Юлия Корней
Создание условий для формирования у детей безопасного поведения
▼ Скачать + Заказать документы
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ
ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
[/
Я хочу поделиться опытом создания условий для формирования у детей основы безопасного поведения.
«Самое дорогое у человека – это жизнь», - писал А. Н. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем все изгибы и превратности нашего бытия. И от того, донесем ли мы, взрослые, до сознания ребенка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь. Система образования активно работает над проблемой обучения детей безопасному поведению. Наша задача донести до ребенка очень сложные вопросы, причем донести так, чтобы он затаив дыхание и с восторгом поглощал всю информацию. Все мы - педагоги, родители, воспитатели - пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?».
Публикация «Создание условий для формирования у детей безопасного поведения» размещена в разделах
Как сделать, чтобы и взрослые были спокойны, и дети находились в безопасности?
Этому способствует планомерная профилактическая работа с детьми в приемлемой для них игровой форме, которая тесно переплетена с познавательным процессом.
Мы работаем по программе Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой. «Основы безопасного поведения». На основе, которой я разработала рабочую программу для детей старшей и подготовительной групп. В новом федеральном государственном образовательном стандарте к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования говорится, что формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) у дошкольников реализуется через содержание образовательной области «Безопасность».
Программа ориентирована на решение следующих задач:
Создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дороге, правилам пожарной безопасности.
• Формировать у дошкольников самостоятельность и ответственность за свое поведение.
• Применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на предупреждение несчастных случаев с детьми на улицах и во дворах.
• Отслеживать уровень знаний и умений детей в начале и конце учебного года.
• Формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей, привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми.
Принципы реализации программы:
- принцип личностно-ориентированного обучения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
- принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по 4 тематическим блокам:
- Азбука пешехода
- Азбука юного пожарного
- Я среди людей
- Ребенок на природе
Каждый содержательный блок состоит из тем, которые связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений об основах безопасности. Каждая тема предусматривает определенные условия развития детей в специфичных для них видах деятельности. Количество занятий, целевых прогулок может быть увеличено или уменьшено в зависимости от потребностей и интересов детей;
- принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии и т. д. Предлагаемый материал должен в обязательном порядке быть в доступном месте и меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков;
- принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
- принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Создание соответствующей предметно- пространственной развивающей среды является важным условием достижения планируемых результатов программы. Вот какие основные требования к развивающей предметно- пространственной среде:
1. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
3)Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
содержательно-насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной,
доступной и безопасной.
Учитывая все требования к развивающей предметно – пространственной окружающей среде, хочу представить вашему вниманию наш уголок безопасности в группе – как первый блок программы «Безопасность», который называется «Я - пешеход».
В нашем уголке безопасности задействована воздушная среда. Здесь дети наглядно видят виды транспорта: водный, наземный, воздушный, космический.
Немаловажную роль в уголке безопасности играют макеты. Поскольку с помощью макета ребенок может смоделировать ситуацию и проиграть. Это способствует развитию интеллектуальных способностей, расширению кругозора. У нас представлен наглядный макет «Город», в который дети играя, закрепляют знания о всех видах транспорта: наземный транспорт: (специальные машины, грузовые, легковые, водный транспорт, воздушный.
Макет «Перекресток». «Развивающий коврик». «Дорога». Воспитанники придумывают свои сюжеты к игре, что свидетельствует о развитии воображения, творческого подхода. С помощью макета ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности. В этом году мы пополнили уголок развивающим ковриком «Дорога». Развивающий коврик предусматривает возможность организации детских игр стоя, сидя, лежа на полу.
В играх на коврике, кроме закрепления знаний по правилам дорожного движения и названий дорожных знаков, дети совершенствуют умение решать на модели дорожные ситуации, активизируют словарь (проезжая часть, сигналы светофора, перекресток); развивают логическое мышление, внимание, память. Решаются воспитательные задачи, формируются социальные компетентности (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера). Также, играя с ковриком у детей развивается мелкая моторика рук. Прикасаясь к игрушкам и к самому коврику у детей также развивается тактильность.
Для расширения знаний безопасного поведения у нас активно используется художественное слово. Художественная литература (рассказы, стихи, загадки) по безопасности, образно объясняет поведение на улице, этим самым расширяя жизненный опыт ребенка, знакомит их с предметами и явлениями, выходящими за рамки личного, непосредственного опыта дошкольников, для закрепления полученных ранее знаний.
Я подобрала картотеку стихов, загадок и рассказов к программе.
В нашей группе многие дети увлекаются коллекционированием. Они приносят свои коллекции и выставляют в уголке по своему желанию. В течение года коллекции меняются, в зависимости интересов ребят.
Немаловажную роль в формировании у детей навыков безопасного поведения играют сюжетно- ролевые игры.
«Пешеходный переход». Во время такой игры регулярно отрабатывается навык перехода проезжей части.
Как только в нашей группе появился чехол автомобиля, эта игра стала популярной. Все дети с удовольствием играют в данную игру. Мечта иметь собственную машину реализуется в нашей группе. Ребята участвуют в этой игре не только как пассажиры, но и как водители.
Большое значение в формировании основ безопасности несут дидактические игры. Основная цель таких игр - дать детям знания, привить навык правильного поведения на улицах и дорогах. Мы пополняем свой уголок безопасности как магазинными играми, так и изготавливаем сами. Требования к своим играм, это конечно же эстетичность, прочность, разнообразие.
Вашему вниманию хочу представить некоторые игры:
«Можно - нельзя». Формирует у детей представления и ответственное отношение к тому, что можно и нельзя на улице, дороге и в транспорте. Ситуативные картинки это яркие изображения, которые раскрывают для детей потенциально возможную ситуацию с двух сторон – верной и неверной. У ребят есть возможность самим прокомментировать изображения и определить правильную модель поведения.
Игры «Учим дорожные знаки», «Дорожное лото» учат детей называть и различать дорожные знаки, развивать наблюдательность и внимание, воспитывать желание соблюдать правила дорожного движения.
игра «Ассоциации», тренирует логическое мышление ребенка, память.
Разрезные картинки формируют у детей представления о целостном образе предмета.
Наши дети очень любят собирать пазлы, в группе большая подборка по теме.
кубики со знаками учать детей различать дорожные знаки; закреплять знания по безопасности; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Наши воспитанники вместе с родителями в течение года сделали много разнообразных и оригинальных книжек- малышек. Дети с удовольствием их рассматривают и радуются своей работе вместе с родителями.
Значительное место в нашей работе с детьми отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети могут изучать на практике правила для пешеходов, наблюдать дорожное движение, закреплять ранее полученные знания по правильному поведению на дороге. Цель прогулок-уточнить, закрепить полученные знания по безопасности.
Закрепить у детей знания безопасного поведения поможет совместная работа детского сада и семьи. Единые требования воспитателей и родителей обеспечивает у детей образование прочных навыков поведения на улице. У нас широко используются анкеты, папки- передвижки для родителей.
В них мы помещаем соответствующую информацию по безопасности. Единство требований семьи и детского сада обеспечит успешную подготовку детей к практическому применению и соблюдению знаний безопасности.
Работа по обучению детей дошкольного возраста безопасному поведению ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически и постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропуская через продуктивную деятельность и затем реализуя в играх, а в повседневной жизни за пределами детского сада это перешло в привычку.
Опубликовано в соавторстве с воспитателем Чиковой Г. А.