Берковская Наталья Владимировна
Специфика межличностного общения у детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время увеличивается число работ, в которых анализируется степень влияния отношения ребенка со сверстниками и взрослыми на его психическое развитие. Основными типами отношений детей с окружающими, которые возникают и реализуются в контексте общей деятельности как главный канал передачи опыта, являются отношения эмоционального общения, отношения руководства – подражания и отношения кооперации.
Публикация «Специфика межличностного общения у детей с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В дошкольном возрасте в процессе совместной деятельности детей со сверстниками и взрослыми возникает и доминирует последний тип отношений (кооперации) : ребенок включается в систему, предполагающую распределение функций и подчинение определенным общим правилам. В ситуации сотрудничества дети берут на себя задачу, которая в соответствии с ситуацией предопределяет характер их действий и поведения, тогда как в отношениях руководства-подражания просто получают ее. Усвоение социальных форм поведения, моделирование разнообразных способов общения, формирование конструктивных способов коммуникации, установление доверия и доброжелательности между всеми участниками образовательного процесса, создание ситуации успеха, обеспечение разнообразия совместных видов деятельности и эмоциональной насыщенности занятия являются социально-психологическими ресурсами образовательной среды, которая позволит стимулировать и поддерживать процесс социализации детей в новых условиях.
Особенности взаимодействия с окружающими как специфическая закономерность нарушенного развития характерны для всех категорий детей с ограниченными возможностями. Старшие дошкольники с задержанным развитием предпочтение отдают игре со сверстниками, нежели совместной деятельности со взрослым. Они принимают помощь, включаются в деятельность, если создается ситуация успеха и при этом эмоциональная модальность взаимодействия положительная. Взаимодействие, направленное на овладение предметными и практическими действиями, вызывает больший интерес у данной категории детей, поэтому такой формат общения со сверстниками, как более тонкая подстройка под их возможности, будет способствовать не только повышению мотивации к непосредственному социальному общению, но и к исследовательской деятельности.
Необходимым условием психологического развития ребенка с задержкой психического развития является общение со сверстниками. В жизни старшего дошкольника общение со сверстниками – это условие формирования общественных качеств его личности, появления и последующего развития начал коллективных и дружеских взаимоотношений. С другой стороны у детей в процессе взаимоотношений между сверстниками происходит обогащение представлений о себе и других людях, а также развивается самосознание и формируется самооценка.
Т. И. Авдеева отмечает, что у детей с задержкой психического развития наблюдается некоторое недоразвитие сложных форм поведения, чаще всего при наличии признаков незрелости эмоционально-личностных компонентов, повышенной утомляемости и быстрой истощаемости, несформированности целенаправленной деятельности, а также интеллектуальных операций, основных понятий и представлений.
Дети с задержкой психического развития обладают специфической манерой поведения, неадекватной завышенной самооценкой, эмоциональной неустойчивостью, следовательно, чаще нарушают установленные нормы и правила, чем отталкивают от себя сверстников. Н. С. Кручинина изучала особенности социометрического статуса ребенка с задержкой психического развития в группе сверстников. Она обнаружила, что 13,3% детей являются лидерами (принятые лидеры, 46,6% детей – предпочитаемыми, 26,8% детей были отнесены категории принятых и 13,3% – к категории отверженных. При проведении обследования были зафиксированы 7 взаимовыборов, что говорит о наличии внутригрупповых «союзов» в обследуемой группе.
Дети с задержкой психического развития преимущественно предпочитают взаимодействовать со сверстниками своего пола, их концентрация на собеседнике менее стойкая, что связанно с особенностями протекания психических процессов и эмоциональной незрелостью.
Можно выделить несколько типов эмоционального отношения к предпочитаемому сверстнику на основе отличий социализации в среде детей с задержкой психического развития и их нормально развивающихся сверстников :
1) эмоциональная зависимость и завышенные ожидания;
2) адекватное восприятие друга;
3) подчинение в сочетании со страхом и тревогой;
4) агрессия и жестокость;
5) отсутствие эмоционального взаимодействия.
Для детей с задержкой психического развития характерно недифференцированное положительное отношение к сверстникам. Они ценят в сверстнике с нормой развития сочувствие, сопереживание, безопасность в общении. Им не важны соблюдения постоянства, устойчивости взаимоотношений, желание заниматься общей деятельностью.
Приведенные выше особенности эмоционального отношения к сверстнику у детей с задержкой психического развития связаны не только с эмоционально-волевой незрелостью, но и с социометрическим статусом данной категории детей среди сверстников. Таким образом, незрелость эмоционально-волевой сферы, характерная для детей с задержкой психического развития, обуславливает особенности эмоционального отношения к сверстнику, которые в свою очередь будут зависеть от социометрического статуса ребенка с задержкой психического развития.