Симонова Наталья
Создание условий для здорового образа жизни в системе образовательного процесса через здоровьесбережение
▼ Скачать + Заказать документы
Дети – это наше будущее, наше продолжение. Забота об их здоровье – одна из наиглавнейших задач, стоящих перед родителями и педагогами. Данные статистики говорят о том, что на сегодняшний день очень мало абсолютно здоровых детей, возрастает число детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Это касается как физического, так и психического здоровья. Сохранять и улучшать здоровье – это каждодневная работа, которую надо вести с самого рождения.
Публикация «Создание условий для здорового образа жизни в системе образовательного процесса через здоровьесбережение» размещена в разделах
Какие же пути и способы сохранения и укрепления здоровья мы можем использовать? В первую очередь, это соблюдение режима дня. Конечно, в условиях детского сада очень сложно учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, поэтому режим строится на общих рекомендациях:
1. При организации режима дня учитываются особенности физической и умственной работоспособности и эмоциональной реактивности в первой и второй половине дня;
2. Учитываются повторяющиеся (стереотипные) компоненты, которые обязательны:
- время приема пищи (желательно четырехразовое);
- дневной сон;
- общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений.
3. При организации оздоровительного режима нужно стремиться к максимальной двигательной активности, достаточной умственной нагрузке и преобладанию положительных эмоций.
4. Следует учитывать особенности каждого сезона и, поэтому, должно быть два режима дня с постепенным переходом от одного к другому.
Следующим немаловажным фактором сохранения и укрепления здоровья является организация правильного питания. В детском саду питание не может быть неправильным, так как меню составляется в соответствии с требованиями СанПиН, учитываются все нормы питания, необходимый набор продуктов для сбалансированного и полноценного питания.
Немаловажную роль играет физическое воспитание ребенка. «Движение – это жизнь. Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие», - говорил Аристотель. Ребенок дошкольного возраста нуждается в постоянном движении. Не секрет, что многие воспитатели наказывают ребенка, сажая его на стульчик, тем самым ограничивая его двигательную активность. Этого делать нельзя, мы наносим вред здоровью ребенка. Физическое воспитание – это целая система организации двигательной деятельности ребенка, целью которого является формирование у детей здорового образа жизни. Формами работы по физическому воспитанию являются:
1) физкультурные занятия;
2) физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры);
3) физкультурные досуги и праздники, дни здоровья;
4) самостоятельная двигательная активность;
5) кружковая работа.
Остановимся подробнее на некоторых из них.
Утренняя гимнастика – необходимый элемент двигательного режима, она организует детей и вызывает положительные эмоции. Гимнастику можно проводить традиционно, используя общеразвивающие упражнения, а можно обыграть какой-либо сюжет. Например, «Прогулка в лесу», где одно упражнение это имитация полета жука, второе – собирание грибов, во время следующего упражнения дети превращаются в медвежат и т. д. Хорошо, если такие упражнения сопровождаются соответствующими стихами. Во время утренней гимнастики можно использовать элементы ритмической гимнастики, танцевальных движений. Если у ребенка нет желания выполнять то или иное упражнение, заставлять его насильно не нужно, но надо выяснить причину такого поведения у ребенка. Утренняя гимнастика должна выполняться с радостью.
Физкультминутка прежде всего предназначена для снятия утомления и активизации мышления. Физкультминутка должна соответствовать программному содержанию занятия, быть разнообразной по содержанию и форме. Необходимо подобрать упражнения для утомленных групп мышц. Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, танцевальных движений, выполнения движений под текст стихотворения.
Физкультурные занятия – основная форма обучения и дозированной тренировки систем и функций организма. В неделю должно быть 3 занятия, причем одно из них проводится на свежем воздухе. На занятиях разучиваются новые физические упражнения, которые затем закрепляются и совершенствуются в других формах работы. Обязательные этапы занятий: разминка, общеразвивающие упражнения, разучивание основных движений, подвижная игра, восстановление пульса и дыхания.
Физкультурные досуги и праздники способствуют совершенствованию двигательных умений детей, формированию у них интереса и потребности в движениях.
Чем же досуг отличается от праздника? Досуг проводится 2-3 раза в месяц, праздник 2-3 раза в год. Досуг - для1-2 групп, праздник - для детей всего детского сада. Досуг по времени проведения равняется занятию, праздник может длиться в пределах 1часа.
Самостоятельная двигательная активность должна составлять не менее 2/3 объема их общей двигательной активности. В процессе самостоятельной двигательной деятельности важно обеспечить разнообразие видов и способов движений с игрушками, пособиями.
Воспитатель выбирает форму работы по физическому воспитанию на свое усмотрение. И, конечно, вся физкультурно-оздоровительная работа проводится в тесном взаимодействии с семьей.
Одним из принципов дошкольного образования по ФГОС является сотрудничество с семьей. Чтобы установить это сотрудничество, необходимо максимально привлечь родителей к воспитательно-образовательному процессу, чтобы мамы и папы увидели, что в детском саду делается все только во благо детей, и, чтобы они, родители, могли сами поучаствовать в этом процессе.
Форм работы с родителями в процессе физического воспитания дошкольников много, но не все они эффективны. Традиционной формой является родительское собрание, но родители порой просто не хотят на него приходить. Поэтому лучше проводить его в нетрадиционной форме, например, в форме мастер-класса или круглого стола, или практического семинара. И, конечно, тщательно продумывать содержание родительского собрания. Можно еще перечислить многие формы работы с родителями. Это консультации, информационные стенды, буклеты. Но, как показывает практика, родителям больше по душе дни открытых дверей, физкультурные праздники и досуги.
Цель проведения дня открытых дверей – установление доверительных отношений между родителями и педагогами, определение задач совместного воспитания детей и их реализация. Родители присутствуют на занятиях, оказывают помощь в индивидуализации педагогического процесса.
Спортивные праздники способствуют воспитанию как у детей, так и у взрослых потребности в здоровом образе жизни, интереса к физкультуре и спорту, реализуют потребность в двигательной активности, способствуют положительному эмоциональному контакту взрослого и ребенка.
Взрослые должны помнить главную заповедь «Не навреди» и делать все возможное для сохранения и укрепления здоровья наших детей.
Рекомендуемая литература: В. А. Шишкина, М. В. Мащенко «Какая физкультура нужна дошкольнику»