Якшигулова
Опыт работы «Создание условий для сохранения и поддержки этнических культурных ценностей башкирского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Создание условий для сохранения и поддержки этнических
культурных ценностей башкирского народа
(на экране отрывок из спектакля «Страна Айгуль»). Как вы думаете, кто играет на этой сцене? Профессиональные артисты или артисты-любители?
Да, это наши обучающиеся. Они очень красиво говорят на литературном башкирском языке. Это дети, которые приходят в гимназию без знания языка, тем более одна треть из них татары, русские и мари. То, что пришли они в башкирскую гимназию, это еще не значит что все знают и любят башкирский язык, и, чтобы вывести детей на сцену с двухчасовым спектаклем, необходим ежедневный, кропотливый труд учителя.
Публикация «Опыт работы „Создание условий для сохранения и поддержки этнических культурных ценностей башкирского народа“» размещена в разделах
Только на уроках башкирского языка и литературы привить любовь к языку, культуре народа и формировать устойчивые знания по программе, естественно, невозможно. Я думаю с этой проблемой сталкиваются во всех школах. Поэтому сегодня хотелось бы обозначить направления работы по теме «Создание условий для сохранения и поддержки этнических культурных ценностей башкирского народа».
Самое главное, что должен сделать учитель в учебной и внеурочной деятельности, это вызвать интерес. Потому что то, что ребенок не знает и у него не получается, он никогда не будет делать. Сначала необходимо заинтересовать ребенка.
Главная проблема-это языковая. А язык носитель всей культуры и народа. Как же научить ребенка правильно говорить, мыслить… Мы считаем, что самая выигрышная технология-это игровая. Независимо от того в какой класс приходит ребенок в гимназию -в первый ли, в пятый ли, в десятый ли, нам, учителям, важно создать ему комфортную атмосферу как на уроках так и во внеклассных мероприятиях.
Приобщение к языку начинается с маленьких стихотворений, скороговорок, песен. Позвольте провести с вами небольшую игру-упражнение.
ара ар а ун ан ар а
ар а ун ан а ар а.
Шул ар аны арар с н
ар а йыйыл ан ар а.
У вас получилось и вы испытываете радость. Так постепенно через маленькое мы приходим к большому.
Среди учащихся начальных классов мы проводим праздник «л с йем анды ы». На это внеклассное мероприятие приглашаются бабушки. Здесь по традиции дети играют в народные игры как «Й шер м яулы», «Т млек с» (для девочек, «Ат сабышы», «унар» (для мальчиков, «А тир к, к к тир к», «Й к алыу»-это совместные игры. Бабушки рассказывают в какие игры они играли, какие качества формируются при том или другом виде игры.
Общешкольные мероприятия как «Ш ж р байрамы», «Йондо со тар» мы проводим во всех классах. На эти праздники тоже приглашаются родители. Они стали у нас традиционными.
Наша цель, через игровую деятельность развивать ребенка, научить его мыслить, запоминать, наконец, знать культурные ценности башкирского народа, интересоваться историей родной республики. Такие даты как День Республики, День Конституции мы отмечаем следующим образом: старшеклассники составляют вопросы викторины. Они составляются дифференцированно, т. е. для младшекласников более легкие, для среднего звена и для старших классов посложнее. В паре (это девочка и мальчик, обязательно один ученик с младших классов, а другой со среднего звена) дети во время уроков, с разрешения учителя, проводят викторину. Это занимает не более одной-двух минут. Самый активный получает презент – сладость. Вопросы носят интеллектуальный характер, например, какой сегодня праздник? Назовите символы республики. Сколько городов и районов у нас, самые старинные города, протяженность реки Агидель и т. д. Здесь участники викторины не только получают знания, но и учатся работать с аудиторией, следят за своей интонацией, работают над специфическими звуками башкирского языка, я бы сказала, над уникальными звуками. А звуки у нас действительно уникальные, потому что эти звуки имеют в своем арсенале только три народа в мире и т. д.
Оттачивая свое мастерство в гимназических и городских конкурсах, наши дети с удовольствием участвуют в республиканских конкурсах и часто побеждают. Это - «Жемчужины Башкортостана», мы вернулись с шестью грамотами победителей. За выступление команды -3 место среди 20 команд. За самую лучшую женскую роль –Т. Э., за самую лучшую роль второго плана-Б. Э., самый маленький артист-Г. А., за виртуозное владение инструментом Миникаевой Фирузе. И первое место было за исследовательскую работу - Т. Р. Этот конкурс примечателен тем, что каждый год проводится под различными лозунгами. Например, коллективные танцевальные игры башкирского народа, знаменитые личности района, города. В прошлом году этот конкурс проходил под лозунгом «Народные обычаи, традиции». Их надо было показать в ракурсе детских групповых игр. В этом году по положению мы сначала провели исследовательскую работу по теме «Родник, ставший озером» (озеро Светлое, т. к. лозунг звучит «Родники-источники жизни». Данный конкурс задуман таким образом, что и сценарий, и костюмы, и реквизиты должны готовить сами дети. Сценические костюмы не приветствуются. Музыка должна быть только живой.
Наши гимназисты каждый год достойно защищают честь города в республиканском конкурсе юных сказителей эпоса Урал батыр, первый тур которого предполагает чтение наизусть трех тысяч строк эпоса. Это для учащихся 5-8 классов. На сегодня у нас тоже есть большие достижения в виде наглядного материала.
В прошлом учебном году мы первый раз попробовали свои силы в КВН на башкирском языке. В г. Стерлитамак на зональном этапе мы были первыми среди 12 команд, в республиканском- третьими (22 команды).
Хотелось бы отметить следующее мероприятие, которое мы провели 4 марта. Инициатива шла от учителей башкирского языка, которые работают в начальных классах. Это совместный проект с родителями. Называется «Дарман» («Вдохновение»). Участниками мероприятия были родители, которые исполняют песни на башкирском языке. Мы пригласили младшеклассников и детей среднего звена. Цель: заинтересовать своими родными напевами, которые не только приятны на слух, но и, в определенной степени, лечат.
Таким образом, в башкирской гимназии все мероприятия посвящены этническим культурным ценностям.