Инна Чеснокова
Технология проблемного обучения. ООД «Что такое весна?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить знания детей о признаках весны.
Обучающие задачи : Формировать умение размышлять, доказывать, проводить элементарный сравнительный анализ. Упражнять в умении выявлять признаки сходства и отличия между объектами живой природы, в определении положительных и отрицательных свойств объектов неживой природы.
Развивающие задачи: Развивать наблюдательность, мышление, познавательную самостоятельность и творческие способности детей. Закреплять знания о смене времен года, о перелетных птицах. Развивать умение сравнивать объекты по функции. Способствовать развитию речи детей, умению использовать в речи накопленные знания. Формировать эмоциональную отзывчивость.
Публикация «Технология проблемного обучения, ООД „Что такое весна?“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Воспитательные задачи: Воспитывать навыки творческого применения знаний и умения решать учебные проблемы. Воспитывать любознательность, интерес к явлениям природы, бережное отношение к ней.
Материал: мультимедийная установка, презентация по теме занятия, фланелеграф с набором картинок по теме «Признаки весны», часы «Времена года», эмблемы для упражнения на рефлексию.
Ход занятия:
В. : Ребята, давайте с вами соберемся:
-Наши умные головки будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать, ротик четко говорить.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
В. : Ребята, я сегодня получила письмо. Хотите узнать от кого? Тогда отгадайте загадку:
Там где холод, снег и лед
Этот дикий зверь живет.
Он большой, пушистый, белый,
А еще рыбак умелый.
(Белый медведь).
Правильно, ребята, письмо от Медвежонка Умки. Он спрашивает нас, что такое весна. Расскажем Умке о весне?
Ребята, скажите, когда приходит к нам весна? (Весна приходит после зимы).
А какие три братца – помощника есть у весны (март, апрель, май)
Назовите все времена года по порядку (зима, весна, лето, осень).
Ребята, скажите зима и весна похожи между собой? Если да то чем? (и зимой и весной бывают ясные дни и пасмурные дни, и зимой и весной бывают снег и заморозки, и зимой и весной к нам прилетают птицы, и зимой и весной бывает оттепель, бывают сосульки).
Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Расскажи о весне»
Весна-это, когда ярко светит солнце.
Весна-это, когда бегут ручейки.
Весна-это, когда из теплых краев возвращаются птицы.
Весна-это, когда на деревьях набухают почки.
Весна-это, когда льет теплый дождик.
Весна –это, когда просыпаются животные после зимней спячки.
Ребята, возвращаемся к помощникам весны - к весенним месяцам. Вы знаете, в старину месяц март называли зимобор. Как вы думаете, почему? (В марте зима борется с весной, не хочет уступать свое место весне).
-Где свою первую победу одержала весна в поле или на реке? (в поле)
Я предлагаю вам это доказать на опыте. У нас есть снег с поля и лед с реки. Нам нужно узнать, что же быстрее растопит солнце. Вместо солнца у нас будут настольные лампы. Мы все это оставляем, а сами продолжаем наш рассказ для Умки.
(Звучит фонограмма пения птиц)
В. : Ребята, мы сказали о том, что весной с юга возвращаются птицы, как называют этих птиц?
(На экране появляются птицы)
В. : Ребята, посмотрите на экран и скажите, какие из этих птиц перелетные?
(дети называют)
Как вы думаете, что произойдет, если перелетные птицы не вернутся к нам из теплых краев? (Некому будет защищать растения от вредных насекомых. Погибнет урожай. Некому будет разносить семена цветов, трав, ягод по земле. Люди не услышат прекрасных голосов птиц).
А если бы птицы могли петь, как люди, словами, о чем бы они нам рассказали в своих весенних песнях? (Птицы бы нам спели о теплых краях, в которых они зимовали. О том, как они скучали по родине. О том, что они видели в дороге).
Игра «Сравни» (с мячом)
Соловьи поют, а вороны (кричат,
Воробьи не улетают зимой, а дикие утки (улетают в теплые края,
Ворона, зимующая птица, а скворец (перелетная,
У снегиря грудка красная, а у синички (желтая,
У воробья глаза маленькие, а у совы (большие,
У сороки хвост длинный, а у синички (короткий,
Воробей прыгает, а грач (ходит,
Грач строит гнездо на дереве, а ласточка (под крышей,
У цапли ноги длинные, а у утки (короткие,
У воробья клюв маленький, а у вороны (большой,
У грача крылья большие, а у синички (маленькие,
Журавли летят клином, а ласточки (стайкой).
В. : Ребята, второй месяц весны в старину называли снегогон, как вы понимаете это название?
(Это название означает, что кругом тает снег, бегут ручейки и стекают в реки).
-Правильно, вода в реках начинает прибывать, иногда даже выходит из берегов и затопляет все вокруг. Это явление называется половодье.
Посмотрите на экран. (На экране картинка заяц на маленьком островке, а вокруг вода). С этим зайкой случилась такая история: Обрадовался косой весне и побежал по лесной полянке, вдоль ручья посмотреть, что где творится. Скакал, скакал с кочки на кочку, любопытно рассматривал все происходящее в лесу, прислушивался к разным новым звукам. А солнышко тем временем припекает, топит снежок, кругом бегут маленькие ручейки. Все зайке было интересно, везде он хотел сунуть свой любопытный нос. По дороге встретил своих друзей зайчат, побегал с ними, поиграл. Но тут понял, что пора возвращаться к маме-зайчихе и пустился в обратный путь. Прыг, скок по кочкам. Прыгнул на одну и видит, что кругом вода прибывает. Впереди уже нет ни одной кочки, и сзади кочку покрыла вода. Что делать бедняжке не знает.
Давайте ребята подумаем, как можно помочь зайке. (Можно зайке бросить бревно, можно спасательный круг, можно доплыть до него на лодке и взять его, построить плот).
Физкультминутка. «Пришла весна»
Улыбаются все люди – весна, весна, весна! (дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают)
Она везде, она повсюду – красна, красна, красна! (ритмичные повороты головы и туловища)
По лугу, лесу и полянке – идет, идет, идет. (ритмично шагают на месте)
На солнышке скорей согреться – зовет, зовет, зовет! (взмахивают обеими руками к себе)
И в ручейке лесном задорно – звенит, звенит, звенит. (щелчки пальцами рук)
По камушкам в реке широкой – журчит, журчит, журчит. (потирают ладошки)
Разносит запахи повсюду цветов, цветов, цветов. (делают из пальцев бутон, нюхают)
И все живое сразу слышит весенний этот зов. (ритмично сжимают и разжимают пальцы)
А сейчас давайте посмотрим, что стало с нашим снегом и льдом, подойдите к столу посмотрите. Что мы видим? (Снег растаял, а лед еще нет. Это доказывает нам то, что на поле быстрее приходит весна, чем на реку).
И наконец, май-третий месяц весны в народе называют травень, цветень.
Как вы объясните эти названия? (В мае становится совсем тепло. Выросла травка, распустились цветы, цветут плодовые деревья).
(звучит фонограмма «Шум дождя»)
В. : Ребята, что вы слышите?
(дождик капает)
Какой дождик весной?
(тихий, моросящий, веселый, долгожданный)
Игра «Хорошо-плохо»
Дождик - это хорошо, потому что начинают расти травка, цветы, деревья. Становится свежим воздух.
Дождик-это плохо, потому что нельзя гулять. Можно промочить ноги и заболеть.
Если дождь будет идти долго, то будет много воды, растения могут погибнуть.
Если долго нет дождя - это плохо. Наступит засуха и все растения погибнут.
В. : Сейчас я ее хочу вам задать несколько вопросов. На каждый вопрос у меня три варианта ответов, вам нужно выбрать один правильный.
1. После какого времени года приходит весна? (Лето, зима, осень)
2. Как в народе называют весну? (День года, утро года, ночь года).
3. Кто плачет только весной? (Дети, сосульки, взрослые)
4. Что происходит со льдом на реке весной? (Ледопрыг, ледобег, ледоход)
5. Какие птицы прилетают весной первыми? (ласточки, соловьи, грачи)
6. Что появляется на полях когда тает снег? (проталинки, заталинки, обталинки).
Много мы с вами рассказали о весне. Но еще многое нам предстоит узнать. Ребята, а где можно узнать больше о весне и ее приметах?
(О весне и ее приметах можно узнать из книг, журналов, из телевизионных программ, можно спросить у мамы и у папы. Можно просто наблюдать каждый день за природой).
А сейчас я вам предлагаю показать с помощью картинок свое настроение. Если вам на сегодняшнем занятии все понравилось и у вас хорошее настроение, то вы возьмете солнышко. Если вы чего то не поняли и еще хотите узнать, то возьмите солнышко с тучкой. А если вам не понравилось сегодня на занятии и у вас плохое настроение, то возьмите тучку.