Юлия Виниченко
Создание условий в группе для развития двигательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила инструктор ФК Виниченко Ю. В.
«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ В ГРУППЕ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ»
В дошкольном возрасте у детей закладываются основы здоровья, формируются двигательные навыки, создаются предпосылки разностороннего развития личности.
Публикация «Создание условий в группе для развития двигательной активности дошкольников» размещена в разделах
Основным средством укрепления здоровья, формирования двигательных навыков ребенка и повышения работоспособности детского организма является общий двигательный режим, который предусматривает ежедневную двигательную деятельность детей в разных организационных формах. Двигательная деятельность является фактором, благоприятно влияющим на рост и развитие организма, отражающим его функциональное состояние, так как именно движения относятся к одной из важнейших биологических потребностей человека.
Деятельность ребенка должна быть разнообразная по видам (двигательная, учебная, игровая, а также по составу движений и физических упражнений, что является профилактикой перегрузок и утомления детей. Двигательная деятельность способствует повышению оздоровительной и общеразвивающей эффективности физического развития дошкольников. Она предполагает сочетание организованной и самостоятельной форм активности детей.
Чтобы обеспечить оздоровительный эффект самостоятельной двигательной активности, воспитателю необходимо владеть опосредованными методами руководства, которые предусматривают такие обязательные моменты, как:
организация физкультурно-игровой среды (достаточное пространство для движений, разнообразие, количество, частую сменяемость физкультурных пособий и т. д.);
закрепление в распорядке дня времени для самостоятельной двигательной деятельности в обязательном порядке во время утреннего приема, до и между занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время в детском саду и семье;
владение воспитателем специальными (опосредованными) методами активизации двигательной активности детей.
Воспитатель должен:
наблюдая за детьми, видеть каждого. В процессе наблюдения особое внимание следует обратить на мало- и гиперподвижных детей, на разнообразие движений, уметь трансформировать их в игровую деятельность, что предупреждает утомление;
предусмотреть каждому из детей место для движений, оберегать это пространство;
привлечь детей к размещению физкультурных пособий в групповой комнате, на участке и стимулировать этим самым желание двигаться;
снять напряжение, скованность отдельных детей похвалой, совместным движением, помочь выбрать пособие и место для движений;
без навязывания объединить в совместной деятельности детей разной подвижности, предоставив один предмет (мяч, обруч, скакалку) на двоих;
обыграть все новые игрушки и физкультурные пособия, вести совместный поиск различных видов и способов движений;
при знакомстве с новой игрушкой показать в первую очередь малоподвижным детям несложные активные движения перемещения в пространстве, гиперподвижным – более сложные, требующие точности, сдержанности, осторожности (упражнения в равновесии, все виды лазанья, бег по ограниченной площади и т. п.);
отдавать предпочтение сборно-разборным пособиям и конструкциям, стимулирующим выбор способа действий, чаще менять их расположение в пространстве; обеспечить не только сменяемость в течении недели, но и в течении дня;
никогда не ограничивать чрезмерную подвижность ребенка, но при этом необходимо внести в бесцельный бег сюжет, содержание, мотивацию;
иногда включаться в совместную игру и кем-либо из детей или показать пример движений с игрушкой, предметом, пособием;
периодически строить вместе с детьми «полосы препятствий» из всего имеющегося в распоряжении детей материала и преодолевать их по-разному;
Выполнение указанных несложных правил не только будет способствовать полному удовлетворению биологических потребностей в движении, но и обеспечит эмоционально – психологических комфорт ребенку.
В организованных формах физкультурной деятельности следует:
индивидуализировать двигательные и физические нагрузки, учитывать интересы и возможности детей при выполнении физических упражнений;
искать методы оптимизации двигательной активности, которая должна составлять 60% от общего времени занятия.
В учреждении дошкольного образования предусматриваются специальные формы работы для обеспечения активного отдыха детей : физкультурные досуги, праздники, дни и недели здоровья (каникулы).
Дефицит двигательной активности отрицательно сказывается буквально на всех направлениях жизнедеятельности человека. Особое значение двигательная активность имеет в детском возрасте. По мнению физиологов, гигиенистов, врачей, в этот период она является необходимым условием формирования всех систем и функций организма.
Двигательная деятельность и мозговая активность определяют в значительной степени высокую умственную работоспособность и становятся одним из условий и физической работоспособности. Увеличение двигательной активности благотворно сказывается на функциональном состоянии головного мозга. В экспериментальных исследованиях зарубежных авторов большое внимание уделяется использованию средств физического воспитания с целью коррекции психических и психомоторных отклонений.
При недостаточной двигательной активности снижается обмен веществ и объем информации, поступающей в мозг из мышечных рецепторов. Это ухудшает обменные процессы в тканях мозга, что приводит к нарушениям его регулирующей функции. Снижение потоков импульсов от работающих мышц нарушает работу всех внутренних органов, в первую очередь сердца, отражается на проявлениях психических функций, обменных процессах на уровне клеток. Уменьшение удельного веса движений в режиме дня отрицательно сказывается на защитных силах организма. Следовательно, можно говорить о ведущей роли двигательной активности в воспитании здорового ребенка.
Для организации двигательной активности в группе необходимостью становится создание спортивного центра (физкультурного уголка). Главная задача физкультурного уголка – развитие культуры движений, развитие разнообразия движений, двигательного творчества и качества движения. Физкультурный уголок организуется для того, чтобы дети заранее (до занятия) знакомились с пособиями и правилами пользования ими, разучивали упражнения и движения для занятия. Это повышает эффективность занятий физической культурой.
Требования к спортивному центру:
гигиенические (содержание в чистоте физкультурных пособий);
психолого-педагогические (соответствие возрастным особенностям, особенностям реализуемым образовательной программой);
эстетические.
Спортивный центр можно расположить в раздевалке или групповой комнате. Один или два раза в год менять место расположения спортивного центра, периодически убирать невостребованное оборудование, а затем вновь вносить.
Как вести работу в спортивном центре:
Перед тем, как внести пособия, необходимо четко представить, с какой целью это делается. Цель должна быть отражена в плане. Цели могут быть следующие: познакомить, обыграть, закрепить с усложнением.
После усвоения детьми правил пользованиями пособиями, можно решать задачи по воспитанию физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости.
В спортивном центре воспитатель ежедневно проводит индивидуальную работу.
Дети должны знать и уметь рассказать, для чего нужен тот или иной снаряд, как им пользоваться, как он называется, для чего нужна страховка.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ СПОРТИВНОГО ИНВЕНТАРЯ
МЛАДШАЯ ГРУППА
• мячи (разного диаметра);
• массажные мячи (ежики);
• кубики (для перешагивания);
• гимнастические палки;
• дуги для подлезания;
• массажные коврики.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
• мячи (разного диаметра);
• массажные мячи (ежики);
• кубики (для перешагивания);
• гимнастические палки;
• ленточки;
• флажки;
• дуги для подлезания;
• обручи;
• султанчики;
• мишень для метания;
• массажные коврики.
СТАРШАЯ ГРУППА
• мячи (разного диаметра);
• массажные мячи (ежики);
• кубики (для перешагивания);
• гимнастические палки;
• ленточки;
• флажки;
• дуги для подлезания;
• обручи;
• султанчики;
• мишень для метания;
• шнур;
• кегли;
• скакалки;
• массажные коврики.
В заключение хотелось бы отметить, что эффективность оздоровительной работы с детьми способствует собственная физическая активность педагога, когда он не только организатор, но и активный участник детских подвижных игр и физических упражнений, когда он стимулирует двигательную активность детей собственным примером. Оздоровительные возможности прогулки, утренней гимнастики и других форм физического воспитания педагогу полезно применить для коррекции и укрепления собственного физического состояния.