Татьяна Прокопенко
Специфика формирования связной речи у детей с недоразвитием речевой деятельности в области монологической речи
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросы формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием подробно рассматриваются в работе Л. А. Пеньевской, Л. П. Федоренко и других авторов.
Исследователи отмечают, что элементы монологической речи появляются в высказываниях нормально-развивающихся детей уже в возрасте 2-3 лет. С 5-6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи и дети в основном усваивают морфологический, грамматический, синтаксический строй родного языка (А. Н. Гвоздев, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев, О. С. Ушакова). В старшем дошкольном возрасте заметно снижается характерная для младших дошкольников ситуативность речи.
Публикация «Специфика формирования связной речи у детей с недоразвитием речевой деятельности в области монологической речи» размещена в разделах
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Уже с 4-х лет детям становятся доступны такие виды монологической речи, как описание и повествование, а на седьмом году жизни и короткие рассуждения.
Однако полноценное овладение детьми навыками монологической речи возможно только в условиях целенаправленного обучения. К необходимым условиям успешного овладения монологической речью относиться формирование специальных мотивов, потребности в употреблении монологических высказываний; сформированность различных видов контроля и самоконтроля, усвоение соответствующих синтаксических средств построение развернутого сообщения (Н. А. Головань, М. С. Лаврик, Л. П. Федоренко и др.).
Овладение монологической речью, построением развернутых связных высказываний становиться возможным с возникновением регулирующей, планирующей функции речи (Л. С. Выгодский, А. Р. Лурия, А. К. Маркова и др.). Исследования ряда авторов показали, что дети старшего дошкольного возраста способны овладевать навыками планирования монологических высказываний (Л. Р. Голубева, и др.).
Следует отметить, что овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи.
Поэтому на решение задач формирования связной речи ребенка должна быть направлена и речевая работа по развитию лексических и грамматических языковых навыков. Многие исследователи подчеркивают важность работы над предложениями различной структуры для развития связной монологической речи (Л. П. Федоренко и др.). «Чтобы дети могли понимать монологическую речь и тем более овладеть ею для передачи своих сообщений, надо, чтобы они овладели соответствующими синтаксическими конструкциями,- отмечает Л. П. Федоренко.
Приведенные положения особенно значимы для коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии связной речи. В теории и практике логопедии под нарушением развития связной речи понимается такая форма речевой патологии, при котором нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы : словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. При этом отмечается нарушение формирования как смысловой, так и произносительной сторон речи.
Дети с нарушением развития связной речи уже пользуются к 5-6 годам развернутой связной речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматическое недостатки. Наиболее отчетливо они проявляются в разных видах монологической речи - описание, пересказ, рассказы из серии картин и другие.
Ограниченность словарного запаса, отставание во владении грамматическим строем родного языка затрудняет процесс развития связной речи, переход от диалогической формы речи к контекстной.
Специально проведенными исследованиями установлено, что старшие дошкольники с недоразвитием речевой деятельности в области монологической речи значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной речи. У детей с нарушением в развитии связной речи отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, низкий уровень используемой фразовой речи. В связи с этим формирование связной монологической речи старших дошкольников с недоразвитием речевой деятельности в области монологической речи приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. На полноценное овладение детьми монологической речью должна быть направлена и работа по развитию у них лексических и грамматических языковых навыков.
К основным этапам по формированию связной речи относятся :
1. Подготовительный этап - предварительная работа по двум линиям:
- интеллектуальное развитие, прежде всего развитие мышления
- речевое развитие : развитие понимания речи, обогащение лексики, формирование грамматических категорий, исправление произношения.
2. Начальный этап- овладение диалогической речью при частном слиянии обоих процессов; развитие мышления и речи.
3. Основной этап- формирование монологической речи; обучение рассказыванию (пересказу, составлению рассказов) при максимально возможном совпадении процессов мышления и речи на занятиях по обучению рассказыванию.
Деление на этапы часто условное и определяется основной задачей и ведущим направлением коррекционной работы на каждом этапе. Время, содержание и объем предварительной (подготовительной) работы зависит от уровня речевого развития детей.
Работа по обоим направлениям: развитию речи и мышления - проводится параллельно и в основном индивидуально или с небольшими подгруппами в форме игр и специальных развивающих упражнений.
Особое место на данном этапе занимает развитие и совершенствование тонкой моторики кисти пальцев рук, оказывающие благотворное влияние, как на речевое развитие ребенка, так и способствующее психическому развитию, в том числе укреплению нервной системы.
Начальный этап формирования связной речи у детей с недоразвитием речевой деятельности в области монологической речи - овладение диалогической речью.
Только имея готовые предпосылки к формированию связной речи в виде сформированной фразы, можно сделать следующий шаг - приступить к работе над диалогической речью. Оптимальная форма организации работы по формированию диалогической речи на начальном этапе - это подготовительные занятия с 3-4 детьми.
Диалогическая речь значительно легче монологической, так как в ней преобладает бытовая, разговорная лексика, отсутствуют сложные синтаксические конструкции, высказывания короткие, часто грамматически неполные.
Поэтому работа над диалогической речью предшествует формированию речи монологической, подготавливая базу, почву последней.
Основной и завершающий этап развития связной речи - это формирование монологической речи.
Монологическая речь в полной мере обе основные функции речи, теснейшим образом связанные между собой :
1 - коммуникативную:
- сообщение (информативная);
- побуждение к действию (регулирующая).
2-средство выражения мыслей, образования и развития их. Принято считать формами монологической речи описание, повествование, рассуждение.
Задача данного этапа научить детей связно и последовательно, логически стройно и законченно, точно по употреблению лексики и по содержанию, правильно по грамматическому оформлению, самостоятельно и свободно излагать материал, строить высказывания.