Ольга Яковлева
Специфика формирования мелкой моторики рук у дошкольников с задержанным психическим развитием
▼ Скачать + Заказать документы
Специфика формирования мелкой моторики рук у дошкольников с задержанным психическим развитием
Яковлева О. В.
Учитель-дефектолог
Ключевые слова:дети дошкольного возраста, мелкая моторика рук, задержка психического развития
Публикация «Специфика формирования мелкой моторики рук у дошкольников с задержанным психическим развитием» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2021
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста связано с анатомическим и функциональным созреванием нервных волокон, что определяет их уровень координации. Начало формирования функциональных систем психических функций зависит от того, как происходило раннее и полноценное развитие движений. Если ребенок развивает движения в раннем возрасте без задержки, не полностью или недостаточно, то высшие психические функции также развиваются с задержкой в развитии [1].
Формирование дальнейших движений продолжается на более поздних этапах онтогенеза, но косвенно уже влияет на вторую сигнальную систему: на этой основе движения обеспечивают анатомическую зрелость нервной системы дошкольников, а это, в свою очередь, является необходимым условием для полноценного развития.
Таким образом, сущность развития двигательных навыков в онтогенезе заключается не только в биологической основе созревания морфологических структур, но и в приобретении ребенком личного двигательного опыта с их помощью.
Из-за недостаточного развития механизмов активации дети этого возраста испытывают трудности с выполнением точных движений. В возрасте семи лет, в связи с окончательным анатомическим созреванием двигательных механизмов, улучшается координация движений детей, быстро развиваются и усиливаются динамика движений. Это означает, что механика координации различных типов движений и поддержания равновесия сталаявляется долговременной.
Наиболее заметное увеличение наблюдается в возрасте от шести до семи лет с множественными признаками двигательного развития (мышечная выносливость, пространственная ориентация движений, зрительно-моторная система). Они начинают привлекать более высокий уровень движений, тем самымобеспечивая непрерывное развитие точной силы движений и создавая необходимые условия для развития всех необходимых двигательных навыков и манипуляции руками. Это связано с движениями пальцев, при условии, что уровень развития движений пальцев тесно связан с уровнем речевого развития ребенка, следовательно, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то развитие речи будет нормальным, а также во время развития речи наблюдается задержка в развитии движения мелкомоторных действий. Кроме того, развитие мелкой моторики играет важную роль в овладении навыками письма.
В рамках психиатрического сенсорного компонента отмечаются следующие изменения в развитии мелкой моторики детей.
Эмоциональное развитие детей включает в себя два взаимосвязанных аспекта: развитие представлений о взаимосвязи различных свойств и объектов и явлений, а также развитие новых форм восприятия, что позволяет нам воспринимать мир более полно и подробно.
Что касается детей с задержкой психического развития, то им сложнее выполнять операции, при которых задействованы движения мелкой моторики, чем детям с нормальным развитием.
У детей дошкольного возраста нарушение мелкой моторики наблюдается довольно рано, еще на этапе зрительно-моторных действий. Даже в раннем возрасте у детей можно развить двигательные функции. В будущем дети начинают совершать действия своими руками. Ребенок с задержкой развития позже своих сверстников начинает ходить, ползать, держать голову, хватать предметы. Чаще такие дети раньше начинают ходить, ем ползать. С возрастом отставание в развитии мелкой моторики сохраняется. Его можно приблизить к норме лишь в результате специально организованной коррекционной работой.
В коррекционно-педагогической системе воспитания и обучения детей с ЗПР важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности, в том числе, рисованию. На занятиях нетрадиционные технологии изобразительной деятельности используются редко, не учитывается их коррекционная значимость. Рисуя, ребенок испытывает самые разнообразные чувства: радуется красивому изображению или же огорчается, если что-то не получается. На занятиях по рисованию должна царить атмосфера веры в силы ребенка, поддержка его при неудачах, совместная радость его достижениям.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка.
В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Основная цель работы с применением данного средства: обучение нетрадиционным способам рисования, развитие творческого воображения - создание новых образов в процессе деятельности.
Нетрадиционное рисование_– это один из лучших способов через игру научить ребёнка мыслить и фантазировать. Использование нетрадиционного рисования вызывает у детей только положительные эмоции, дети не боятся ошибиться, становятся более уверенными в своих силах, у них появляется желание рисовать.
Нетрадиционные технологии изобразительной деятельности имеют ряд преимуществ:
Способствуют развитию творческого воображения, мышления, речи.
Способствуют развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия.
Способствуют развитию пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости.
Способствуют уточнению представлений о цвете, форме, и размере предметов и их частей.
Способствуют обогащению знаний об окружающем и приобщению к фольклору и литературе, так как темы занятий предусматривают использование загадок, стихов
Волшебное возникновение изображения доставляет детям удовольствие. Вызывает положительные эмоции.
Ребёнок видит результат своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.
Таким образом, мелкая моторика детей с задержкой психического развития поддается коррекции. Проведя экспериментальное исследование и изучив научно-методичекую литературу, мы пришли к выводу, что нетрадиционные техники рисования являются эффективным средством коррекции мелкой моторики рук у дошкольников с задержкой психического развития.
Список использованных источников
1. Агавелян O.K. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики. М. : Просвещение, 2019.