Ирина Черепанова
Специфика изобразительной деятельности детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст - это первая ступень, некий трамплин, от которого зависит многое в будущем развитии ребенка, помогает накопить необходимые навыки и умения, чтобы стать основой для качественного обучения в дальнейшем. Почему данный возраст выделяется педагогами в отдельный период в дошкольном развитии? Причиной тому психологическое и физиологическое развитие малыша. Все поведение его ситуативно, эмоциональное настроение зыбко и непостоянно. Эмоции и аффекты в этом возрасте проявляются сиюминутно, непосредственно в определенной ситуации. Дети чрезвычайно впечатлительны и восприимчивы к окружающему, каждая вещь для них обладает эмоциональной заряженностью. Воображение, являясь отражением окружающей действительности, тесно связанное с пережитым опытом ребенка, начинает развиваться в процессе игры, когда им разыгрываются знакомые действия взрослых, возможные варианты их поведения и испытанные переживания самого ребенка. Дополнительным толчком к развитию воображения является развитие речи. В дальнейшем начинает развиваться более сложное – ассоциативное восприятие, в репертуаре игровых действий постепенно входят замещения. Основным содержанием игры в раннем детстве является подражание действиям взрослого, а затем развивается самостоятельная деятельность, творчество.
Публикация «Специфика изобразительной деятельности детей раннего возраста» размещена в разделах
Следует выделить три важнейших этапа в деятельности детей : репродуктивный, продуктивный, творческий. В раннем возрасте у детей получает развитие репродуктивный этап, который выглядит примерно так: «делай, как я», «повтори сам». Творческое воображение в раннем возрасте требует опоры на предмет, его признаки, оперирование и обыгрывание его в сюжетных игровых эпизодах, в соединении его с речью и действиями с предметом. В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная. Малыш в возрасте от 1,5 лет узнает изображение. Сначала ребенок воспринимает лист бумаги как неограниченную плоскость. Поэтому рисует, заполняя его различными изображениями, переворачивает, рисует на столе, если не помещается задуманное. Первые шаги ребенка: выделять верх и низ листа бумаги, а затем и центр, помещая в нем главный объект (элемент) на картинке. Он отражает предмет обобщенно, выделяя самое существенное. Восприятие и эмоции еще не отделены друг от друга, что обуславливает чрезвычайную впечатлительность малышей, яркость и быстротечность их эмоций.
В процесс восприятия ребенком всегда включаются двигательные компоненты: ощупывание предметов и движение глаз при восприятии целого и части. Важным стимулом развития воображения является формирование игровой деятельности у ребенка. Например, вымышленная история о персонаже – зайке, мишке, побуждаем ребят им помочь, вызвать доброе отношение к игровым персонажам, желание помочь героям. Шагая по ступеням от простейшего к сложному, следуя главному принципу – преемственности в обучении получаем в дальнейшем результаты: умение видеть в предмете целое раньше его частей, расширение кругозора маленького человека, радость творчества.
Малыши очень восприимчивы к информации, особенно к её изобразительному ряду. Им интересны любые виды деятельности : от простых элементов рисования пальчиками пятен, следов на дорожке, дождика, травки до готового зрительного образа, выполненного различными материалами. Для маленьких детей вначале полезно использовать в сюжетно-ролевой игре пальчиковое, воздушное рисование – это ассоциативно-двигательные показы детьми: «как мы гладим кошечку», «как качаются качели», «как вращаются колеса у машины». Дети, подняв руки, показывают высокое дерево, присев – низкое. Движениями рук показывают волны – большие и маленькие.
В рисовании малыши знакомятся с цветным карандашом, свойствами восковых мелков, обучаются различному нажиму материала и получению линий различной толщины, технике закрашивания, не выходя за контур; обучаются элементам повторного мазка, сочетаниям двух цветов, чувству ритмичности, осваивают красный, зеленый, желтый, синий, белый, черный цвета.
Следует показывать детям раннего возраста как проводить линии сверху – вниз (вертикальные) и слева – направо (горизонтальные). Это могут быть длинные, короткие дорожки, праздничный салют, травка, которая наклонилась от ветра, ниточки с шариками и т. д. Затем, освоив линии, подводить к изображению предметов, имеющих округлую форму (облако, снежный ком, лужи, шары, колечки и т. д.). Фантазии детей, которые изображены на бумаге или выполнены в пластилине, в глине, ускоряют и облегчают речь ребенка, так как двигательная активность кисти рук, пальцев непосредственно связана с деятельностью полушарий мозга. Поэтому необходимо развивать участие обеих рук ребенка: удерживать кисть, карандаш пальчиками в «щепотке» ведущей руки, а другой рукой держать лист бумаги, при необходимости продвигать его, переворачивать, для чего очень полезно выполнять упражнения на развитие синхронности движений рук.
В результате системы этих занятий у детей развиваются :
зрительно-двигательная координация, глазомер;
мелкая моторика рук, пальцев (особенно движение и взаимодействие пальцев «щепотки» – указательного, большого и среднего);
воображение;
пространственное, образное мышление;
усложняется эмоциональное состояние (дети радуются творчеству);
дети начинают замечать «красивое»;
способность подмечать характерные признаки предметов, находить сходство и различие между ними;
чувство цвета;
дети знакомятся с простейшим понятием «узор», «ритм».
Все исследователи детского рисунка отмечают, что ребенок с интересом действует с карандашом, краской. Но деятельность такого рода, возникнув случайно, когда для этого оказались благоприятные условия, так же случайно может и прекратиться, если этих условий в другой раз не окажется».
Наряду с карандашом, кистью, красками, бумагой необходимы и другие условия - возможность наблюдать графическую деятельность взрослых и поощрение деятельности самого ребенка. Первоначальный период формирования этой деятельности характеризуется последовательностью освоения движений руки с карандашом и кистью. Ребенок постепенно овладевает дифференцированными, все более преднамеренными движениями. Рука делается все более послушной, гибкой и подвижной. Самые первые рисунки отличаются беспорядочностью движений. Отрывистые штрихи, линии без достаточного нажима, иногда скользящие по бумаге, наносятся в случайном направлении. Однако очень скоро они приобретают более организованный характер. Организующим началом выступает двигательный ритм. Однородные движения повторяются многократно. Ребенок двигает рукой, не отрывая карандаша, кисти от бумаги. В результате получаются пучки дугообразных штрихов, соответствующие размаху его руки.
После полутора лет совершенствуются движения, которыми дети овладели ранее. Отдельные линии приобретают более разнообразный характер: закругляются («мотки, пучки», ломаются под углом, появляются зигзаги. Ребенок уже умеет перекрещивать линии. Неотрывное повторение однородных движений служит теперь для получения пятна, как бы массы, ясно выделяющейся на плоскости бумаги (период «каракуль»)». Первое полугодие третьего года жизни характеризуется новыми достижениями: линии, которые ребенок уже раньше научился проводить в разных направлениях и поворачивать, теперь закругляются, замыкая контуром фигуру, как бы вырезая ее из фона бумаги. Ребенку уже ясна связь между действиями руки и тем, что карандаш оставляет след на бумаге. Однако произвольностью действий для получения тех или иных линий, пятен он еще владеет не полностью. Новая возможность начертания замкнутых форм проявляется лишь в отдельных случаях на фоне сенсомоторной игры. Деятельность рисования и лепки с самого начала требует развития мелкой мускулатуры, по преимуществу движений кистей рук. В процессе лепки ребенок учится раскатывать комок глины, сплющивать его, отрывать комочки и соединять их вместе (колечки, башенка, лепешка и т. д.).
В период от полутора до двух лет в процесс рисования включается речь, выполняющая различные функции - приговаривания, подчеркивающего ритм движений; звукоподражаний, соединенных с постукиванием, чирканьем, круговыми движениями, вызывающими ассоциации с каким-либо жизненным процессом; называния предметов, сходство с которыми ребенок усматривает в рисунке. К этому времени у него имеется уже достаточный запас наглядных представлений, что позволяет узнавать что-либо знакомое в рисунке: дым, длинную дорогу, клюв птицы, палку, реку, лестницу и т. д. У одних детей речь включается в процесс рисования несколько раньше, у других - позднее. В процессе рисования, лепки движения руки повторяются равномерно, ритмично и нередко сопровождаются ритмичными возгласами: «Дым, дым, дым!», «Кап-кап-кап» и т. д.
Ритм - прежде всего организация ребенка во времени, ритмичные движения следуют одно за другим. При этом он осваивает пространство листа, располагая штрихи и мазки. Изобразительная деятельность детей от полутора до двух лет не ограничивается нахождением сходства штрихов с предметами. «Клубки» и «мотки» штрихов, отдельные линии, мазки выполняют роль предметов, персонажей в игровой ситуации, а само действие развертывается посредством речи и движений руки. На этом этапе развития изобразительной деятельности игра изменяет свой характер». Теперь она связана с отражением явлений действительности. По определению Н. П. Сакулиной, «развивается сюжетно-игровой замысел: по листу протягиваются длинные дороги, по которым движутся воображаемые автомобили и поезда, разливается вода, клубится дым, вылепленный колобок покатился в лес и т. д.». Сначала ребенок, рисуя, ждет возможного возникновения образов. Затем он приступает к рисованию уже с намерением изобразить предмет. Первоначально замыслы формируются в словах, речь содействует развитию изобразительности. Вместе с тем очень важна и другая сторона процесса рисования - освоение все более сложных комплексов движений, в результате которых получаются графические структуры: замкнутые формы, фигуры. Они ассоциируются с предметами, имеющими округлые очертания. С их помощью ребенок пытается изобразить и другие интересные для него предметы различной, часто довольно сложной формы.
Сходство с предметом не является еще для ребенка главным признаком в рисунке, лепке. Представление о форме еще только создается. В первую очередь вычленяются такие пространственные свойства предметов, как масса (в рисунке масса выражается пятном на поверхности листа бумаги, в лепке - объемом комка глины); протяженность предмета, выделение его частей. Найдя в своем рисунке, лепке хотя бы намек на образ, ребенок испытывает удовлетворение, радость и пытается закрепить свою находку, повторяя изображения. Для малыша предметный мир не существует изолированно - он является неотъемлемой частью окружающей жизни. В своих рисунках он хочет видеть проявление этой жизни: «Девочка гуляет, собачка бежит» и т. д. Схематические, неполные изображения представляются ребенку полными смысла. Способность к игровому отражению явлений позволяет ему видеть в них больше, чем фактически отражено». Нередко ребенок находит в своем рисунке, лепке незаконченный образ и произвольно добавляет к нему что-либо, увеличивая тем самым сходство с изображаемым предметом. Можно встретить в рисунках такие образы: «окошки для дома», «кабина от машины», или в лепке - «самолет» из двух частей. Первые образы являются для ребенка «живыми» : он легко включает их в игровую ситуацию и «действует» в ней. Созданный образ, как любимая игрушка, вызывает желание показать свой рисунок взрослым, другим детям.
Для рисования детей от 2 до 2,5 лет характерна зрительно-двигательная, пространственно-ритмическая цветовая организация плоскости, не связанная с функцией изображения. Большое значение ритма как организующего начала детского рисования отмечал А. В. Бакушинский, который первым обратил внимание на стремление детей к созданию декоративно-ритмических композиций. Им была выделена «орнаментальная» фаза детского творчества, когда рисовальными движениями управляет ритм последовательно наносимых штрихов и пятен, ритм повторных движений. Вместе с тем штрихи, пятна находят свое место на плоскости листа бумаги. Поэтому очень скоро ритмичные движения карандашом, кистью, производимые последовательно во времени, помогают ребенку заполнять пространство листа.
В последние годы все больше внимание обращается на возможность индивидуальных занятий с ребенком первого года жизни. Этот процесс проходит при активном участии родителей. Часто можно наблюдать, как ребенок во время рисования разговаривает, жестикулирует. Исследователи отмечают, что он действует в воображаемой ситуации, а сама деятельность носит синкретичный характер.
«Н. Н. Палагина, исследуя воображение на ранних стадиях онтогенеза, утверждает, что уже около года и на втором году жизни ребенок включается в преобразование предметной среды, получает новые впечатления не только от предметов как таковых, но и от их обыгрывания. По ее словам, формируется «стратегия» игры. Н. Н. Палагина подчеркивает значение народной педагогики, игровых народных приемов, в результате которых происходит «оживление» предмета. В этом процессе активную роль осуществляют действия рук в сопровождении с речью, в диалоговой форме идет общение ребенка со взрослым».
Начальные проявления воображения, по ее мнению, формируются уже в раннем возрасте, когда возникают три основных фактора генетических предпосылок воображения:
- изначальная активность ребенка;
- потребность в новых впечатлениях;
- потребность в общении и самоутверждении.
Генетические предпосылки приводят к становлению воображения под влиянием формирующих воздействий взрослого.
Эти положения Н. Н. Палагиной представляют особый интерес для методики изобразительной деятельности детей раннего возраста. Благодаря широкому использованию народных игровых приемов, в которых происходит взаимодействие речи и движений рук («пальчиковые игры», производимых взрослым совместно с ребенком, создаются игровые ситуации, что помогает ребенку освоить способы рисования («рисование клубочков для котят», «мячиков для девочки» и т. д.). Активная роль в этом процессе принадлежит взрослому, ребенок включается в игру с интересом и удовольствием. Целесообразно на занятиях рисованием использовать также игровые упражнения, разработанные Е. А. Флериной.
К двум годам в рисунках некоторых малышей появляется преднамеренное изображение. Они с интересом повторяют случайно получившуюся форму, линию, дают им конкретное название («дом», «кошечка», «собачка», «самолет» и т. д.).
«Во второй половине года педагог может показать детям действия с другим материалом - глиной. Процесс лепки требует осторожности, поэтому занятия проводятся реже (с одним - двумя детьми). Воспитатель показывает, как изменить комок глины, нажимая на него ладонью, пальцами. Обычно у детей быстро возникают ассоциации, и они называют ту или иную получившуюся форму «шариком», «пирожком», «конфеткой» и т. д. Воспитатель предлагает ребенку повторить эти действия, поощряет стремление поиграть с вылепленной формой. Во время лепки хорошо использовать небольшие по размеру игрушки (белочку, мишку, зайку, матрешку, которых дети с удовольствием «угощают».
Желательно провести сравнение конечных результатов работы: «Какие яркие шарики нарисованы карандашами, а эти шарики вылеплены из глины». Воспитатель предлагает ребенку показать, где шарик нарисован, а где выполнен из глины, просит малыша взять вылепленную форму, прокатить по дощечке. При этом педагог говорит: «Шарик круглый, его можно покатать». Обращает внимание на рисунок: «А этот шарик нарисован, он красного цвета»». Для того чтобы проводить игры-занятия по рисованию, лепке, воспитатель должен хорошо знать особенности развития каждого ребенка, внимательно следить за его проявлениями в процессе изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста : она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Ребёнок всё воспринимает по-своему, и процесс рисунка для него очень важен. Многие деятели науки и искусства очень трепетно относятся к вопросам, связанным с обучением детей изобразительной деятельности, стараясь не нарушать примитивную целостность и эстетического освоения мира, не навязать своё взрослое мироощущение. Вместе с тем, многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества отечественных учёных убедительно показали, что без целенаправленного руководства, понимания и поощрения со стороны взрослых, дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности.
Таким образом, постановка и решение задачи формирования и развития художественного творчества детей ориентирует нас на реализацию приоритетного направления педагогики - развитие у каждого ребенка способности к творчеству, воспитание у него качеств, необходимых для творческой самореализации личности в различных видах деятельности, в том числе в изобразительной деятельности.