Папки-передвижки

Создание условий для познания ребенком дошкольного возраста мира природы

Елена Колесникова
Создание условий для познания ребенком дошкольного возраста мира природы
▼ Скачать + Заказать документы

Одним из путей психического развития ребенка дошкольного возраста является развитие познавательных способностей, способствующих адекватной оценке происходящих вокруг изменений. В процессе обучения и воспитания детей осуществляется знакомство их с сезонными изменениями в природе. Природа предоставляет наиболее яркие и интересные проявления окружающего детей мира. В связи с этим формирование у дошкольника представлений о сезонных изменениях в природе служит понятным для него инструментом развития способностей и осознания окружающей его реальности. Они оказывают большое влияние на формирование личности ребенка, предпосылок и первичных элементов мировоззрения.

Публикация «Создание условий для познания ребенком дошкольного возраста мира природы» размещена в разделах

Познанию изменчивости окружающего мира как фактору умственного развития детей большое значение придавал Н. Н. Поддъяков, Н. Е. Веракса. Ознакомление детей с сезонными изменениями в природе влияет на их перцептивное и сенсорное развитие. Об этом упоминается в трудах А. В. Запорожца, А. П. Усовой и др. Исходя из вышесказанного, представляется актуальной выбранная тема работы.

Цель: изучить особенности создания условий для познания ребенком дошкольного возраста мира природы.

Задачи:

- дать характеристику содержания ознакомления дошкольников за сезонными явлениями природы;

- рассмотреть создание в возрастной группе условий для организации наблюдений за сезонными явлениями природы (на примере одной из возрастных групп).

1. Краткая характеристика содержания ознакомления дошкольников за сезонными явлениями природы (усложнение задач на примере одной из образовательных программ, сравнительная таблица

Сезонными изменениями в природе называют периодические явления, повторяющиеся ежегодно в одной и той же последовательности. Периодические явления природы, обусловливаемые годовым ходом метеорологических элементов, называют сезонными явлениями.

Анализ программы «От рождения до школы» [4] позволил остановиться на характеристике содержания ознакомления дошкольников за сезонными явлениями природы. Данное содержание реализуется в рамках образовательной области «Познавательное развитие». В разделе «Ознакомление с окружающим миром» перечислены основные задачи ознакомления детей с сезонными изменениями в природе. В разных возрастных группах ставятся различные задачи ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе, данные задачи представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Задачи ознакомления дошкольников разных возрастных групп с сезонными изменениями в природе

Группа Задачи ознакомления с сезонным изменениями в природе

1 младшая группа (2-3 года) - Приобщать детей к наблюдениям за природой; вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке; подкармливать птиц.

- Формировать первичные представления о сезонных изменениях в природе.

2 младшая группа (3-4 года) - Учить детей определять состояние погоды (холодно, тепло, жарко, солнечно, облачно, идет дождь, дует ветер, учить одеваться по погоде.

- Помогать детям отмечать состояние погоды в календаре наблюдений.

- Знакомить с некоторыми характерными особенностями времен года (опадают листья, выпал снег, побежали ручьи, распустились цветы и т. п.).

Средняя группа (4-5 лет) - Расширять представления детей о многообразии погодных явлений (дождь, гроза, ветер, гром, молния, радуга, снег, град и пр.).

- Учить детей определять состояние погоды (холодно, тепло, жарко, солнечно, облачно, идет дождь, дует ветер, учить одеваться по погоде.

- Помогать детям отмечать состояние погоды в календаре наблюдений.

- Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, помогать устанавливать простейшие связи (похолодало— исчезли бабочки, жуки).

- Закреплять представления о сезонных изменениях в природе.

Старшая группа (5-6 лет) - Показывать взаимодействие живой и неживой природы.

- Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон— растительность— труд людей).

- Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках.

- Учить детей фиксировать в календаре природы время года, месяц, день недели, время суток, температуру, результаты наблюдений и т. д.).

Подготовительная группа (6-7 лет) - Учить обобщать и систематизировать представления о временах года (вести дневники наблюдения за погодой; оформлять альбомы о временах года; подбирать картинки, фотографии, детские рисунки, рассказы и пр.).

- Формировать навык ответственно относиться к обязанности дежурного в уголке природы (фиксировать необходимые данные в календаре природы — время года, месяц, день недели, время суток, температуру, результаты наблюдений и т. д.).

- Рассказать об «особенных» днях года: день зимнего солнцестояния — 22 декабря (самый короткий день в году); день летнего солнцестояния— 22 июня (самый длинный день в году); дни весеннего (21 марта) и осеннего (22 сентября) равноденствия, когда день и ночь равны по длительности.

- Расширять представления о погодных явлениях (снег, иней, град, туман, дождь, ливень, ураган, метель и т. п.).

Систематически знакомить детей с природой начинают в первой и во второй младших группах. В этом возрасте важно, чтобы у детей шло накопление знаний, т. е. конкретных представлений, об отдельных объектах природы : о природном материале и его свойствах. Им дают первые знания об отличительных признаках сезонов. Младшие дошкольники должны понимать некоторые связи между явлениями природы : дует ветер - качаются деревья, светит солнце - становится теплее.

Воспитатель учит малышей наблюдать за объектами и явлениями природы. При этом детям предлагаются задача наблюдения и план, которого следует придерживаться. По ходу наблюдения воспитатель учит детей обследовательским действиям. Очень важно приучить малышей рассказывать о результатах наблюдения. Задача воспитателя - формировать у ребят эмоционально-положительное, бережное отношение к природе (умение радоваться при виде цветка, птички, солнышка).

В средней группе представления детей о свойствах и качествах «предметов неживой природы расширяются и конкретизируются. Воспитанники средней группы продолжают учиться наблюдать за объектами природы. Эта деятельность по сравнению с предыдущими группами усложняется. Детей учат принимать задачу наблюдения, они овладевают обследовательскими действиями, пытаются сравнивать, связно рассказывать о наблюдаемом, делать выводы.

В старшей группе основной становится задача формирования у детей знаний о связях и отношениях, существующих в природе : о потребностях растений и животных в зависимости от условий жизни и состояния, о связях между некоторыми органами и их функциями. Дети узнают о стадиях роста и развития растений, о сезонных изменениях в природе и их причинах, о некоторой последовательности сезонных изменений

Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы.

В подготовительной к школе группе основной задачей является уточнение и расширение знаний о закономерных изменениях явлений неживой природы, дальнейшая их систематизация и обобщение. Необходимо сформировать представления о смене сезонов, о нарастании (или уменьшении) продолжительности дня и ночи, о закономерных изменениях температуры воздуха, характера осадков.

Жизнь животных также в большой степени зависит от изменений в природе. Многие животные приспосабливаются к зимним холодам: идет осенняя линька птиц и зверей; некоторые из них заготавливают корм, меняют убежище. Изменения в жизни растений приводят к изменениям в жизни животных: исчезают насекомые, затем улетают перелетные птицы. Эти общие закономерности могут быть усвоены детьми при условии, если в течение дошкольного возраста у них будут сформированы конкретные представления о каждом сезоне (продолжительность дня, температура воздуха, типичные осадки, состояние растений, образ жизни животных, труд взрослых, изменения в жизни самих детей в тот или иной сезон). Ребята должны знать последовательность времен года.

Таким образом, знакомство детей с сезонными изменениями в природе начинается с первой младшей группы. От возраста к возрасту происходит усложнение задач ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе. Также усложняется содержание работы с дошкольниками.

2. Создание в возрастной группе условий для организации наблюдений за сезонными явлениями природы (на примере одной из возрастных групп

В дошкольном возрасте наблюдение является основным методом ознакомления дошкольников с сезонными изменениями, происходящими в природе.

Наблюдение в литературе определяется как различной длительности целенаправленное планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Наблюдение является сложной познавательной деятельностью, в которой принимают участие различные психические процессы (восприятие, мышление, речь, внимание и т. д.). В понимании наблюдаемых объектов или явлений важную роль играют опыт, знания и умения детей [1].

Цель наблюдений, организованных в дошкольном возрасте, заключается в усвоении детьми различных знаний – в процессе наблюдения дети устанавливают свойства и качества, структуру, внешнее строение предметов, выявляют причины изменений и развития растений и животных, сезонных изменений.

Наблюдения организуются воспитателем при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они проводятся на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д.

В ходе организации наблюдений дошкольников за объектами и явлениями природы у воспитателя есть возможность комплексного решения задач: формировать у детей знания о природе, учить наблюдать, развивать наблюдательность, воспитывать эстетическое отношение к природе и др. В соответствии с познавательными задачами используются различные виды наблюдений. Успешному достижению поставленных задач способствует применение воспитателем специальных приемов, позволяющих организовать активное восприятие дошкольников (вопросы к детям, обследование предмета, сравнение объектов между собой, установление связей между отдельными объектами или явлениями природы [3].

Таким образом, наблюдение является ведущим методом ознакомления дошкольников с объектами и явлениями окружающего мира. В дошкольном возрасте используются различные виды наблюдений, при этом воспитателем решается комплекс образовательных, развивающих и воспитательных задач.

Анализ литературных источников позволил выделить структурные компоненты и содержание наблюдения.

Первым этапом наблюдения является его начало – основная задача данного этапа заключается в концентрации детей. В конце этапа воспитателем формулируется цель наблюдения.

Далее начинается следующий этап наблюдения – основной. Основной задачей этапа является обеспечение самостоятельного получения детьми сенсорной информации, реализация спланированного содержания наблюдения. Основная часть должна отвечать требованиям единства и цельности. Она не должна прерываться длительным пояснением или рассказом воспитателя.

Третий этап наблюдения – завершение наблюдения. На данном этапе подводятся итоги наблюдения, обобщаются полученные знания. Для завершающего этапа должна быть характерной эмоциональность, чтобы по завершении наблюдения у детей было хорошее настроение [5].

В ходе обобщения литературных источников были выделены особенности проведения наблюдений. Основными из них являются:

- проведение наблюдений в группе детей (3-6 человек) или со всей группой;

- при планировании наблюдений воспитателем определяется место наблюдения в системе работы, содержательный аспект наблюдения, осуществляется выбор объекта наблюдения, который должен быть интересен детям и доступен для восприятия;

- осуществляется отбор необходимого для проведения наблюдения оборудования и материалов, продумывается организация детей;

- при циклической организации наблюдений весь объем представлений об объекте распределяется на порции для обеспечения постепенного и более надежного их усвоения, дети несколько раз обращаются к одному и тому же объекту (содержание работы при этом разное);

- наблюдение не должно быть продолжительным, начало и завершение наблюдения должно сопровождаться положительным эмоциональным состоянием детей;

- важным представляется соблюдение структурных компонентов наблюдения (начало, основная часть, окончание наблюдения);

- наблюдения организуются с учетом возраста детей, так в младшем дошкольном возрасте планируются кратковременные, но часто повторяющиеся наблюдения, которые проводятся в подгруппах детей, в среднем дошкольном возрасте в наблюдения могут быть включены игры, поручения, в старших группах частым является организация более длительных, иногда повторных наблюдений, что позволяет детям заметить изменения, делать простейшие обобщения;

- важно предусмотреть сочетание наблюдения с художественным словом, что позволит получить детям более яркие и прочные образы, обогатить словарь дошкольников [7].

Организация наблюдений в условиях дошкольной образовательной организации носит ярко выраженный возрастной аспект. Более подробно представим особенности ознакомления детей младшей группы (3-4 года) с сезонными изменениями в природе на примере осени.

Начинается этот процесс в первую очередь на ежедневных прогулках. Детям предлагается понаблюдать за явлениями неживой природы. Детей учат замечать изменения погоды: солнце светит и греет меньше, часто идут дожди, холодно, ветер качает деревья, срывает листья, которые падают, кружась в воздухе. Воспитатель обращает внимание детей на то, что люди стали тепло одеваться, ходят в непромокаемой обуви, под зонтами. Нужно указать ребятам на появление луж после дождя и подтолкнуть воспитанников к установлению причинно-следственной связи: прошел дождь — на земле лужи, выглянуло солнышко — лужи высохли.

Благодаря систематическим наблюдениям за дождем дети смогут понять появление снега: сначала дождь идет все чаще, затем он становится все холоднее, пока, наконец, не появляются первые снежинки и лед. Наблюдения за изменениями погоды можно связать с играми. Например, играя с вертушками, дети замечают, что, когда дует ветер, эти игрушки вертятся. После этого открытия воспитатель может предложить малышам подумать, почему качаются деревья. Наиболее яркие изменения происходят осенью в растительном мире.

В осенний период ребята наблюдают, как изменились листья деревьев: поменяли окраску, стали опадать. С помощью соответствующих игр и наводящих вопросов педагога дети должны прийти к выводу, что у разных деревьев разная окраска листьев. Например, полезна игра «Найди такой же». Из похожих листьев одного дерева воспитатель делает карточки, перемешивает их и просит ребенка найти пару одной из вытянутых картинок. Опавшие же листья можно собрать для осеннего букета, который затем помещают в уголок природы. Также дети наблюдают, как взрослые и старшие дети убирают урожай овощей. Младшим дошкольникам показывают, что выросло на грядках к осени, предлагают самостоятельно выдернуть лук, морковь, свеклу.

Следует обращать внимание ребят на птиц. Лучше всего это делать, прикармливая пернатых. В процессе кормления воспитатель сообщает, что на участок прилетают разные птицы. Время от времени после наблюдения на прогулках воспитатель должен вывешивать в уголке природы картинки с изображением птиц, которых дети видели в этот день. Придя в группу, нужно спросить: «Кого мы сегодня видели на прогулке? Правильно, воробья. На этой картинке такой же воробей». Вскоре дети заметят, что видят все меньше птиц. Педагог объясняет им, что они собираются в большие стаи и скоро улетят в теплые края. Также малышам рассказывают (а впоследствии показывают, что старшие ребята будут подкармливать оставшихся, зимующих птиц. Младшие дошкольники вносят свой посильный вклад: собирают семена для зимней подкормки пернатых.

В этом же возрасте дети узнают простейшие повадки остальных живых существ: осенью насекомые прячутся, заяц меняет свою шубку, медведь ищет берлогу.

Таким образом, разрабатывая конкретное занятие, педагог должен обратиться к учебной программе и определить тот объем знаний, навыков познавательной или практической деятельности, который должен быть усвоен детьми. Наиболее целесообразно использовать для этого занятия метод наблюдения.

Заключение

Анализ литературы позволил изучить особенности создания условий для познания ребенком дошкольного возраста мира природы. Были решены следующие задачи:

- дана характеристика содержания ознакомления дошкольников за сезонными явлениями природы;

- рассмотрено создание в возрастной группе условий для организации наблюдений за сезонными явлениями природы (на примере одной из возрастных групп).

Знакомство детей с сезонными изменениями в природе начинается с первой младшей группы. От возраста к возрасту происходит усложнение задач ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе. Также усложняется содержание работы с дошкольниками.

В дошкольном возрасте наблюдение является основным методом ознакомления дошкольников с сезонными изменениями, происходящими в природе. Наблюдение в литературе определяется как различной длительности целенаправленное планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Были рассмотрены условия организации наблюдений, подробно представлены методические основы организации и проведения наблюдения за сезонными изменениями в природе в младшем дошкольном возрасте.

Библиографический список

1. Виноградова Н. Ф. Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром. – М., 1994.

2. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой : Пособие для воспитателей детского сада. – М., 1982.

3. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М., 1993.

4. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М., 2019.

5. Сорокина А. И. Умственное воспитание в детском саду. – М., 1975.

6. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Н. П. Подъяков, С. И. Николаева, Л. А. Парамонова, Ф. А. Сохин. – М., 1988.

7. Умственное воспитание детей раннего возраста / Под ред. Е. И. Рединой. – М., 1968.

Публикации по теме:

Исследовательская деятельность как метод познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. Изготовление бумагиИсследовательская деятельность как метод познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. Изготовление бумаги ЦЕЛЬ – познакомить детей со способами изготовления самодельной бумаги, особенностями ее производства, воспитывать интерес к исследовательской.

Центр познания и природыЦентр познания и природы Центр познания и природы. Уголок природы – необходимая составляющая воспитательного процесса в детском саду. Он помогает научить детей.

Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников.

Консультация для родителей «Способ познания окружающего мира» Консультация для родителей: "Способ познания окружающего мира"Игра для дошкольников является способом познания окружающего мира. Под влиянием.

Моделирование одежды как метод познания окружающего мираМоделирование одежды как метод познания окружающего мира Одним из наиболее перспективных методов воспитания является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной.

Сенсорное развитие ребёнка — это способ познания окружающего мира. Дидактические игры для младшего дошкольного возрастаСенсорное развитие ребёнка — это способ познания окружающего мира. Дидактические игры для младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие ребёнка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Зрительное восприятие.

Создание макета «Живой уголок леса» для центра познания и экспериментирования группыСоздание макета «Живой уголок леса» для центра познания и экспериментирования группы Формирование экологической культуры у детей является неотъемлемой частью всего образовательного процесса в ДОУ. Цель экологического образования.

Создание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возрастаСоздание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возраста В своей работе с детьми мы уделяем большое внимание развитию фантазии и воображения. Давайте разберёмся, а так ли это важно развивать фантазию.

Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативностиСоздание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»Тема:.

Создание условий для успешного развития и воспитания детей раннего возраста в ДОУ В нашем городском округе был проведён анализ оказания психолого-медико-педагогической помощи детям в дошкольном возрасте. Был выделен ряд.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий для познания ребенком дошкольного возраста мира природы
Опубликовано: 19 ноября 2023 в 06:59
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание условий для познания ребенком дошкольного возраста мира природы» (включая файлы) размещена пользователем Елена Колесникова (УИ 1510048) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД