Елена Сорокина
Специфика организации коррекционной работы в специальной речевой группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – одна из важнейших психических функций, присущая только человеку. Речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка.
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они проявляются в бедности словарного запаса, нарушении произношения, грамматического строя речи, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Публикация «Специфика организации коррекционной работы в специальной речевой группе ДОУ» размещена в разделах
По степени тяжести речевых нарушений можно назвать те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения еще в предшкольный период. Для создания наиболее комфортных условий и получения хороших результатов по коррекции, существуют специальные детские сады, а также группы в общеобразовательных детских садах.
Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их проблемными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач.
Не секрет, что в последние годы резко возросло количество детей, нуждающихся в специальной коррекционной помощи учителя-логопеда. Это легко проследить по сводным таблицам диагностики, проведенной в нашем 10-групповом ДОУ. Если в 2016г детей в возрасте 4-5 лет с проблемами в речевом развитии было выявлено 24, в 2017г – 26, в 2018 – 30, а в 2019 – уже 33 ребенка (из 45-47 обследованных ежегодно). Конечно, уровень сложности речевых нарушений у детей неодинаков. Если проанализировать результаты диагностики за 2019 год, видно, что примерно у 55% обследованных наблюдаются нарушения звукопроизношения, у 7% - недостаточная сформированность лексико-грамматических представлений, а у 38% выявлены тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи II, III и IYуровня речевого развития, а также нерезко выраженное общее недоразвитие речи).
Дети с нарушениями звукокопроизношения составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект. Формирование правильного произношения – это сложный процесс. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но при благоприятных условиях обучения дети овладевают правильным произношением звуков родного языка. Адекватные методы, организационные формы работы с детьми, целенаправленное воздействие на детей способствуют преодолению имеющихся у детей речевых дефектов.
В данное время происходит переосмысление и продуманность коррекционной программы с учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов. Успех коррекционно - развивающей работы ДОУ определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации учебно-воспитательного процесса и деятельности детей. А именно, в создании творческого союза педагогов, объединенных общими целями и построенного на основе комплексной диагностики, в организации коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.
Создание комплексного подхода предполагает тесное сотрудничество и партнерство всех взрослых участников педагогического процесса. Что предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. Необходима совместная работа врача - невролога, учителя-логопеда, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО и других специалистов ДОУ.
С целью построения системы коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников в нашем ДОУ была создана адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи. Рассчитана данная программа на двухгодичный срок обучения и воспитания.
Комплексность педагогического воздействия, раскрытая в содержании данной программы, направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.
Каждый педагог осуществляет свою работу не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты ДОУ намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательной, интеллектуальной, речевой и социально-эмоциональной сфер развития личности ребенка-дошкольника.