Альбина Якубова
Специальная индивидуальная программа развития
Специальная индивидуальная программа развития
Содержание
Стр.
1. Общие сведения об обучающемся 3
2. Психолого-педагогическая характеристика на начало учебного года 3
3. Индивидуальный учебный план 5
4. Содержание образования:
4.1. Базовые учебные действия
7
4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий 9
4.3. Нравственное развитие 24
4.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни 25
4.5. Внеурочная деятельность 26
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре 30
Публикация «Специальная индивидуальная программа развития» размещена в разделах
6. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР 31
7. Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося 31
8. Перечень необходимых средств и дидактических материалов 32
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения 33
Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллек-туальными нарушениями) и нацелена на образование ребенка с ТМНР, с учетом его особых образовательных потребностей.
1. Общие сведения об обучающемся:
Имя, фамилия ребё нка:
Возраст ребё нка: 10 лет
Год рождения:
Класс: 3 б
Место проживания: Законный представитель (опекун) :
Мать:
Отец:
Год обучения в ГБОУ КШИ № 2: 2
Группа (особые образовательные потребности) : 2
2. Психолого-педагогическая характеристика на начало учебного года
В данном образовательном учреждении обучается с сентября 2018 года. До школы посещал МАДОУ детский сад компенсирую-щего вида №14 г. Воспитывается в полной семье, родители заинтересованы учёбой и успехами сына.
Вербальный контакт затруднен в связи с выраженным психоречевым недоразвитием. Эмоционально-волевая сфера неустойчива, фон настроения переменчив, бурная агрессивная реакция на посторонние звуки, шум. Память развита недостаточно, нарушено произвольное запоминание. Мышление конкретное, тугоподвижное, инертное. Внимание крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости, что препятствует формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация нарушена.
Психофизическое развитие характеризуется нарушениями координации точности, темпа движений, что осложняет формирование фи-зических действий. Преобладает повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство, сочетающееся с хаотичной нецеленаправленной деятельностью.
В речи присутствуют звукокомплексы, с высказыванием отдельных слов. Частично понимает обращенную речь, словесные инструкции выполняет по настроению.
Занимается по специальной индивидуальной программе развития. Базовые учебные действия сформированы частично: знакомые речевые инструкции, действия по подражанию и образцу выполняет со значительной помощью взрослого. Задания выполняет по настроению.
Специальную индивидуальную программу развития 2 класса усвоил в меру своих психофизических возможностей.
Знания об окружающем природном мире: запомнил и узнает по иллюстрациям названия домашних и диких животных (собака, кошка, лиса, заяц); названия птиц (ворона, голубь, воробей); названия домашних птиц (курица, петух, цыпленок); названия насекомых (бабочка, божья коровка, муха, названия цветов «подснежник», «герань» проговорить затрудняется, правильно может показать по карточкам-символам.
Математические представления: узнает и правильно называет геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, может отличить фигуры по размерам (большой - маленький). Запомнил цифры в пределах 5. Устно может считать до 10. Соотносить цифру с количеством не может. Определять месторасположение предметов в пространстве (рядом, далеко, около) не может. Затрудняется при различении частей суток (утро, день, вечер, ночь). Цифры обводит по написанному «рука в руке».
Речь и альтернативная коммуникация: стал понимать значение слов, обозначающих явления и объекты природы (дождь, снег, солнце греет, деревья, птицы). Узнает и с небольшой подсказкой называет и показывает сказочных героев из следующих сказок: «Репка», «Коло-бок», «Три медведя». Может подпевать, проговаривать песенку колобка, если включить аудиосказку. Запомнил пройденные буквы (а, у, о, м, с, х). Слоги читает. Иногда путает букву «а» с буквой «о». Письменные буквы узнает, называет. В тетради обводит буквы и слоги «рука в руке».
Изобразительная деятельность: все задания по изобразительной деятельности выполняет с дозированной помощью учителя.
Навыки самообслуживания и трудовые навыки сформированы ниже среднего уровня: стал самостоятельно одеваться, обуваться, с час-тичной помощью застегивать и расстегивать молнию на одежде. В гардеробе не ориентируется, одежду свою узнает, с вешалки самостоя-тельно снять не может. В столовой принимает пищу самостоятельно, выборочно. Частично понимает трудовые инструкции: выбросить му-сор в корзину, убрать с парты учебные принадлежности.
Коммуникативные навыки общения: в контакт вступает по настроению. Откликается на свое имя. Со сверстниками не общается.
Личностные особенности: упрямый, своенравный, агрессивный, неусидчивый, ласковый.
Динамика развития положительная.
Ведется коррекционная работа над формированием базовых учебных действий, развитием общей и мелкой моторики, формированием и развитием санитарно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и навыков коммуникативного общения.
Приоритетными образовательными областями и учебными предметами для являются:
1. Сенсорное развитие
2. Предметно-практические действия
3. Двигательное развитие
4. Альтернативная коммуникация
5. Язык и речевая практика. Учебный предмет - речь и альтернативная коммуникация.
6. Математика. Учебный предмет - математические представления.
7. Окружающий мир. Учебные предметы: окружающий природный мир, окружающий социальный мир, человек.
8. Искусство. Учебный предмет: изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация).
9. Физическая культура. Учебный предмет - адаптивная физкультура.
3. Индивидуальный учебный план на 2020-2021 учебный год
Предметные области
Предмет Групповые занятия Индивидуальные занятия
Учитель класса Учитель музыки и движения Учитель адаптивной
физ-ры Учитель-логопед Педагог-психолог
Язык и речевая практика Речь и альтернативная коммуникация 2
Математика Математические представления 2
Окружающий мир Человек 2
Окружающий природный мир 2
Домоводство 3
Окружающий социальный мир 2
Искусство Изобразительная деятельность 3
Физическая культура Адаптивная
Физкультура 2
Коррекционно-развивающие занятия 1 1 (индивид)
Итого: 22
Коррекционные курсы
Сенсорное развитие 3
Предметно – практические действия 3 3 групповое
Двигательное развитие 2 2 групповое
Альтернативная коммуникация 2 2
групповое
Внеурочная деятельность 6 групповое
Итого: 38 ч
4. Содержание образования в условия организации и семьи
Коррекция проблемного поведения.
Вид (виды) проблемного поведения:
• неадекватный крик
• физическое сопротивление
• агрессия
Причина проблемного поведения:
• избегание неприятного (нарушение привычного стереотипа; непонимание происходящего; общение в форме, некомфортной для ре-бёнка; занятия, непривлекательные для него; сверхсильные сенсорные стимулы; внутренний дискомфорт)
Способы коррекции стереотипий (двигательных, сенсорно-двигательных) :
• предотвращение утомления и психологического дискомфорта
• разграничение ситуаций, в которых нежелательно проблемное поведение и в которых оно допустимо
Способы коррекции неадекватного крика:
• отсутствие подкрепления нежелательного поведения
• поощрение при отсутствии проблемного поведения
Способы коррекции неадекватного плача:
• прекращение эпизода неадекватного плача путем переключения
• предотвращение утомления и психологического дискомфорта
Способы коррекции физического сопротивления:
• предотвращение ситуаций, приводящих к физическому сопротивлению
Способы коррекции агрессии:
• переключение на другие действия с одновременным эмоциональным игнорированием агрессивного поведения
• предотвращение ситуаций, ведущих к появлению агрессии
Примечание. Если применяемые педагогические способы коррекции проблемного поведения не меняют поведение ребенка, рекомендуем ро-дителям обратиться за консультацией к врачу-психиатру.