Светлана Лукъянова
Конспект НОД «Спасатели звуков спешат на помощь. Дифференциация звуков [з]-[с]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности
для детей подготовительной к школе группы
«Спасатели звуков спешат на помощь» (Дифференциация звуков с – з)
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественное творчество».
Виды детской деятельности: игровая, речевая, коммуникативная, продуктивная.
Публикация «Конспект НОД „Спасатели звуков спешат на помощь, Дифференциация звуков [з]-[с]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Цель: закреплять навыки четкого произношения и различения звуков «з» и «с».
Задачи:
Образовательные:
-развивать фонематический слух, внимание, память;
- упражнять в характеристике согласных звуков;
- упражнять в сравнении, различении и правильном произношении звуков «з» и «с»;
- активизировать речевую деятельность детей;
- упражнять в делении слов на слоги;
- упражнять в составлении схем слов.
Развивающие:
- развивать общую и мелкую моторику детей, координацию речи с движением;
- развивать инициативу детей;
- развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление.
Воспитательные:
- формировать положительную мотивацию в ходе образовательной деятельности;
- воспитывать организованное поведение на занятии;
- воспитывать аккуратность в работе.
Предварительная работа:
занятия в течение года, чтение художественной литературы, дидактические игры, настольные игры, заучивание стихов, скороговорок, чистоговорок, участие в театрализациях.
Материалы и оборудование: звуковоспроизводящее или видеовоспроизводящее оборудование для воспроизведения видео материалов; две коробки с буквами «с» и «з»; кубики и счетные палочки для счета слов с разным количеством слогов; картинки с изображением: собаки, самолета, совы, стола, свиньи, стрекозы, зайца, зонта, змеи, звезд, зубной щетки, зебры; мяч малого размера; листы бумаги и набор карандашей для рисования схем слов.
Ход деятельности:
1. Вводная часть.
Логопед : Ребята, сегодня мы поговорим с вами о звуках. Мы живем в мире звуков. Они постоянно окружают нас. Некоторые раздражают, некоторые, наоборот, нравятся. Кто сможет объяснить мне, чем звуки отличаются от букв?
Выслушать версии детей.
Логопед: Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.
А сегодня поговорим о двух звуках – друзьях. Чтобы узнать, что это за звуки, нужно отгадать загадки. Попробуете?
Дети: Попробуем!
Лгопед: Тогда первая загадка:
Днем спит, ночью летает и мышей пугает. Кто это?
Дети: Это сова!
Логопед: Правильно. Это сова. Вторая загадка.
Себя он раскрывает, тебя он закрывает.
Только дождичек пройдет, сделает наоборот. Что это?
Дети: Это зонт!
Логопед : Совершенно верно. Это зонт. Показывает детям либо игрушечную сову с зонтом, либо картинку «сова с зонтом» из мультфильма Винни-Пух. Смотрите, какая симпатичная сова пришла к нам в гости. Она хочет попросить у вас помощи. Дети, вы хотите услышать историю тетушки Совы и попробовать помочь ей?
Дети: Конечно, мы очень хотим услышать историю тетушки Совы!
2. Основная часть.
Логопед: Тогда занимайте свои места и слушайте. Однажды в лес, где живет тетушка Сова, пришла злая волшебница и похитила два звука. Всего два, но жить без них всем лесным обитателям стало очень тяжело. Это звуки, на которые начинаются слова «сова» и «зонт». Что же это за звуки?
Дети: Это звуки «с» и «з».
Логопед: Из-за этого Сову с зонтиком перестали звать в гости, представляете? Поможем лесным обитателям справиться со злой колдуньей и вернуть звуки «с» и «з»?
Дети: Конечно, поможем!
Логопед: Для этого надо правильно выполнить задания.
- Кто сможет рассказать мне, чем отличаются буквы от звуков?
Один ребенок рассказывает, чем отличаются звуки от букв.
- Звуки «с» и «з» гласные или согласные, объясните почему?
Один ребенок рассказывает, почему звуки с-з согласные.
- Давайте дружно произнесем звук «З» : з-з-з-з-з. Как будто летает и звенит комар. Звук «з» звонкий или глухой?
Дети: Звук «з» - звонкий согласный.
Логопед выставляет коробочку с нарисованной на ней буквой «З».
- Теперь дружно произнесем звук «С» : с-с-с-с-с, как будто ползет змея. Звук «с» звонкий или глухой?
Дети: Звук «с» - глухой согласный.
Логопед выставляет коробочку с нарисованной на ней буквой «С».
Вот и первое задание.
Задание 1.
Логопед: Я буду показывать картинки с изображением предметов на букву «с» или «з». Если предмет на картинке начинается на букву «З», то машем крылышками, как комарик. Если предмет на картинке начинается на букву «С», то показываем руками, как ползет змея. Давайте порепетируем. Логопед произносит несколько слов, начинающихся с с-з, дети изображают звучание буквы. Далее логопед показывает детям картинки с изображением: собаки, самолета, совы, стола, свиньи, стрекозы, зайца, зонта, змеи, звезд, зубной щетки, зебры. Картинки идут вперемешку, не по очереди. Дети сопровождают показ соответствующими жестами руками. Логопед каждую картинку крепит к доске или выставляет так, чтобы детям было хорошо видно.
Логопед : Отлично справились с первым заданием! Теперь давайте немного разомнемся.
Физкультминутка «Зайки – попрыгайки»
Зайке холодно сидеть, нужно лапочки погреть,
Лапке вверх, лапки вниз, на носочках подтянись!
Лапки ставим на бочок, на носочках: скок-поскок.
А затем вприсядку, чтоб не мерзли лапки!
Прыгать заинька горазд, он подпрыгнет десять раз!
Задание 2.
Логопед : Размялись, отдохнули, теперь следующее задание. Я буду загадывать загадки об изображениях на наших картинках. Кто первый отгадает, поднимайте руку. Нужно будет выйти, взять соответствующую картинку и положить ее в коробочку с нужной буквой. Логопед загадывает загадки, дети, по желанию, выходят, берут картинку и убирают в нужную коробочку. Все свои действия дети озвучивают. Например: Это самолет. Он начинается на звук «С», поэтому я положу его в коробочку с буквой «С». При необходимости, воспитатель помогает ребенку проговаривать действия, ребенок обязательно старается повторять.
Загадки:
- Не машет крылом, а летает. Не птица, а всех обгоняет (самолет).
- В дом тебя я не пущу, без хозяина грущу (собака).
- Спит весь день в дупле она, но лишь выглянет луна, сразу вылетает и мышей пугает (сова).
- Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки (стол).
- Спереди пятачок, сзади крючок, посередине спинка, а на ней щетинка (свинья).
- Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик (стрекоза).
- Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку (заяц).
- Есть и ножка, есть и шляпка, а не гриб (зонт).
- Длинная, но не нитка, злая, но не ведьма, черная, но не ворон (змея).
- Белые цветочка вечером расцветают, а утром увядают (звезды).
- Хвостик из кости, а на спинке щетинка (зубная щетка).
- Полоска черная, полоска белая, как будто лошадку покрасила рука умелая (зебра).
Задание 3.
Логопед : Уже с двумя заданиями справились, какие вы молодцы! А теперь потренируем память. Я буду произносить небольшую чистоговорку, а вы постарайтесь повторить ее без ошибок. Дети хором и индивидуально, по желанию, повторяют чистоговорки. Если детям нравится и позволяет время, можно добавить еще.
- Са-са-са-са у сосны стоит лиса.
- Сы-сы-сы-сы есть усы у осы.
- За-за-за-за за углом стоит коза.
- Зу-зу-зу-зу землянику я несу.
Задание 4.
Логопед : Еще одно задание. Я начну слово, а вы продолжите его, добавив слог «-са» или «-за». Дети сначала добавляют правильный слог, а затем произносят слово целиком.
Ко (за, ро (са, гла (за, ко (са, бере (за, коле (са, поль (за, лин (за, ли (са, гро (за…
Задание 5.
Логопед : Выходите и в круг становитесь. Я встану в центре и буду произносить слова с буквой «з» или «с». Тот, кому я брошу мяч, ловит его и произносит ласковую форму слова. Например, я говорю лиса и бросаю мяч Саше, он отвечает – лисичка и возвращает мяч мне. Правила игры понятны?
Дети: Да, правила игры понятны.
Словесная игра «Скажи ласково»
Коза, сын, лес, слово, сумка, роза, зуб, заяц, стол, стул, береза…
Дети возвращаются на места.
Задание 6.
Логопед : Попробуем посчитать слоги в словах и посчитаем, каких слов будет больше. Рисует на доске или выставляет на стол один кубик, два и три кубика рядом. Если кубики нарисовали, под ними рисуют черточки за каждое слово, если кубики стоят на столе, то можно складывать на них карандаши или счетные палочки.
Напомнить детям их любимый способ определять количество слогов: махи рукой, подпереть рукой подбородок, хлопки…
Логопед называет произвольные слова, содержащие от 1 до 3 слогов и содержащие буквы –с или –з. Например: сон, ко-за, ми-мо-за… В конце подсчитываем количество слов в каждой категории и выясняем, каких слов было больше и на сколько.
Логопед : У нас осталось одно задание. Давайте подготовим наши ручки к его выполнению.
Пальчиковая гимнастика «Сова – большая голова»
На дереве сидит сова показываем руками дерево с раскидистыми ветвями
Сова – большая голова. складываем руки шариком
Она на дереве сидела показываем руками дерево с раскидистыми ветвями
Головою все вертела. руки шариком поворачиваем вправо - влево
А потом в траву свалилась сжимаем и разжимаем «замочек»
И под горку покатилась! вращаем кистями рук
Задание 7.
Логопед : Составим схемы слов. Давайте вспомним, каким цветом мы схематично обозначаем:
- гласные;
- твердые согласные;
- мягкие согласные;
- как обозначаем разделение на слоги;
- как обозначаем ударение.
Дети по желанию отвечают на вопросы. Если необходимо, воспитатель уточняет их ответы.
Всем детям на рабочие места раздаются листочки и карандаши необходимых цветов.
Составляем и зарисовываем схемы трех слов от одного до трех слогов. При необходимости, воспитатель дублирует схемы на доске.
3. Заключительная часть, рефлексия.
Логопед : Дети, совушка-сова благодарит вас. Мы все вместе победили колдовство и она может вернуться в свой лес. Теперь звери смогут приглашать ее и зайчика, и сороку, и сойку, и зебру в гости. Все обитатели леса очень благодарны вам!
Давайте вспомним:
- какие звуки мы сегодня расколдовывали;
- что вы запомнили об этих звуках;
- какие игры или упражнения вам запомнились или понравились больше всего;
- какие чистоговорки смогли запомнить.
На память о чудесном избавлении леса от заклятья злой волшебницы сова дарит вам вот такие свои портреты, чтобы в свободное время вы могли раскрашивать их и вспоминать наше занятие.