МААМ-картинки

Спор и ссора. Классный час.

Ольга Бурахина
Спор и ссора. Классный час.
▼ Скачать +Заказ

СПОР И ССОРА.

Цель: познакомить детей с правилами умелого спора и конкретными правилами поведения в ситуации спора; учить уважительному отношению к себе и собеседнику.

Ход мероприятия.

1. Организационный момент

2. Сообщение темы занятия.

За горами, за долами, за дальними странами есть волшебный город Знатоков умелого спора. В этом городе живут удивительные люди, они сказочно вежливы в любых ситуациях, даже в ситуациях спора. Сегодня мы побываем в этом замечательном городе.

Публикация «Спор и ссора, Классный час,» размещена в разделах

Но попадут туда только те, кто научится быть вежливым в любом споре. А помогут нам сегодня некоторые литературные произведения и жизненные ситуации.

Приходилось ли вам спорить с кем-нибудь? Наверняка, приходилось. Но вы, наверно, и не предполагали, что есть определённые этикетные правила поведения в ситуации спора.

Так же думали и ребята – герои рассказа Виктора Драгунского «Удивительный день». Посмотрите, как происходило дело у героев рассказа, и скажите, чем закончился спор детей.

(Инсценировка или чтение рассказа.)

Почему спор перешёл в ссору? Давайте обсудим вместе. (Они не слушали друг друга и горячились.)

Правильно, когда собеседники раздражаются, кричат, то они зачастую не слышат друг друга. Но в чём же заключается главная причина речевой неудачи?

(Они спорят по пустякам. Защищая своё право быть космонавтами, они не задумались, каким должен быть космонавт.)

Да, таким образом, друзья не определили, о чём спорят, то есть не поняли предмет спора. И так случается довольно часто. Давайте не будем уподобляться этим незадачливым спорщиками и познакомимся с секретами талантливого спора.

Известный философ Сократ – один из основателей школы риторической грамоты – ввёл для своих учеников специальные уроки, которые он назвал уроками эристики, то есть уроками «праведного», честного спора, который строился как диалог – уважительный и доказательный.

Были определены и основные правила ведения такого диалога – спора. Вот некоторые из них.

ПРАВИЛА ЭРИСТИКИ (СПОРА)

1. Не спорь по пустякам, то есть без причины.

2. Помни всегда, о чём споришь, то есть о предмете спора.

3. Имей всегда в споре примеры и доказательства.

4. Веди спор достойно : будь спокоен, вежлив, уважай чужое мнение.

А теперь выполним несколько заданий, чтобы проверить свои умения грамотно вести диалог, если собеседники высказывают спорные суждения.

Задание 1. Прочитайте и выберите из предложенных те предложения, которые не имеют основания для спора, в которых нет причины – предмета спора.

На доске:

- Осенью часто идёт дождь

- Телевидение скоро окончательно заменит газеты и книги

- В морях вода имеет солёный вкус

- Настоящая дружба всегда предполагает подчинение друг другу

- Учения корень всегда горек

(Это 1 и 3 предложения.)

Объясните, почему предмет спора в них отсутствует. Сделайте это грамотно: обоснуйте своё мнение, используя обороты: мне кажется, на мой взгляд, по моему мнению.

Задание 2. А теперь выберите те высказывания, которые имеют основания для спора, и составьте монолог – рассуждение. Используйте выражения: во-первых, во-вторых, и, наконец, потому что.

Таким образом, все высказывания, которые имеют противоположные суждения, содержат предмет спора. А неумение понять предмет спора является одной из причин ссоры.

Но не всегда спор проходит так гладко. Иногда в ситуации спора возникают «острые углы».

Давайте рассмотрим ситуацию, которая произошла на перемене. Незнание какого правила эристики привело к ссоре ребят?

(Разыгрывается ситуация.)

- Ты знаешь, какая у нас учительница! Очень хорошая. Лучше на свете нет.

- Ещё чего. Вот наша Зоя Ивановна – это да.

- Неправда, наша лучше.

- Нет наша. Она так объясняет – самый глупый поймет.

- Самый глупый – это ты?

- Сам ты глупый.

- Какое правило эристики ребята не знали?

(Веди спор достойно : будь спокоен, вежлив, уважай чужое мнение.)

Как можно было избежать ссоры? Разыграйте ситуацию правильного ведения диалога – спора.

(Дети разыгрывают ситуацию.)

Не забывайте, чтобы избежать ссоры, важно не сердито оспаривать и перебивать, а спокойно выслушать собеседника, а потом высказать своё мнение. А теперь давайте обратимся к литературным произведениям, которые помогут нам определить, в каких ещё случаях спор переходит в ссору. Перед вами отрывок из рассказа Николая Носова «Телефон».

(Дети читают отрывок.)

Из-за чего возник спор у героев рассказа?

(Мишка сломал телефон и сделал электрический звонок. А его друг обиделся – ведь деньги на телефон они собирали вместе, и телефон был общий.)

Чем закончился спор? Кто из ребят прав в этом споре? Почему?

Сумел ли друг убедить Мишу в своей правоте? (Нет, не смог.)

Прочитайте слова-убеждения друга. Попробуйте вы убедить Мишу, что он не прав.

Какое правило эристики пришло вам на помощь?

Да, когда друг не прислушивается к мнению другого и делает всё по-своему, важно в нужный момент доказать, объяснить ему, что он не прав. Тогда вы избежите ссоры. А теперь настала пора серьёзных испытаний.

Жители сказочного города хотят проверить, как вы поведёте себя в различных ситуациях, и приготовили несколько заданий.

(Учитель раздаёт конверты с заданиями.)

Задание 1. Разыграйте ситуацию так, чтобы спор двух братьев был решён без ссоры.

В семье два брата и один велосипед. Братьям хочется кататься на нём одновременно. Они не только ссорятся, но иногда даже решают, кому ехать первому, с помощью кулаков.

Задание 2. А сможете ли вы быть убедительными в шутливом споре? Попробуйте высказать предложения, чтобы избежать ссоры.

(Дети читают «Вредные советы» Остера и придумывают концовку.)

А теперь послушайте, что предлагает автор.

Задание 3. Ты вступил в спор. Выбирай: топот ног, внимательное выслушивание, спокойный тон, улыбка, кулаки, крик, насмешка.

Да, внимательное выслушивание, спокойный тон, улыбка помогут вам избежать ссоры.

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Подарите улыбки друг другу…

3. Заключительная часть.

Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Город Знатоков умелого спора открывает перед вами свои ворота. Добро пожаловать! Вы считаетесь почётными гостями этого города.

Но, проходя через ворота этого города, нужно произнести фразы, которые являются девизом жителей:

- Спор – не ссора, бойся ложного задора.

- В споре побеждает не тот, кто горячится, а тот, кто думает.

- Только трусы с дураками спор решают кулаками.

(Звучит песня «Улыбка»)

Публикации по теме:

Классный час «Афганская война» Классный час «Афганская война» Пожалуй, на земле никогда не наступит такое время, когда слово «солдат» станет ненужным и незнакомым. Войны.

Классный час «День матери» Всекубанский классный час «Главное слово в каждой судьбе», посвященный Дню матери России Цель: воспитание уважения и любви к женщине, матери;.

Классный час «Дети войны» Цель классного часа: способствовать расширению представлений об истории Великой Отечественной войны, о подвиге нашего народа. Задачи:.

Классный час «Добрый Я» Классный час Составители: Жаркова Е. Е. Семёнова Т. С. г. Арзамас, 2016 г. Классный час на тему: «Добрый Я…» Цель образовательной.

Классный час «Дети войны» ГБОУ «Специальная школа – интернат г. Усмань» Классный час на тему: «Дети войны». Подготовила и провела: Киселёва И. В..

Классный час о толерантности Классный час о «толерантности» Цели: развитие умения понимать чувства, настроения, мотивы поведения других людей; усвоение стандартных приемов.

Классный час «В большой и дружной семье» Классный час "В большой и дружной семье" Цель: способствовать формированию дружеских отношений между людьми; познакомить с многонациональным.

Классный час «В мире профессий» Внеклассное мероприятие Подготовила учитель русского языка и литературы: Курилова И. Ю. В мире профессий Цель: ознакомить учащихся с разнообразным.

Классный час «Вода-чудо природы» Тема:«Вода - чудо природы» Цель: формирование экологических знаний о значении воды и создание условий для духовно-ценностной ориентации.

Классный час «Вода-чудо природы» Тема:«Вода - чудо природы» Цель: формирование экологических знаний о значении воды и создание условий для духовно-ценностной ориентации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Спор и ссора. Классный час.
Опубликовано: 10 октября 2017 в 20:27
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Спор и ссора. Классный час.» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Бурахина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД