Гульнара Ибрагимовна Гайбулаева
Технология проблемного обучения в соответствии с ФГОС в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Технология проблемного обучения в соответствии с ФГОС
Дошкольное образование теперь является составной частью системы непрерывного образования. Одна из главных её задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребёнка.
Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образовательными технологиями. Одной из них является технология проблемного обучения, именно о этой технологии которую мы используем каждый день на практике мы вам сейчас коротко расскажем!
Публикация «Технология проблемного обучения в соответствии с ФГОС в ДОУ» размещена в разделах
Проблемное обучение что же это – это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая является для ребенка интеллектуальным затруднением.
В СССР она также рассматривались как революционные но в 1932 г были объявлены прожекторством и запрещены.
Проблемное обучение, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку педагогом учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.
Проблемная ситуация которую мы создаем каждый день сами того не замечая – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.
Проблемная ситуация специально создается воспитателем путем применения особых методических приемов:
- он подводит дошкольников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
- сталкивает противоречия практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает детям рассмотреть явление с различных позиций;
- побуждает воспитанников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять;
- факты;
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;
- ставит проблемные задачи.
Например, игра «летает не летает». Ребё нок задумывается над вопросом: «Почему шарик летает?» В понимании ребёнка лететь это крылья а шарик летит сам, беспричинно. Возникает противоречие, начинается процесс мышления – он появляется с желанием найти ответ, перетекающего в процесс поиска и открытия нового решения проблемы. Таким образом, можно увидеть следующий алгоритм создания проблемной ситуации.
1. Находим противоречие (сопровождаем тревогой, отрицательными эмоциями).
2. Осознаём проблему, хотим её разрешить (в эмоциональном плане порождается интерес, мотивация к решению).
3. Ищем решение, выдвигаем гипотезы (в эмоциональном плане – азарт и разочарование).
4. Находим решение (радость, восторг).
Нельзя торопиться с готовым ответом, нужно давать возможность ребёнку подумать. Тогда независимо от того, как был найден ответ – самостоятельно или с помощью воспитателя – ребёнок воспринимает себя как первооткрывателя.
Подводя итог своего выступления, можно сделать выводы:
• Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.
• Ребёнку интереснее мыслить, чем запоминать.
• Никого нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно.
Вывод. Не пытайтесь объяснить ребенку то, до чего, он додумается сам. Дайте возможность каждому ребенку сделать свое маленькое открытие.