Александр Владимирович Гришин
Критерии психосоматических расстройств у детей и подростков, на которые надо обращать внимание воспитателям, педагогам
▼ Скачать + Заказать документы
Критерии диагностики психосоматических расстройств у детей и подростков, на которые надо обращать внимание воспитателям, педагогам.
Основные:
1. Наличие функциональных нарушений, сопровождающихся, а нередко только проявляющихся болями, не связанных с органическими изменениями со стороны органов и систем, подтвержденных пара клинически и ориентированными на определенную висцеральную систему.
2. Связь функциональных нарушений и/или боли с эмоциональными (аффективными) факторами.
3. Функциональные нарушения и болевые проявления чаще всего не относятся к специфическим признакам психических заболеваний, а сопутствуют не резко выраженным аффективным (депрессивным) нарушениям, которые не замечаются больными и врачами или же им придается второстепенное значение.
4. Спонтанность возникновения и редукция психосоматических расстройств объяснимы действием психоэмоциональных факторов.
Дополнительные:
1. Невозможность уложить соматическое проявление в симптоматологию какого-либо соматического заболевания.
2. Поли системность поражения (наличие функциональных нарушений или болевых проявлений в нескольких органах и системах).
3. Диссоциация между степенью выраженности функциональных нарушений (или болевых проявлений) и поведением больного – «марафон» по специалистам в поисках своего врача в результате неудовлетворенности результатами предшествующего обследования и лечения.
4. Связь отрицательных эмоций с личностными особенностями больных, колебание состояния под влиянием различных факторов (психогенных, психофизических, интоксикации, метео- и так далее).
5. Доминирование долгосрочной памяти (нарушение временного восприятия и фиксация на прошлых переживаниях).
6. Отчетливые постоянные психологические характеристики пациентов.
7. Внешне гладкие и формальные социальные контакты. Большинство врачей группируют психосоматические расстройства по возрастному признаку. В младенческом возрасте к этим расстройствам относятся: колики третьего месяца, метеоризм, аэрофагию, срыгивания, жвачку (мерицизм, анорексию грудного возраста, извращение аппетита (симптом Пика, недостаточную прибавку массы тела, тучность, остановку развития, приступы нарушения дыхания, спастический плач, нарушения сна.
В дошкольном возрасте наблюдают такие психосоматические расстройства, как запор, понос, «раздраженный кишечник», боли в животе, циклические рвоты, отказ от жевания, анорексия и булемия, энкопрез, энурез, ожирение, нарушение сна, лихорадка и другие. У детей школьного возраста и подростков к числу психосоматических расстройств относят мигрень, «ростовые боли», рекуррентные боли меняющейся локализации, нарушения сна, приступы гипервентиляции, обмороки, вегетосо-судистую дистонию, бронхиальную астму, нервную анорексию, булемию, ожирение, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенный колит, энкопрез, энурез.
Этапность развития психовегетативных нарушений.
1 этап – психосоматические реакции (чаще встречаются в младшем возрастном периоде – до 10 лет);
2 этап – локализованное психосоматическое состояние (в школьном и подростковом возрастах, начиная с 7 лет);
3 этап – психосоматическое заболевание (после 10-летнего возраста, в среднем и старшем подростковых периодах).