Губайдуллина
Создание условий для нравственно-патриотического воспитания в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание – это взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной.
Публикация «Создание условий для нравственно-патриотического воспитания в ДОУ» размещена в разделах
Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине традиционно решалось в ДОУ, через курс «Я-златоустовец», но учитывая направленность работы нашего детского сада по туристко-краеведческой деятельности, необходимо усилить работу в данном направлении. Поэтому целесообразно было определить изменить форму организации образовательного процесса через реализацию проектов по патриотическому воспитанию дошкольников. Внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проекта способствует развитию свободной творческой личности педагогов, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи. Метод проектов позволяет дошкольникам усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым мотивировать познавательный интерес, развивать творческие способности детей, а самому педагогу повысить свою компетентность. Для успешного освоения материала по краеведческому курсу, наши педагоги разработали творческие проекты, такие как: «Русская Изба», «Камни Урала», «Моя семья», «Приобщение любви к малой Родине» Участниками проектов являются педагоги, воспитанники, их семья. Для реализации творческих проектов, необходима соответствующая предметно пространственная развивающая среда. Поэтому, стало необходимым создание в каждой группе и холле детского сада мини музеев по нравственно патриотическому воспитанию.
В процессе создания мини-музеев учитывались следующие принципы:
интеграции - мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, "Социализация", по воспитанию у детей патриотических чувств.
деятельности и интерактивности - мини-музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);
научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;
гуманизации и партнерства - мини-музеи должны предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок";
динамичности и вариативности - экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;
разнообразия - наполнение мини-музеев экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;
регионального компонента - мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
В каждой группе мини музей отвечает возрастным особенностям детей: в младшей группе «Моя семья» цель: создать условия для объединения детей и их родителей при наличии их общего интереса к истории семьи, её родословной, к историческому поиску и исследованию. В средней группе «Русская изба» цель: формирование представлений детей о русской избе, о предметах старинного быта и традициях русского народа. В старшей группе «Камни Урала» цель: формирования у воспитанников чувство гордости и любви к родному краю, воспитания бережного отношения к сокровищам и природным богатствам недр земли Урала через коллекцию каменного материала и изделий из них. В подготовительной группе «Формирование представлений о малой Родине у дошкольников» цель: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей по отношению к малой Родине; создание предметно-развивающей среды в группе. В холле детского сада создан мини музей «Русская изба» Цель создания нашего музея – приобщение детей и их родителей к истокам русской культуры и развитие духовно-нравственной личности ребенка как основы его любви к своей Родине. В детском музее, дети погружаются в другую необыкновенную, историческую и сказочную среду одновременно, накапливают сенсорный, практический и культурно – исторический опыт.
Данное направление в музейной педагогике обладает огромным педагогическим потенциалом в формировании у детей этнической идентичности, толерантности, культуры межнационального общения.