Людмила Борисова
Проектная деятельность как условие формирования универсальных учебных действий младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе деятельность учителя начальных классов регламентируется такими нормативными документами, как закон РФ «Об образовании», ФГОС НОО, профессиональный стандарт педагога и т. д. В соответствии с ФГОС НОО, одной из приоритетных задач учителя является включение детей в различные виды деятельности, в том числе и в проектную. Предметом моего исследования является проектная деятельность [5].
Публикация «Проектная деятельность как условие формирования универсальных учебных действий младших школьников» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Родиной проектной деятельности мы называем США, где в середине 19 века в технических вузах проект начали рассматривать как инструмент приобретения знаний и навыков практической деятельности. Метод проектов основывался на прагматической педагогике, автором которого является Джон Дьюи, а последователями Х. Килпатрик, Э. Коллингс. Дж. Дьюи трактует метод проектов «как способ обучения через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляется сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое здание и приобретая новый учебный и жизненный опыт[1].
Для изучения сущности понятия «проектная деятельность», мной была проанализирована литература, в которой я нашла следующее понимание. М. И. Рожков о проектировании в педагогике говорил что это — «значит на основе прогноза создавать такие технологии, использование которых при построении реального педагогического действия должно способствовать достижению поставленной цели, при этом происходит развитие всех учеников педагогического процесса»[4].
Наиболее удачным я выбрала для себя определение, в котором говорится, что «проектная деятельность представляет собой совместную учебно-познавательную, творческую и игровую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата. При этом у детей должно быть сформировано представление о конечном продукте деятельности, этапах проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию деятельности»[3].
В ходе исследования, я столкнулась с проблемой — некоторые ученые (М. В. Чанова, Н. Ю. Пахомова и др.) использовали термин «метод проектов» как синоним термина «проектная деятельность». Я решила разобраться в данном вопросе.
Проанализировав работы современных ученых и основоположников проектной деятельности, я выяснила, что термин «метод проектов» выступает как один из компонентов проектной деятельности. Метод является дидактической категорией. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельностью. Это путь познания, способ организации процесса познания. Под методом проектов Е. С. Полат рассматривает способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом, оформленным каким- либо способом [6].
Под проектной деятельностью я понимаю целенаправленную деятельность учащихся, которая направлена на достижение намеченного результата в виде конкретного «продукта», включающая этапы проектирования (определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана и организация деятельности по реализации проекта) и реализацию проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Поэтому я решила придерживаться понимания «проектной деятельности» как совокупности всех компонентов в их единстве и взаимосвязи [3].
Изучение проблемы дало мне возможность выделить плюсы проектной деятельности, которые соотносятся с такими универсальными действиями как :
- познавательными (расширение познавательного интереса к деятельности; позволяет обучать школьников навыкам самостоятельной поисковой и исследовательской работы);
- регулятивными (формирование навыков самообразования и самоконтроля; развитие самостоятельности и инициативы, творческих способностей, способности учащихся к самооценке; планирование своей работы);
- коммуникативными (создает условия для формирования навыков сотрудничества и групповой деятельности; помогает научиться распределять функции и роли в совместной деятельности; позволяет аргументировать свое мнение);
- личностными (повышает мотивацию к обучению, позволяет адаптировать ученика к реалиям современного мира; формирование ответственности).
Также можно выделить преимущества включения школьников в проектную деятельность[2] :
- Моделирование реальной технической цепочки: задача — результат;
- Индивидуальный подход;
- Отсутствие готовых и однозначных решений (моделирование жизненных ситуаций);
- Развитие мышления;
- Практическое применение знаний;
- Формирование общественных умений и навыков: исследовательских, презентационных, оценочных.
Таким образом, я пришла к выводу, что проектная деятельность позволяет включать ребенка в активную деятельность и развивает познавательную сферу ребёнка. В процессе работы над проектом у учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциал, своих способностей и талантов. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей. Проектная деятельность объясняет учащимся основные правила ведения дискуссий и делового общения; учит их конструктивно относиться к критике своих суждений; признавать право на существование различных точек зрения решения одной проблемы. Проектная деятельность не может реализоваться без активной деятельности учащихся.
Список литературы:
1. Джонс Дж. К., Методы проектирования / Дж. К. Джонс: Пер. с англ. – 2-е изд. доп. – М. : Мир, 1986. – 326 с.
2. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование : Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И. А. Колесниковой —— М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.
3. Леонтович А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся// Исследовательская работа школьников. 2003. №4. С. 18-24.
4. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. – М. :ИПИ РАО,1995.-113 с.
5. Официальный сайт министерства образования и науки Российской Федерации. Федеральный государственный образовательный стандарт. Режим доступа: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922
6. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.