во всех видах образовательной деятельности. Осветим некоторые из них.
Чтение художественных произведений.
К несчастью, одна из серьезных проблем современности – поколение нечитающих детей. У большинства современных дошкольников отсутствует интерес к чтению. А ведь книга – верный друг и помощник в деле развития и совершенствования детской речи. По этой причине мы стараемся привлечь интерес детей к книгам, используя при этом следующие приемы:
- воспоминания о героях других сказок;
- составление словаря к сказкам;
- придумывание нового конца для сказки.
Особого внимания заслуживает включение в режим дня элементов русского фольклора: потешек, песенок, загадкок.
Наблюдения.
В ходе организации наблюдения в природе, мы стимулируем речевую активность детей следующими способами : сравнение объектов природы, описание увиденного, решение проблемных ситуаций, составление коротких рассказов об явлениях и объектах природы.
Игра
Традиционный, но крайне эффективный способ развития речи дошкольников – это игра. Игровые методы обучения мы используем постоянно: дидактические игры, театрализованные игры, подвижные игра с речевым сопровождением, сюжетно – ролевые игры, игры на развитие речевого дыхания.
Помимо всего перечисленного мы отводим весомую роль развитию мелкой моторики своих воспитанников, используя при этом весь накопленный педагогической наукой опыт : пальчиковые игры, игровой массаж, игры с пальчиковым сухим бассейном, игры с песком, лепку, нетрадиционное рисование и много другое.
Конечно, это не все методы, которые мы применяем в своей работе. Их существует великое множество, главное – выбрать для себя те, которые будут отвечать интересам детей.
В заключение хочется отметить, что профессия воспитателя предполагает огромную ответственность, и от сознательного отношения к собственной деятельность зависит будущее подрастающего поколения. Мы надеемся, что использование всех перечисленных способов, найдет применение у молодых коллег и подарит им идеи для реализации в собственной педагогической практике.
Список информационных ресурсов:
1. Большева Т. В. «Учимся по сказке. Пособие для воспитателей детского сада» / Т. В. Большева. - С – Пб. : «Детство – пресс», 2001.
2. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду / С. И. Гин - М. : ТЦ Сфера, 2010.
3. Ушакова, О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод. реком., мониторинг / О. С. Ушакова. - М. : ТЦ Сфера, 2015.