Галина Пименова
Программа нравственно — патриотического воспитания для детей 6–7 лет «Наш край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа нравственно – патриотического воспитания для детей 6-7 лет
СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка….2
Тематический план …6
Содержание программы…7
Литература для взрослых и детей….9
Примерное планирование работы по краеведческому образованию
старших дошкольников по месяцам …. 10
«Чувство любви к Родине нужно заботливо
выращивать, прививая духовную оседлость,
так как без корней в родной местности,
стороне, человек похож на иссушённое
растение перекати – поле»
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
академик Д. С. Лихачёв
Пояснительная записка:
В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно – моральных качеств и прежде всего чувства любви к своему Отечеству. Наш детский сад «Солнышко» работает по программе «Радуга» уже в течение нескольких лет. Проанализировав свою работу, нами был сделан такой вывод: патриотическому воспитанию детей уделяется мало внимания. Разделы программы «Радуга» в очень незначительной степени затрагивают вопросы по нравственно – патриотическому воспитанию.
Проработав другие программы, по которым работают современные детские образовательные учреждения, нами было отмечено, что задачи воспитания чувства любви к Родине формируются одной фразой, в них не говорится о средствах и методах решения данной задачи. А те задачи, которые решаются, включают в себя воспитание чувства любви к своему Отечеству – большой и необъятной стране – России. То есть патриотическое воспитание в глобальном масштабе, невозможно без формирования у детей в первую очередь любви к своей малой Родине – семье, дому, природе родного края, в котором мы живём.
Очень часто задача, поставленная в программе обучения и воспитания, воспитывать в ребёнке с первых лет жизни гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, посёлку, Родине решается формально. Мало методических пособий, особенно по ознакомлению с конкретными регионами. А ведь именно с воспитания чувства любви к своей малой Родине, своему родному краю и формируется личность, обладающая качествами гражданина - патриота Родины и способная успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Таким образом, проанализировав имеющийся методический материал, мы пришли к тому, что назрела необходимость уделить проблеме патриотического воспитания дошкольников более пристальное внимание, т. к. оно названо одним из важнейших направлений в «Программе развития воспитания в системе образования России на 1999 – 2001 годы».
Анализ психолого – педагогической литературы и передового педагогического опыта показывает, что в настоящее время проблема включения основ краеведения, как средства патриотического воспитания, не получила достаточного отражения в теории и практике современного воспитания дошкольников.
Педагогика 70 – 80–х годов идеологизирована. Современные же разработки педагогов – учёных и практиков в основном направлены на работу со школьниками, а для дошкольников нет необходимого программно – методического обеспечения по данному вопросу. Гуманитарное краеведение понимается нами как принцип современной образовательной системы, обеспечивающей введение ребёнка в духовную атмосферу родного края.
В связи с этим педагоги МДОУ Тисульского детского сада №4 СП Урюпинский детский сад Кемеровской области сделали акцент на краеведение в образовании дошкольников. Созданная на базе учреждения программа «Наш край родной» определяет содержание образования дошкольника на ранних этапах становления его как гражданина.
Цель программы:
Развитие ребёнка – дошкольника посредством знакомства с родным краем, посёлком, где они живут;
воспитание гражданина общества;
воспитание чувства гордости за свою малую Родину.
Задачи программы:
- развитие у детей дошкольного возраста способность эмоционально воспринимать окружающий мир;
- формировать представление о Родине, как месте, где человек родился и стране, маленьким гражданином которой он является;
- воспитывать чувство уважения к своему родному посёлку;
- формировать познавательный интерес к культурным и природным ценностям родного края, желание беречь и сохранять их;
- расширять краеведческий кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию (природное окружение, искусство, литература и др.);
- воспитывать чувство уважения к людям труда.
Программа предназначена для воспитателей дошкольных учреждений, работающих с детьми 6 – 7 лет, рассчитана на учебный год. Программа может быть реализована в качестве дополнительного компонента к комплексным программам в рамках занятий по ознакомлению с окружающим и занятий по познавательному развитию, а также в качестве самостоятельной парциальной программы для дополнительного образования дошкольников.
Основные принципы построения программы:
1. Работа по краеведческому образованию дошкольников проводится систематически как на специально организованных занятиях по познавательному развитию, в рамках совместной деятельности воспитателя и детей, так и в различных видах детской деятельности в течение всего дня.
Так развивается творческая активность каждого ребёнка (в изобразительной, театральной, игровой, трудовой деятельности, в праздниках, развлечениях и др.).
2. Познавательный краеведческий материал подобран с учётом особенностей облика посёлка в разное время года, гражданских и народных праздников, возрастных возможностей старших дошкольников.
3. Единство теоретического обучения с практической деятельностью ребёнка в детском саду, на природе, дома с родителями.
4. Программа состоит из двух блоков. В которые входят темы, предполагающие ознакомление детей с родным краем, его историей, традициями, творчеством писателей, художников, природой на специально организованных занятиях и вне занятий.
Программа включает следующие темы:
- «Наш посёлок».
- «Природа родного края».
- «В краю тружеников».
- «Мы живём в Кузбассе».
- «Наши защитники».
- «Наше наследие».
Выделение этих тем позволяет накапливать, обогащать и систематизировать представления детей об окружающем мире, осуществлять постепенный переход от простого к сложному, от более близкого и конкретного к более далёкому и абстрактному.
Темы различны по объёму познавательного материала, по сложности и, следовательно, по длительности изучения.
Тематическое планирование способствует эффективному усвоению дошкольниками знаний о своём посёлке, крае, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями, а также способствует эмоциональному воспитанию. При изучении всех тем программы «Наш край родной» раскрывается в доступной для детей форме
идея единства человека, общества и природы.
Основные формы ознакомления с историей родного края:
Познавательные занятия, экскурсии, встречи с интересными людьми, целевые прогулки, беседы, практическая деятельность, выставки, кружки.
Периодически, в течение года, проводятся занятия, на которых воспитатель выясняет, как дети усвоили ту или иную тему, появилось ли у них заинтересованное отношение к услышанному.
Такие итоговые занятия проводятся в форме викторины, конкурса чтецов, КВН, участия детей в спортивных мероприятиях. Для проверки знаний и выяснения отношения детей к определённому событию или явлению используется изобразительная деятельность дошкольников. Выставки детских рисунков на различные темы.
Ожидаемые результаты.
• Знает историю своего поселка (может рассказать о промышленных, социальных, культурных объектах родного края).
• Знает профессии людей родного края.
• Проявляет такие качества как дружба, трудолюбие, любовь к Родине.
• Бережно относится к природе
• Может рассказать о растительном и животном мире родного края.
• Знает произведения местных поэтов, художников.
• Знает и может рассказать о полезных ископаемых родного края, об их использовании человеком.
Тематический план.
Программа «Наш край родной» рассчитана на 44 часа (1 занятие в неделю, включает шесть основных тем.
Тема Всего часов Теорит. часы Практич. часы Формы занятий Формы подведения итогов, сроки
1. Наш посёлок 9 3 6 Рассказ педагога, беседы, экскурсии, досуги Срез знаний по теме: «Что мы знаем о своём посёлке».
апрель
2. Природа родного края 10 7 3 Беседы, экскурсии, целевые прогулки, рассказ педагога Выставка детских рисунков
«Природа родного края»
сентябрь
3. В краю тружеников 5 4 1 Встречи с интересными людьми, рассказ педагога, экскурсии, беседы, целевые прогулки Выставка рисунков «Все работы хороши».март
4. Наши защитники 5 3 2 Рассказ педагога, беседы, праздник, встреча с интересным человеком Конкурс чтецов
«Наша армия родная».
февраль
5. Наше наследие 5 5 - Беседа, занятия по ознакомлению с художественной литературой, встреча с интересным человеком Выставка работ кружка
«Умелые ручки»май
6. Мы живём в Кузбассе 10 9 1 Занятия, беседы, экскурсии, создание коллекции камней и минералов Игра – викторина
«Что мы знаем о Кузбассе».август
Содержание программы
Тема : «Наш посёлок»
Цель: познакомить детей с историей возникновения поселка, в котором мы живем, его названием, формировать у детей начальные представления о своей малой Родине, том месте, где мы родились и живем, воспитывать чувства гордости и любви к родным местам.
История возникновения посёлка, объяснение его названия. Знакомство с улицами, зданиями. История названия улиц. Улица, на которой я живу.
Тема: «Природа родного края»
Цель: познакомить детей с природной зоной – тайга, ее растительным и животным миром; учить видеть красоту и уникальность природы родного края; развивать воображение, воспитывать у детей любовь к родному краю, желание охранять и беречь природу.
Знакомство с растительным и животным миром. Географические особенности местности (реки, горы, болота, тайга ид р.). Беседы об охране природы. Заповедники. Труд людей по преобразованию природы. Природа в искусстве. Значение природы в жизни людей. Роль природного богатства края.
Тема: «В краю тружеников»
Цель: формировать у детей знания о промышленных, социальных, культурных объектах родного края, прививать интерес и уважение к труду взрослых
Промышленные, социальные, культурные объекты. История возникновения предприятий, их влияние на развитие края. Знакомство с профессиями, необходимыми для развития края: водителя, милиционера, пожарного, железнодорожника, строителя и др. Взаимосвязь людей разных профессий.
Тема: «Наше наследие»
Цель: познакомить детей с произведениями художественного и народного творчества жителей поселка, воспитывать чувство гордости за таланты своих земляков.
Культурное наследие жителей посёлка, произведения местных поэтов, художников, народных умельцев. Праздники, традиции.
Тема: «Наши защитники»
Цель: воспитывать у детей доброе отношение к защитникам родной земли, вызывать чувство гордости и радости за благородные поступки близких людей.
Защитники родной земли – ветераны войны. Наши папы – солдаты, Памятник воинам.
Тема: «Мы живём В Кузбассе»
Цель: познакомить детей с городами Кузбасса закреплять знания детей о полезных ископаемых родного края, об их использовании человеком;
Главный город Кузбасса - Кемерово. Природные богатства Кузбасса. Города Кузбасса.
Реализуя программу, педагог должен использовать различные формы и методы ознакомления дошкольников с окружающей их социальной действительностью. И прежде всего метод наблюдения.
Непосредственное наблюдение детей за окружающей жизнью во время экскурсий, целевых прогулок даёт возможность заложить основы положительного отношения к людям, их труду, природе, искусству.
Перед проведением экскурсий проводятся беседы, в ходе которых выявляются имеющиеся у детей знания, ставятся задачи предстоящего занятия, напоминаются правила поведения на улице, в общественных местах. При сообщении новых знаний используется приём создания проблемных ситуаций, которые ставят детей перед необходимостью выбора линии поведения, поиска ответа на поставленный вопрос.
В старшем дошкольном возрасте у детей повышается потребность в общении не только со сверстниками, но и с взрослыми: им хочется поделиться своими впечатлениями. Этому способствуют встречи с интересными людьми, во время которых воспитатель не только закрепляет знания, но и формирует у детей положительное отношение к тому, о чём идёт беседа с гостем.
Сложность педагога заключается в том, что в работе с детьми по ознакомлению с родным краем ему приходится самому составлять рассказы и подбирать наглядный материал. В процессе рассказа необходимо обращаться к детям с вопросами, чтобы активизировать их внимание, вызвать интерес, стремление узнать что–то новое. Вопросы должны быть несложными, с одной стороны, они должны соответствовать уровню развития ребёнка, с другой формировать зону ближайшего развития.
В старшем дошкольном возрасте основным видом деятельности по-прежнему является игра. Непосредственные наблюдения во время экскурсий служат основой для организации сюжетно – ролевых игр, которые помогают не только закреплять знания, но и учат детей общаться друг с другом. Игра чередуется с трудом, общественно полезной работой. В этом возрасте дети уже многое умеют делать: убирать снег на участке, высаживать рассаду цветов, поливать цветы или делать кормушки для птиц. И следует поощрять их труд. Одного занятия в неделю недостаточно для ознакомления детей и с природными явлениями, и с явлениями общественной жизни. Поэтому большое значение придаётся продолжению этой работы в свободное время в детском саду. Вовлекая группу желающих детей в игру, в общение, воспитатель ненавязчиво преподносит интересные факты, новые знания, поощряя при этом самостоятельность детей.
Литература для взрослых и детей:
1. Берестов В. «Дети в школу собирайтесь!» М. Малыш: 1984г.
2. Ильина Н. Сигал Г. Машины на нашей улице. Страна в которой мы живём:
Сборник. -М. : Детская литература, 1965
3. Карманов В. А. Тисуль
4. Кацюба Д. В. История Кузбасса – Кемеровское книжное издательство, 1983г.
5. Кологоров Т. П. Дремина Г. П. Наш родной край.
Краеведческое пособие по природоведению для начальной школы. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1967г.
6. Мытарев и др. Наш край родной. Кемеровское книжное издательство, 1967 г.
7. «С чего начинается Родина» под редакцией Кондрыкинской.
8. Уголь Кузбасса (под редакцией В. Е. Суслова. - Москва, 1984 г.)
Перечень наглядного материала:
- карта России; карта Кемеровской области; иллюстрации с изображением государственной символики (герб, флаг, изображение герба Кузбасса;
- коллекции камней и минералов; альбом о профессиях; наборы открыток «Кемерово», альбомы «Наше наследие», «Кто живёт у нас в лесу?», «Наша малая Родина», «Красоты сибирской природы», «Кузнецкий Алатау».
Примерное планировани по краеведческому образованию старших дошкольников
(по месяцам)
СЕНТЯБРЬ
На занятиях:
1. Беседа «Мой дом». Расширить понятие «дом»: дом – это семья, детский сад, улица, родина, земля, дом надо беречь и любить.
2. Целевая прогулка по улице Школьной, на которой находится детский сад.
3. Экскурсия в среднюю образовательную школу. Знакомство с классами, правила школьной жизни.
4. Рассказ воспитателя о посёлке, в котором мы живём (п. Полуторник). Знакомство с историей возникновения посёлка, этапами развития.
Вне занятий:
- рисование в группе на темы «Посёлок, в котором я живу», «Мой дом»;
- изготовление с детьми макета улицы для игр;
- разучивание пословиц, поговорок о семье, о доме;
- чтение воспитателем стихотворения В. Берестова «Дети в школу собирайтесь!»;
- дидактическая игра «Что вы возьмёте в школу»;
- развлечение «1- сентября – День знаний»;
- целевая прогулка в осенний лес. Сбор гербария. ;
- сюжетно – ролевая игра «Школа».
ОКТЯБРЬ
На занятиях:
1. Занятие «Наш край таёжный». Знакомство с географическими особенностями местности (наличие гор, рек, болот и пр.).
Знакомство с природной зоной – тайга. Знакомство с растительным и животным миром.
2. Экскурсия по посёлку. Продолжение знакомства с посёлком, его улицами, с социальными и культурными объектами, сравнивание зданий старой постройки с новыми.
3. Встреча с интересным человеком – старожилом посёлка. Воспитание уважения к людям, построившим посёлок.
4. Беседа о труде лесозаготовителей, знакомство с машинами, облегчающими
Труд рабочих в лесу. Дать детям понятие, что лес – наше богатство.
Вне занятий:
- экскурсия в осенний лес (отметить красоту осеннего пейзажа). Закрепление правил поведения на экскурсии;
- рисование акварелью по мокрому листу бумаги на тему «Осенний лес»;
- знакомство с фотографиями «старого и нового вида посёлка Полуторник;
- конструирование из бумаги домов для макета улицы;
- сюжетно – ролевая игра «Мы – строители»;
- знакомство с физической картой Кемеровской области, поиск на карте родного посёлка;
- изготовление из природного материала коллажа «Родной край».
НОЯБРЬ
На занятиях:
1. Занятие «Мы живём в России». Знакомство с картой Российской Федерации, определение месторасположения Кузбасса. Знакомство с символикой страны и области. Формирование понятия Родины как места, где человек родился, где он живёт, славу которого должен беречь и приумножать.
2. Занятие «Подземные кладовые Кузбасса». Знакомство с полезными ископаемыми Земли Кузнецкой.
3. Экскурсия в школьный музей краеведческий музей.
4. Занятие «Золотые руки» - о народном творчестве жителей посёлка.
Вне занятий:
- работа с картой Кемеровской области;
- рассматривание альбома «Наше наследие»;
- изготовление герба Кемеровской области из цветных опилок;
- работа с коллекцией минералов.
ДЕКАБРЬ
На занятиях:
1. Встреча с интересным человеком – лесником.
2. «Мы живём в Тисульском районе». История возникновения, промышленные, социальные, культурные объекты. Богатства района.
3. «Течёт река». О водных запасах нашего края, о бережном отношении к природе и её водным богатствам.
4. «Труд людей».
Вне занятий:
- Экскурсия в зимний лес. Закрепление представлений о характерных признаках зимы. Наблюдение за зимней природой. Рассматривание следов на снегу.
- Поход к Дому культуры к украшенной новогодней ели.
- Развлечение «Рождество».
- Строительство снежного городка на участке детского сада совместно с детьми и родителями.
- Природоохранная акция «Берегите ели».
ЯНВАРЬ
На занятиях:
1. Экскурсия в библиотеку. Приобщение детей к культурным общечеловеческим ценностям. Знакомство с тематической выставкой «Земля Кузнецкая».
2. Рассказ воспитателя о коренных жителях юга Кузбасса - шорцах. Воспитание уважения к людям разной национальности.
3. О железной дороге. История возникновения.
4. Встреча с интересным человеком – работником железной дороги.
Вне занятий:
- Создание макета для игры – «железная дорога»;
- Чтение произведений шорского народа: сказок, легенд, былин. Формирование представлений о том, что в шорских сказках, как и в сказках других народов, добро всегда побеждает зло;
- Сюжетно – ролевая игра «Библиотека».
ФЕВРАЛЬ
Занятия:
1. «Что такое героизм?»
2. «Богатыри Земли Русской».
3. «Наши папы – воины».
4. Поэзия наших земляков (М. Небогатов).
Вне занятий:
- конкурс рисунков;
- рассматривание альбома и иллюстраций «Наша Армия родная»;
- физкультурный праздник «Сильные, смелые, ловкие»;
- чтение произведений об Армии;
- создание альбома «Защитники нашей Родины».
МАРТ
На занятиях:
1. «Мамы разные нужны, мамы всякие важны». О женщинах посёлка.
2. Литературный калейдоскоп.
3. Города Кузбасса. «Кузбасс – край шахтёрский».
Вне занятий:
- рисование «Портрет мамы»;
- рассматривание открыток и фотографий «Города России»;
- праздник «Наши мамы лучше всех»;
- чтение произведений о женщинах;
- познавательное сообщение «Знаете ли вы…»;
- праздник «Проводы зимы».
АПРЕЛЬ
На занятиях:
1. «Покорители космоса». Наш земляк А. А. Леонов.
2. Рассказ о заповеднике «Кузнецкий Алатау». Знакомство с растениями и животными, занесёнными в Красную книгу Кузбасса.
3. «Будем беречь и охранять природу». Приобщение детей к миру природы, понимание её роли в жизни человека.
4. «Они рисуют нашу природу» (о творчестве местных художников о природе). Приобщение к изобразительному искусству.
Вне занятий:
- дидактические игры с экологическим содержанием: «В лес пришёл человек, что получится?», «Что будет, если вырубить лес?», «Что будет, если на берегу реки построить завод?»;
- лепка из пластилина животных, живущих в Кузбассе и занесённых в Красную книгу Кузбасса;
- работа по благоустройству участка детского сада: уборка, посадка саженцев деревьев вместе с детьми и родителями;
- праздник «День Земли (22 апреля);
- изготовление с детьми наглядного пособия «Карта животного и растительного мира Кузбасса»;
- срез знаний «Что ты знаешь о своём посёлке?»
МАЙ
На занятиях:
1. Встреча с интересным человеком – ветераном Великой Отечественной войны. Воспитание уважения к людям, отстоявшим мир на Земле.
2. Беседа о Дне Победы с экскурсией к памятнику землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
3. «Берегите первоцветы» - природоохранная акция.
4. Экскурсия в лес (отметить красоту весеннего пейзажа, наблюдение за насекомыми).
Вне занятий:
- рисование на тему «Этот славный День Победы»;
- чтение воспитателем произведений о Великой Отечественной войне;
- праздник «День Победы»;
- конкурс чтецов «Этот День Победы»;
- прослушивание музыкальных произведений о войне;
-высаживание рассады цветов на клумбы на участке детского сада;
- рисование плаката «Берегите муравейники».
ИЮЛЬ
На занятиях:
1. Рассказ воспитателя о дикорастущих (лекарственных и ядовитых)растениях.
2. Экскурсия на реку. Сбор гербария, образцов галек и камней.
3. «Праздник лета» о творчестве М. Небогатова.
4. «Что растёт в наших лесах?»
Вне занятий:
- чтение загадок и стихотворений о лекарственных растениях;
- рисование «Летний пейзаж»;
- создание альбома «Они нас лечат»;
- Дидактическая игра «Узнай и назови».
АВГУСТ
На занятиях:
1. Эколого – оздоровительное занятие «По лесным тропам». Уточнение представлений о природе посёлка.
2. «Дары наших лесов».
3. «Хлеб всему голова».
4. Итоговое занятие: Игра (Что? Где? Когда) на тему «Что ты знаешь о своём крае?»