МААМ-картинки

Специфика межличностного общения у детей с задержкой психического развития

Берковская Наталья Владимировна
Специфика межличностного общения у детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы

В последнее время увеличивается число работ, в которых анализируется степень влияния отношения ребенка со сверстниками и взрослыми на его психическое развитие. Основными типами отношений детей с окружающими, которые возникают и реализуются в контексте общей деятельности как главный канал передачи опыта, являются отношения эмоционального общения, отношения руководства – подражания и отношения кооперации.

Публикация «Специфика межличностного общения у детей с задержкой психического развития» размещена в разделах

В дошкольном возрасте в процессе совместной деятельности детей со сверстниками и взрослыми возникает и доминирует последний тип отношений (кооперации) : ребенок включается в систему, предполагающую распределение функций и подчинение определенным общим правилам. В ситуации сотрудничества дети берут на себя задачу, которая в соответствии с ситуацией предопределяет характер их действий и поведения, тогда как в отношениях руководства-подражания просто получают ее. Усвоение социальных форм поведения, моделирование разнообразных способов общения, формирование конструктивных способов коммуникации, установление доверия и доброжелательности между всеми участниками образовательного процесса, создание ситуации успеха, обеспечение разнообразия совместных видов деятельности и эмоциональной насыщенности занятия являются социально-психологическими ресурсами образовательной среды, которая позволит стимулировать и поддерживать процесс социализации детей в новых условиях.

Особенности взаимодействия с окружающими как специфическая закономерность нарушенного развития характерны для всех категорий детей с ограниченными возможностями. Старшие дошкольники с задержанным развитием предпочтение отдают игре со сверстниками, нежели совместной деятельности со взрослым. Они принимают помощь, включаются в деятельность, если создается ситуация успеха и при этом эмоциональная модальность взаимодействия положительная. Взаимодействие, направленное на овладение предметными и практическими действиями, вызывает больший интерес у данной категории детей, поэтому такой формат общения со сверстниками, как более тонкая подстройка под их возможности, будет способствовать не только повышению мотивации к непосредственному социальному общению, но и к исследовательской деятельности.

Необходимым условием психологического развития ребенка с задержкой психического развития является общение со сверстниками. В жизни старшего дошкольника общение со сверстниками – это условие формирования общественных качеств его личности, появления и последующего развития начал коллективных и дружеских взаимоотношений. С другой стороны у детей в процессе взаимоотношений между сверстниками происходит обогащение представлений о себе и других людях, а также развивается самосознание и формируется самооценка.

Т. И. Авдеева отмечает, что у детей с задержкой психического развития наблюдается некоторое недоразвитие сложных форм поведения, чаще всего при наличии признаков незрелости эмоционально-личностных компонентов, повышенной утомляемости и быстрой истощаемости, несформированности целенаправленной деятельности, а также интеллектуальных операций, основных понятий и представлений.

Дети с задержкой психического развития обладают специфической манерой поведения, неадекватной завышенной самооценкой, эмоциональной неустойчивостью, следовательно, чаще нарушают установленные нормы и правила, чем отталкивают от себя сверстников. Н. С. Кручинина изучала особенности социометрического статуса ребенка с задержкой психического развития в группе сверстников. Она обнаружила, что 13,3% детей являются лидерами (принятые лидеры, 46,6% детей – предпочитаемыми, 26,8% детей были отнесены категории принятых и 13,3% – к категории отверженных. При проведении обследования были зафиксированы 7 взаимовыборов, что говорит о наличии внутригрупповых «союзов» в обследуемой группе.

Дети с задержкой психического развития преимущественно предпочитают взаимодействовать со сверстниками своего пола, их концентрация на собеседнике менее стойкая, что связанно с особенностями протекания психических процессов и эмоциональной незрелостью.

Можно выделить несколько типов эмоционального отношения к предпочитаемому сверстнику на основе отличий социализации в среде детей с задержкой психического развития и их нормально развивающихся сверстников :

1) эмоциональная зависимость и завышенные ожидания;

2) адекватное восприятие друга;

3) подчинение в сочетании со страхом и тревогой;

4) агрессия и жестокость;

5) отсутствие эмоционального взаимодействия.

Для детей с задержкой психического развития характерно недифференцированное положительное отношение к сверстникам. Они ценят в сверстнике с нормой развития сочувствие, сопереживание, безопасность в общении. Им не важны соблюдения постоянства, устойчивости взаимоотношений, желание заниматься общей деятельностью.

Приведенные выше особенности эмоционального отношения к сверстнику у детей с задержкой психического развития связаны не только с эмоционально-волевой незрелостью, но и с социометрическим статусом данной категории детей среди сверстников. Таким образом, незрелость эмоционально-волевой сферы, характерная для детей с задержкой психического развития, обуславливает особенности эмоционального отношения к сверстнику, которые в свою очередь будут зависеть от социометрического статуса ребенка с задержкой психического развития.

Публикации по теме:

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Консультация для родителей «Взаимосвязь физического и психического здоровья детей»Консультация для родителей «Взаимосвязь физического и психического здоровья детей» Консультация для родителей «Взаимосвязь физического и психического здоровья детей» Физическое и психическое развитие человека неразрывно.

Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой познавательного развития (ЗПР) Известно, что основа для развития познавательного интереса закладывается у детей в дошкольном возрасте, в процессе специально организованной.

Игровая деятельность как фактор психического и физического здоровья детейИгровая деятельность как фактор психического и физического здоровья детей В современном обществе необходимы всесторонне развитые физически и духовно граждане. Это всегда накладывает определенную ответственность.

Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Программа по развитию межличностного общения для обучающихся 5–6-х классов «Планета моего настроения» О. А. Смородина, педагог-психолог высшей категории МБОУ «СШ № 23 с углубленным изучением иностранных языков», г. Нижневартовск, ХМАО, Тюменская.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.

Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи». Цель:.

Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения» Специфика работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения. Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специфика межличностного общения у детей с задержкой психического развития
Опубликовано: 18 апреля 2023 в 12:34
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Специфика межличностного общения у детей с задержкой психического развития» (включая файлы) размещена пользователем Берковская Наталья Владимировна (УИ 2075625) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД