Татьяна Скопцова
Создание выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста путем ознакомления с малыми жанрами фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Детская изобразительная деятельность – образная деятельность, и при умелом руководстве приобретает творческий характер. Н. П. Сакулина отмечала, что детская изобразительная деятельность дошкольников при всём её своеобразии сходна с аналогичной деятельностью взрослых и постепенно приобретает единую с ней структуру и жизненный смысл. Выделила средства выразительности детского рисунка : цвет, форма, линия, агглютинация, гиперболизация, композиция, динамика, реализм.
Публикация «Создание выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста путем ознакомления с малыми жанрами фольклора» размещена в разделах
Воспитание дошкольников осуществляется разными средствами. Одним из важнейших выступает родной язык, в обучении которому большое значение имеет ознакомление детей с произведениями устного народного творчества. Так считала А. П. Усова. В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребёнка процесс приобщения его к языку своего народа, овладению этим языком. Е. И. Тихеева, которая со всей остротой, первая после К. Д. Ушинского, поставила вопрос о роли родного языка в дошкольном воспитании, говорила, что мы должны вводить детей в сокровищницу нашего богатейшего языка, но для этого мы сами должны уметь пользоваться её сокровищницами. Употребление пословиц, поговорок, тех или иных образных выражений в языке взрослых; сказанные воспитателем при тех или иных обстоятельствах жизни ребёнка, они будут выполнять свою роль в воспитании.
Актуальность использования образов произведений малых жанров фольклора для активизации творчества старших дошкольников в художественно-эстетическом направлении, в частности рисовании, позволяет выявить проблему, решение которой направлено на выявление педагогических условий ознакомления дошкольников с образами малых жанров фольклора как средства повышения выразительности детских рисунков.
В связи с этим нами был разработан и реализован проект «Фольклор деткам», в котором мы проводили комплекс мероприятий по рисованию, в основу которых легко ознакомление детей с разными малыми жанрами фольклора. Проект реализовывался два месяца, к каждому мероприятию был подобран свой малый жанр фольклора, например:
«Кот-Баюн» (колыбельная)
«Белочка-рыжехвостенькая» (загадка)
«Сорока-белобока» (потешка)
«Зимние забавы» (пословицы и поговорки)
Развлечение «Масленица» (масляная песенка)
«Портрет Весны-Красны» (веснянка)
«Мишка косолапый» (сказка в стихах)
«Коровушка-Бурёнушка» (потешка)
"Зайка-попрыгайка" (потешка)
Коллективная работа «Несуществующее животное» (небылицы)
Также в ходе работы использовались разные материалы для создания выразительных образов : гуашь, акварель, фломастеры, пластилинография.
В ходе предварительной работы использовались методы: разучивание произведений малых жанров фольклора, проблемно-игровые ситуации, дидактические игры «Знакомый – изобрази», «Отгадай-ка», «Закончи предложение», рассматривание иллюстраций Васнецова, игры-драматизации, беседа.
Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей. Им очень нравятся произведения устного народного творчества. В заключении мы можем сделать вывод о том, что детям нравятся произведения малых жанров фольклора. Они с удовольствием рисовали всех героев. К окончанию проекта дети стали употреблять в речи отрывки из произведений малых жанров фольклора, самостоятельно их обыгрывали и зарисовывали. Мы планируем не останавливаться на достигнутом, а дальше продолжать ознакомление детей с малыми жанрами фольклора.