Демерчян Виктория Александровна
Специфика профессиональной деятельности социального педагога в инклюзивном образовательном пространстве с детьми и подросткам
▼ Скачать + Заказать документы
Важная сфера деятельности социального педагога – помощь родителям ребенка с ОВЗ в адаптации в школьном сообществе, в микросоциальной среде школы.
Процесс организованного сотрудничества социального педагога с семьё й включает в себя:
- изучение и описание обращений родителей или педагогов за помощью;
- определение общих проблем семьи и её особенностей, отличий от других;
- изучение прошлого семьи;
- определение целей и ожиданий семьи;
Публикация «Специфика профессиональной деятельности социального педагога в инклюзивном образовательном пространстве с детьми и подросткам» размещена в разделах
изучение социально-экономического аспекта жизнедеятельности семьи (размер семьи, состав семьи, уровень образования родителей, социальный статус семьи)
- обследование условий, где проживает семья;
- изучение социально-психологического аспекта образа жизни семьи : поведенческий, эмоциональный и когнитивный компоненты;
- определение внутренних ресурсов семьи: наблюдение форм ответных реакций родителей при общении со специалистами и педагогами (молчат, рассказывают, ссорятся, ведут себя агрессивно, не доверяют и т. д.);
- определение внешних ресурсов семьи: изучение социального окружения семьи, наличие помощи семье от государственных и общественных организаций уже помогал данной семье и помогает в настоящее время;
выделяют следующие этапы работы социального педагога с семьей.
Первый этап - диагностический.
Цели:
- выявление проблемных, дисгармоничных, семей с низким уровнем социализации,
- выявление семейных проблем с точки зрения социализации семьи,
- определение типа семейного воспитания ребенка.
Основной метод – наблюдение за поведением ребенка, его внешним видом, активностью родителей в ходе урочной и внеурочной деятельности.
Социальный педагог использует различные методы изучения семьи:
Наблюдение за субъектами психолого-педагогического сопровождения : наблюдение за детьми; наблюдение за общением в диаде «родитель-ребенок»; наблюдение за родителями; наблюдение за педагогами; наблюдение процессов в школьном сообществе,
- опрос, анкетирование родителей, детей, педагогов, одноклассников.
Итогом диагностического этапа является социальный паспорт семьи.
Второй этап – проектировочный.
Цель: проектирование адресной, в том числе социокультурной, помощи семье ребенка с привлечением специалистов психолого-педагогического сопровождения.
Основываясь на данных диагностического этапа, социальный педагог разрабатывает адресный план работы с семьей, направленный на интеграцию и социализацию ребенка с ОВЗ, коррекцию отношения к ребенку в семье, учитывая при этом преобладающий тип семейного воспитания, коррекцию отношения к ребенку в коллективе сверстников и со стороны педагогических работников.
Третий этап – сопроводительный.
Цель: организация совместной работы с семьей.
Социальный педагог на основе собранной информации о «внешних» ресурсах семейной поддержки, совместно с координатором (завучем) по инклюзии определяет возможности сетевого взаимодействия с учреждениями-партнерами в области социальной поддержки (Служба социальной защиты населения, органы опеки и др., общественными организациями, защищающими права детей, права инвалидов, учреждениями дополнительного образования. Также социальный педагог формирует родительские клубы и/или родительские ассоциации.
В ходе сопровождения семьи ребенка с ОВЗ социальный педагог, взаимодействуя со специалистами разного профиля реализует следующие функции информационную, социально-правовую, посредническую, досуговую, социальную и педагогическую (образовательную, восстановительную (реабилитационную).
Формы взаимодействия социального педагога с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования :
1. Индивидуальная работа с семьей в очном режиме:
- педагог обращает внимание на внешний вид и окружение дома, подъезда, квартиры в случае домашнего визитирования;
- встречаясь с семьей, старается увидеться не только с матерью, но и с отцом, другими членами семьи;
- узнает от родителей о потребностях проблемах и ресурсах;
- спрашивает о внешкольных занятиях ребенка;
- отвечает на вопросы родителей;
- наблюдает за тем, как в семье обращаются с ребенком, обучают и развивают его;
- демонстрирует стратегию поведения, обучения, решения проблем.
В рамках этой же тактики родители наносят визит педагогу (или педагогам). В процессе визита:
- родители наблюдают, как специалист обращается с ребенком (например, присутствуют в классе или на приеме, во время тестирования);
- педагог отвечает на вопросы родителей, объясняет;
- педагог наблюдает, как родители обращаются с ребенком;
- педагог организует консультацию с представителями других служб, если это необходимо ему для лучшего понимания и решения проблем или если это непосредственно может помочь семье;
- педагог предлагает родителям заполнить карты, схемы, вопросники по развитию ребенка, затем сравнивает их результаты со своими ответами;
- родители посещают школьные консилиумы и к комиссии;
- родителям представляется письменный отчет результатов тестирования или оценивания.
2. Индивидуальная работа с конкретной семьей в дистанционном режиме:
- информация и обмен комментариями осуществляются через специально организованный дневник, куда родители и социальный педагог вносят записи, например каждую неделю или две;
- домашний дневник наблюдений анализируется при встрече;
- результаты проведенной реабилитационной работы представляются в отчетах, (раз в полгода);
- педагог, привлекая других специалистов, организует письменные извещения для родителей;
- контакты по телефону;
- родители берут в библиотеке книги, учебные пособия на дом по рекомендации педагога;
родители заполняют карты, вопросники, схемы развития способностей ребенка;
- рекомендуются занятия на выходные дни, предоставляется информация о возможностях отдыха;
- родителям предоставляется возможность знакомиться с содержанием папки материалов по их ребенку.
3. Работа с группой родителей в очном режиме:
- встречи с родителями, обмен информацией, отчет о ходе проделанной работы и успехах ребенка, обсуждение планов на будущее;
- выступления на встрече родителей и ответы на их вопросы;
- организация семинаров для родителей, выступлений, бесед, ролевых игр;
- организация специального курса для родителей по той или иной тематике;
- привлечение родителей к подготовке и проведению культурно-массовых мероприятий;
- интервьюирование родителей об их отношении, дальнейших ожиданиях оказываемой помощи.
4. Работа с группой родителей в дистанционном режиме:
- предоставление родителям информации о том, как, на каких условиях и в каких случаях обратиться к конкретным специалистам (психолог, педагог, заместитель директора по воспитательной работе, директор);
- организация выставки книг, методической литературы в кабинете или «уголке» для родителей;
- подготовка буклета, объясняющего процедуру тестирования, оценивания того, как интерпретируются результаты;
- выдача родителям книг на дом;
- подготовка письменных предложений по домашним занятиям или готовящимся мероприятиям, возможностям отдыха;
- передача вопросников для выяснения потребностей и мнения родителей;
организация стенда или доски объявлений там, где родители ожидают детей.
5. Формирование и развитие контактов между семьями:
- педагог может способствовать развитию сети «нянь» среди группы родителей;
- организовать посещение опытными родителями семей, где появился ребенок, нуждающийся в помощи;
- помочь в организации ассоциации или группы самопомощи родителям;
- приглашать отцов для помощи в работе по починке или наладке чего-либо;
- добиваться того, чтобы родители были представлены в комиссиях или советах школы;
- помогать родителям в организации клубов по интересам и мероприятий для детей;
- добиваться того, чтобы родители защищали свои права, вовлекались в работу общественных организаций, оказывающих влияние на развитие законодательства и порядка, предоставления услуг.