Жанна Глазунова
Специфика организации игры для стимуляции речевой активности современного ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Специфика организации игры для стимуляции речевой активности современного ребёнка.
Современные условия жизни постоянно требуют от учителей-логопедов искать и применять наиболее эффективные пути преодоления речевых нарушений у детей.
Современный мир непрерывно меняется. Скорость, с которой наша жизнь претерпевает трансформации, намного выше, чем двадцать или тридцать лет назад. В недавно ушедшем ХХ веке ребенок развивался в условиях малого социума (семьи, дворовой компании, пионерской организации) с четкой привязкой к конкретному взрослому. Сегодня ребенок поставлен в ситуацию разорванных связей и хаотичного потока информации без структурно-логических связей. Современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях И. Г. Песталоцци, Я. А. Коменский и В. А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последнего десятилетия ХХ века.
Публикация «Специфика организации игры для стимуляции речевой активности современного ребёнка» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения. Компьютерные игры, интерактивные игрушки и музейные экспозиции, рекламные ролики и новинки кинематографа.
Известный психолог Е. О. Смирнова приводит данные ЮНЕСКО о том, что 93% современных детей от 3 до5 лет смотрят телевизор 28 часов в неделю: «Подрастает первое поколение “экранных детей”». Она делает неутешительные выводы о влиянии просмотра телевизионных передач на психическое развитие детей. Первое и самое плачевное – задержка речевого развития. Отмечается примитивность и бедность речи.
«Речь, исходящая с экрана, остаётся малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится своей. Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами».
Неконтролируемый информационный поток ведет к недостаточности эмоционально-личностного и эмоционально-делового общения с матерью в младенчестве и раннем детстве, что приводит к увеличению количества детей, не усваивающих программы обучения в детском саду и школе. Нейропсихолог Т. В. Ахутина видит основную причину неуспеваемости в снижении произвольности внимания (наряду с плохой экологией и стрессами). Яркая игрушка долго привлекает внимание ребенка не сама по себе, а во взаимодействии с матерью, при возникновении положительных эмоциональных реакций, комплекса оживления. Ученый пишет: «Для формирования устойчивого внимания надо, чтобы глубинные отделы работали достаточно хорошо, а они-то как раз больше всего страдают от неблагополучия в период пре- и перинатального развития. Зрелость глубинных отделов влияет на активность ребенка, его возможности в поддержании бодрствования. Другой “составляющей” внимания являются лобные отделы. Эти отделы выступают организаторами и дирижерами поведения: они должны слаженно взаимодействовать с другими отделами мозга… Дело в том, что мозг “достраивается” в ходе активной работы и количество нервных клеток увеличивается в процессе развития ребенка от рождения до года. Если ребенок в период своего раннего развития не получает достаточно информации извне, если нервные клетки не работают, то происходит их физиологическая гибель.
Серьезную проблему вызывает «уход» сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка. Экспериментальные исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников 6–7 лет показали, что наивысшего уровня развития (по Д. Б. Эльконину) игра не достигает. Следовательно, не формируются на должном уровне школьная мотивация, обобщение, умение планировать, строить взаимоотношения со сверстниками. Результат – снижение показателей готовности к обучению в начальной школе. Несмотря на то, что у исследователей и практиков возникают размышления о необходимости сюжетно-ролевой игры для современного дошкольника, положительный ответ безусловен. Более того, Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования вновь выдвигают игру как основу организации всех видов деятельности детей, посещающих детской сад.
Предлагаем следующие игры для современных детей.
Игра «Обитатели Земли».
Лото для самых маленьких «Обитатели земли» – это увлекательная игра, которая познакомит ребёнка с удивительным животным миром нашей планеты!
Познакомьте малыша с разными обитателями самых далё ких уголков Земли: изучите животных саванны, лесных зверьков, обитателей морских глубин и ледяных полюсов, а также домашних питомцев.
Игра «Имаджинариум. Добро»
Каждый человек обладает ассоциативным мышлением. Более того, ассоциативные цепочки, которые мы выстраиваем на протяжении жизни, помогают нам лучше усваивать информацию извне, запоминать события и факты, анализировать их. Тренировка ассоциативного мышления с раннего детского возраста помогает ребёнку знакомиться с окружающим миром, формировать личные понятия, устанавливать смысловые связи, тренировать память.
Чем помогают ассоциации:
1. Расширяют границы познания мира;
2. Помогают открывать что-то новое, смотреть на происходящее с разных сторон;
3. Учат мыслить креативно, нестандартно;
4. Развивают навыки анализа, синтеза, сравнения;
5 .Тренируют воображение;
6. Развивают речь.
Игра «Соображарий»
Соображарий — игра для семейных посиделок и веселых вечеринок, которая одинаково понравится и детям, и взрослым. Каждый ход вы будете тянуть из колоды карты букв и категорий — а потом проявлять чудеса реакции и скорости, пытаясь первым вспомнить слово, соответствующее заданию. Для победы в этой игре Вам необязательно быть самым эрудированным — нужно
просто быстрее всех соображать!