Ирина Тимофеева
Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей
▼ Скачать + Заказать документы
Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский сад №28 «Рябинка»
Отчёт по самообразованию в старшей группе «Пчёлки»
«Использование дидактических игр, как способ формирование математических способностей».
Выполнила воспитатель:
Тимофеева Ирина Павловна.
План по самообразованию на 2017-2018 год
Публикация «Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Тема: «Использование дидактических игр как способ формирование математических способностей».
Цель: Способствовать развитию у детей познавательного и логического мышления через логико-математические игры.
Задачи:
Повысить уровень знаний детей по развитию элементарных математических представлений;
Развивать умственные и интеллектуальные способности детей;
Развивать воображение и логическое мышление детей;
Воспитывать интерес и желание играть в дидактические игры.
Сентябрь :
1. Подбор и изучение методической литературы.
2. Подбор и изучение опыта работы.
3. Подбор и изготовление игр способствующих логико-математическому развитию.
Февраль:
1. Игры с счетными палочками «Головоломки с палочками» - Формирование геометрических представлений, развивать пространственное воображение детей.
2. Д/И «Найди отличия», «Найди пару» - Развивать внимание, сообразительность
Октябрь:
1. Д/и «Весёлая логика» - Развитие мыслительных операций анализа и синтеза предметов сложной формы. 2. Оформить «Игры математические загадки, головоломки, лабиринты» Март:
1. Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием математического материала»
2. Д/у (лабиринты) «По какой дорожке должен лететь мяч»,
«Какая дорожка приведёт маму уточку к утятам» - Развивать логическое мышление, наблюдательность, образное восприятие.
Ноябрь:
1. Д/и «Сложи узор», «Что лишнее?», - Развитие воображения, конструктивного мышления, сообразительности.
2. Д/и «Четвёртый лишний» - Развивать образно-логическое мышление, умственные операции анализа и обобщения. Апрель:
1. Творческий отчёт по самообразованию в форме презентаций.
Декабрь:
1. Консультация для родителей «Математические игры и упражнения для дошкольников»
2. Д/И «Где, чей дом?» - Развитие мышления, внимания и речи детей. Май:
1. Открытый просмотр по ФЭМП «Путешествие в страну сказок»
Январь:
1. Мастер – класс для воспитателей «Дидактические игры своими руками» 2. Д/и «Чей контур»- Развивать творческое воображение детей, мышление, память.
Тема самообразования: «Использование дидактических игр как способ формирование математических способностей». Над этой темой работаю три года, выбрана мною не случайно. Ведь всем нам известно, что для детей, а особенно для детей дошкольного возраста, самая лучшая форма обучения, это обучение с помощью игры. Развивающие игры очень важны для детей. Ребёнку кажется, что он просто развлекается, но на самом деле он тренирует своё воображение, мышление, развивает свои творческие способности. Я считаю, что среди всех методов развития умственных способностей наиболее оптимальным являются развивающие игры, так как они наиболее соответствуют ведущей деятельности дошкольного возраста, а также предполагают гибкость и вариативность их применения.
Развивающие игры математического содержания :
• Знакомят детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером;
• Развивают мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
• Помогают усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления;
• Развивают познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение, волю;
• Развивают интеллектуальные и творческие способности детей.
• В своей работе я использую дидактические игры, которые помогают детям проявлять интерес, развивают интеллект, самостоятельность. В нашей группе большое разнообразие видов дидактических игр с математическим содержанием. «Кубики Никитина», «Цветные палочки Кюизенер», «Логические блоки Дьенеша», «Учимся считать», «Геометрические формы», «Пазлы», «Вкладыши», «Геометрическое домино» и т. д. По моему мнению, именно эти игры способствуют развитию логического мышления; создают благоприятные условия для формирования такого ценного качества мышления, как самостоятельность. Игротека расположена в доступном для детей месте. Это делает возможным использование дидактических игр не только в образовательном процессе, но так же в совместной и самостоятельной деятельности. В работе с родителями я использовала следующие формы : Консультации: 1.«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность». 2.«Математика и логика детей старшего дошкольного возраста». 3.«Математика для дошкольников». 4.«Работа с семьёй по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста». Индивидуальные беседы и рекомендации: с целью знакомства родителей с достижениями ребенка, для правильного выбора литературы и различных видов математических игр; Папки-передвижки и фото-презентаций, которые позволяют родителям наглядно увидеть работу по математическому развитию детей в детском саду. Домашние задания, позволяющие закрепить полученные детьми на занятиях знания в семейном кругу, способствующие сближению детей и родителей; Все вышеназванные формы взаимодействия с родителями способствовали вовлечению родителей в процесс формирования математических представлений и развития у ребенка интереса к математическим знаниям, к развивающим играм. Можно отметить тот факт, что большая часть родителей с доверием и с желанием откликнулись и принимают участие в совместной работе.
Для своих коллег мною было проведено «Мастер – класс, «Дидактические игры своими руками» Занятие: «Путешествие по сказке» ФЭМП.
Проводимая работа дала положительный результат. Дети научились пользоваться средствами и способами познания (сенсорными и измерительными эталонами, речью, сравнением, классификацией); Дети научились планировать свои действия для выполнения задания и обдумывать их; Дети проявляют творчество при решении проблемных ситуаций и задач. Дети стали более самостоятельными, инициативными, уверенными в своих силах.
Планирую на следующий год продолжить работу по этой теме: Использование дидактических игр как способ формирование математических способностей». Год будет самым напряженным и ответственным в силу того, что предстоит подготовить каждого ребенка к обучению школе. Продолжая работу по теме, я наметила для себя как первоочередную – задачу развития творческих способностей детей. Кроме этого есть задумка по поддержанию доверительных взаимоотношений с теми родителями, которые были активны в предыдущий период, и вовлечение родителей, оставшихся в стороне по разным причинам. А это подразумевает состязания, вечера досуга детей и родителей на основе логико-математических игр. Реализуя поставленную цель, в конечном итоге, будут обеспечены равные возможности каждому ребёнку для успешного обучения в школе. Самое главное не делать за детей то, что они могут сделать сами, дать время им подумать, не торопить.