Лучший педагог года

Специфика организации коррекционной работы в специальной речевой группе ДОУ

Елена Сорокина
Специфика организации коррекционной работы в специальной речевой группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Речь – одна из важнейших психических функций, присущая только человеку. Речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка.

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они проявляются в бедности словарного запаса, нарушении произношения, грамматического строя речи, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Публикация «Специфика организации коррекционной работы в специальной речевой группе ДОУ» размещена в разделах

По степени тяжести речевых нарушений можно назвать те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения еще в предшкольный период. Для создания наиболее комфортных условий и получения хороших результатов по коррекции, существуют специальные детские сады, а также группы в общеобразовательных детских садах.

Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их проблемными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач.

Не секрет, что в последние годы резко возросло количество детей, нуждающихся в специальной коррекционной помощи учителя-логопеда. Это легко проследить по сводным таблицам диагностики, проведенной в нашем 10-групповом ДОУ. Если в 2016г детей в возрасте 4-5 лет с проблемами в речевом развитии было выявлено 24, в 2017г – 26, в 2018 – 30, а в 2019 – уже 33 ребенка (из 45-47 обследованных ежегодно). Конечно, уровень сложности речевых нарушений у детей неодинаков. Если проанализировать результаты диагностики за 2019 год, видно, что примерно у 55% обследованных наблюдаются нарушения звукопроизношения, у 7% - недостаточная сформированность лексико-грамматических представлений, а у 38% выявлены тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи II, III и IYуровня речевого развития, а также нерезко выраженное общее недоразвитие речи).

Дети с нарушениями звукокопроизношения составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект. Формирование правильного произношения – это сложный процесс. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но при благоприятных условиях обучения дети овладевают правильным произношением звуков родного языка. Адекватные методы, организационные формы работы с детьми, целенаправленное воздействие на детей способствуют преодолению имеющихся у детей речевых дефектов.

В данное время происходит переосмысление и продуманность коррекционной программы с учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов. Успех коррекционно - развивающей работы ДОУ определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации учебно-воспитательного процесса и деятельности детей. А именно, в создании творческого союза педагогов, объединенных общими целями и построенного на основе комплексной диагностики, в организации коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.

Создание комплексного подхода предполагает тесное сотрудничество и партнерство всех взрослых участников педагогического процесса. Что предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. Необходима совместная работа врача - невролога, учителя-логопеда, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО и других специалистов ДОУ.

С целью построения системы коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников в нашем ДОУ была создана адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи. Рассчитана данная программа на двухгодичный срок обучения и воспитания.

Комплексность педагогического воздействия, раскрытая в содержании данной программы, направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.

Каждый педагог осуществляет свою работу не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты ДОУ намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательной, интеллектуальной, речевой и социально-эмоциональной сфер развития личности ребенка-дошкольника.

Публикации по теме:

Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» В предыдущей работе я предложила Вашему вниманию проект. Наш детский сад посещают дети с особенностями в развитии. Трудно начинать работать.

Консультация для педагогов «Направления совершенствования процесса обучения в специальной (коррекционной) школе» В настоящее время можно выделить 4 основных направления совершенствования процесса обучения детей с ОВЗ с применением программно-методических.

Критерии оценки БУД по воспитательным блокам воспитанников среднего звена и план индивидуальной коррекционной работы Добрый день, уважаемые коллеги! Очень часто мне задают вопрос: «По каким критериям вы отслеживаете базовые учебные действия?». Поэтому сегодня.

Нетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьмиНетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьми Различные нарушения речи у детей с ОВЗ встречаются чаще, чем у здоровых сверстников. У значительной части детей с ОВЗ присутствует дизартрический.

Отчет о проведенных мероприятиях по обмену опытом коррекционной работы 24 марта 2016 года на базе МКДОУ № 9 к/в г. Ефремова Тульской обл. прошли мероприятия: семинар по теме: «Взаимодействие учителя-логопеда.

Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Моя презентация проекта называется «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Какими.

Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» ЦЕЛЬ: Приобщение родителей к развитию.

Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения» Специфика работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения. Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением.

Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются различные формы организации обучения: уроки, учебные экскурсии, дополнительные.

Консультация «Этапы коррекционной работы с безречевыми детьми»Консультация «Этапы коррекционной работы с безречевыми детьми» Уровень речи, который есть у этих детей - вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специфика организации коррекционной работы в специальной речевой группе ДОУ
Опубликовано: 10 февраля 2020 в 19:32
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Специфика организации коррекционной работы в специальной речевой группе ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Елена Сорокина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД