Виктория Рязанова
Спортивные игры в детском саду
Спортивные игры в детском саду
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создаётся фундамент для воспитания физических качеств. Спортивные игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма, улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств.
Публикация «Спортивные игры в детском саду» размещена в разделах
Спортивные игры укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. В спортивных играх у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, приходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сенсомоторный опыт, развивается творчество. Чрезвычайно важно учитывать развивающую роль радости, сильных переживаний, незатухающий интерес к результатам игры. Увлеченность ребенка игрой усиливает физиологическое состояние организма.
Спортивные упражнения пополняют и обогащают словарный запас такими словами, как «ракетка», «волан», «городки», «кегли», «бита», «клюшка», «шайба» и др. Спортивные игры снимают нервное напряжение, помогают свободному выражению эмоций. Освоение элементов спортивных игр в дошкольном возрасте составляет основу для дальнейших занятий спортом.
Познакомить детей с правилами спортивных игр помогают настольные игры (баскетбол, волейбол, футбол, хоккей и др.).
В дошкольном учреждении всегда имеются в наличии спортивный инвентарь - кегли, кольцеброс, серсо, бадминтон, городки, волейбол, баскетбол, хоккей. В детском саду используются игры, которые дают детям возможность познакомиться с элементами спортивных игр.
Кегли. Играют дети со средней группы. Для игры используют кегли трех размеров (большие, средние, маленькие) по 6 штук и 3 шара. Задача заключается в том, чтобы сбить шаром кегли от линии кона на расстоянии 1,5 – 3 м. для прокатывания мяча туловище надо повернуть вполоборота вправо, правую ногу отставить назад, наклониться вперед. Сбитые кегли ставятся вновь. Фигуры в средней группе придумывает воспитатель, а в старшей и подготовительной группах – сами дети.
Кольцеброс. Эта игра используется в старших группах. Кольцебросы могут быть настольные, настенные и напольные. В качестве кольцеброса используют также сюжетные фигуры (деревянная птица с хвостом, Буратино с длинным носом и др.). Напольный кольцеброс устанавливается на площадке или в спортивном зале. На расстоянии 2 м от него проводят одну линию и на расстоянии 3 м вторую. Играющие договариваются, по сколько колец будет бросать каждый, затем по очереди с первой линии набрасывают кольца на колышки. Исходное положение перед набрасыванием: левая нога отставлена назад, руки вдоль туловища, при прицеливании правая рука с кольцом выносится вперед на уровне пояса; при замахе отводится в сторону левой руки назад; при броске правая рука с кольцом проносится вперед – вниз. После броска туловище выпрямляется. Когда все кольца брошены, подсчитывают, кто больше набросил на колышки. Затем все дети переходят на вторую линию и оттуда набрасывают кольца на конусы.
Бадминтон. Рекомендуется проводить игру в безветренную погоду на ровной площадке. Двое детей становятся на расстоянии 4 – 5 м друг от друга. Один ребенок подбрасывает волан, ударяет по нему ракеткой, направляя его вперед, (а не вверх) в сторону партнера. Тот должен отбить его обратно. Отбивание продолжается до тех пор, пока волан не упадет на землю. В бадминтон играть можно и через сетку.
Для проведения игры надо научить детей держать ракетку правой рукой. Ракетка упирается в основание ладони, пальцы сжаты, а большой палец слегка вытянут вперед и опирается о ручку ракетки.
Сначала с детьми проводятся подготовительные упражнения: манипуляции с ракеткой и жонглирование воланом, игра без сетки сначала с педагогом, а потом друг с другом; игра через сетку.
Городки. Эта игра доступна детям старшей и подготовительной группы. Перед игрой дети договариваются о количестве фигур (3 – 4) и их порядке. Каждый играющий получает две биты и бросает их одну за другой, стараясь выбить городки за пределы квадрата («города»). В начале игры биты бросают с кона, а когда из фигуры выбьют хотя бы один городок, играющий бросает биты с полукона. После того, как будут выбиты все городки, ставится новая фигура. Порядок построения фигур постепенно усложняется.
Детей важно научить правильно бросать биты. Играющий становится за линию, отставляет правую ногу и на шаг назад носком наружу, туловище разворачивает вполоборота вправо. При замахе рука с битой отводится назад, тяжесть тела переносится на правую ногу. Бросок совершается прямой рукой сбоку. При этом тяжесть тела переносится на левую ногу, туловище энергично поворачивается в левую сторону. Бросать биту надо плавно, придавая ей медленное вращательное движение.
Волейбол. Детей учат в передаче мяча и подаче двумя руками. Обучение игре в волейбол складывается из трех этапов (подготовительный, подводящий, основной). На подготовительном этапе нужно научить умению видеть мяч, быстро реагировать на его полет, развить координацию движений. Для этого используется «Школа мяча». На втором этапе (подводящем) детей учат выполнять упражнения с мячом, которые применяются в волейболе: перебрасывать мяч друг другу (высоко, сильно) и ловить его двумя руками, отбивать мяч толчком двух ладоней в нужном направлении. На основном этапе учат перебрасыванию мяча через сетку с соблюдением следующих правил:
1. Мяч в руках не задерживать, а отбивать его выше и сильнее, чтобы перебросить через сетку.
2. Подавать мяч в игру не с угла, а с поля.
Баскетбол. Детей учат ловле и передаче мяча, бросками мяча двумя руками в корзину, ведению мяча в подготовительный период детей 5 лет учат попадать мячом в корзину с места двумя руками от груди, перебрасывать мяч правой и левой рукой. С детьми 6 лет проводятся следующие упражнения: передача мяча друг другу двумя руками от груди, одной рукой от плеча; перебрасывание мяча друг другу от груди в движении; ловля мяча, летящего на разной высоте (на уровне груди, над головой, сбоку, внизу, у пола и т. д.) и с разных сторон; бросание мяча в корзину двумя руками из – за головы, от плеча с разного расстояния (1 – 3 м); ведение мяча одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь в разных направлениях, останавливаясь и снова продвигаясь по сигналу. В основной период дети осваивают правила игры в баскетбол и играют по упрощенным правилам.
Хоккей. В старшей группе дети осваивают ведение (прокатывание) мяча (шайбы) клюшкой по снегу, льду (без коньков, траве в заданном направлении; прокатывание шайбы друг другу в парах, удары по шайбе и попадание в ворота. В подготовительной группе даются задания вести шайбу клюшкой, не отрывая ее от шайбы; прокатывать шайбу клюшкой друг другу; задерживать клюшкой шайбу; обводить шайбу клюшкой вокруг предметов и между ними; забивать шайбу в ворота, держа клюшку двумя руками справа и слева; попадать шайбой в ворота, ударяя по ней с места и после ведения.
Футбол. В дошкольном возрасте дети осваивают элементы игры в футбол. В старшей группе даются задания: прокатывать мяч правой и левой ногой в заданном направлении; обводить мяч вокруг предметов; закатывать мяч в ворота; отбивать мяч о стенку несколько раз подряд; передавать мяч одной ногой друг другу в парах. В подготовительной группе задания усложняются: передавать мяч друг другу, отбивая его правой и левой ногой, стоя на месте (расстояние 3 – 4 м, подкидывать мяч ногой, ловить руками, попадать мячом в предметы; забивать мяч в ворота.
Также необходимо учитывать сезонные и погодные условия.
В теплое время года отдаем предпочтение таким спортивным упражнениям как :
- игры с мячом (баскетбол, волейбол, футбол);
- бег (умеренный, быстрый, на выносливость);
- игры в кегли, городки;
- настольный теннис, бадминтон;
- купание, плавание;
- езда на велосипеде, самокате.
Зимой – это:
- катание на санках;
- развлечение со снежками;
- скольжение по ледяным дорожкам;
- ходьба на лыжах;
- хоккей.
Обучать детей играм с элементами спортивных игр следует постепенно, переходя от простого к сложному. Обучение нужно начинать с изучения общих, сходных для ряда игр, приемов. При разучивании элементарной техники спортивных игр наибольшей любовью (особенно у мальчиков) пользуется игра в городки, а также игры с мячом типа баскетбол, бадминтон, малый теннис. Все спортивные игры при разумном использовании вполне безопасны для детей. Педагог должен учить детей соблюдать основные правила игр. Тогда игра будет в радость!