Бурмакина Алена
Создание условий для формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
О том, что в современном мире человек должен быть финансово грамотным знает каждый из нас. Однако, к сожалению мало, кто из граждан может заявить, о том, что он правильно планирует свои доходы и расходы, не влезает в долги, держит себя в рамках и аккуратно ведет свой бюджет.
Публикация «Создание условий для формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Чтобы избежать ошибок во взрослой жизни и приобрести финансовую самостоятельность необходимо формировать полезные привычки в сфере финансов с раннего возраста, а именно, в детском саду - начальном звене в системе непрерывного образования.
Мы провели анкетирование среди родителей, которое свидетельствует о недостаточной их компетентности в сфере финансовой грамотности у детей.
-Результаты диагностики детей, показали, что дети имеют недостаточный уровень сформированности компетенций в области финансового образования.
- проанализировав развивающую предметно-пространственную среду, убедились о частичном оснащении материалами и оборудованием для решения задач по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.
Все это подтолкнуло нас на идею разработки и реализации проекта под названием: «В мире финансов».
Целью данного проекта стало создание условий для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели были определены задачи:
• модернизировать РППС для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста;
• сформировать у детей первичные представления о деньгах и правильном отношении к деньгам, разумному их использованию.
• Разработать и реализовать способы эффективного партнерского взаимодействия с родителями дошкольного учреждения
При реализации проекта будут достигнуты следующие результаты:
• преобразится развивающая предметно-пространственная среда;
• у воспитанников сформируются первичные финансово-экономические понятия;
• родители станут активными участниками в работе по реализации программы по финансовой грамотности
На первом этапе реализации нашего проекта была изучена нормативно-правовая база, проанализирована литература, прослушаны вебинары, прошли обучение на курсах повышения квалификациив образовательном центре «Инфоурок» по программе «Финансовая грамотность у дошкольников».
С родителями проводили беседы, консультации, анкетирование. Это помогло нам понять, что необходимость в формировании финансовой грамотности у детей дошкольного возраста есть.
Для усвоения экономическихзнаний используются самые разнообразные методы, приёмы и средства обучения. Так, овладение экономическим содержанием осуществляется и в процессе чтения художественной литературы (рассказы, народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки).
Значительное место отводится сказке. Народные сказки необходимы для воспитания таких «экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность и др.
Логические и арифметические задачи, задачи – шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений.
У детей часто пользуются большой популярностью различные интеллектуальные игры: «Что? Где? Когда?», «КВН»,» Превращения», «Поиск ресурсов», квесты и др. Для них это и весёлая игра, и серьёзная работа, требующая внимания и сосредоточенности.
В своей работе мы используем программу А. Д. Шатовой «Тропинка в экономику», в которой подробно описана работа с детьми от «простому к сложному». Нами были подобраны разнообразные конспекты для занятий, а также картотека игр с детьми.
Развивающие альбомы «Финансовая грамотность», «Что такое деньги?» дают разъяснения детям о истории денег (как и с чего всё началось: обмен, бартер и т. д., а также о современных деньгах, монетах.
С огромным интересом дети используют в своей деятельности лепбуки, разработанные совместно с родителями. Отгадывают загадки, совершают необходимые покупки, играют.
Нами были разработаны дидактические игры «Что купить?», «Когда купить?», «Дороже-дешевле», которые на простом примере объясняют ребёнку о необходимости траты денег и наоборот, их экономии.
В ходе реализации проекта «В мире финансов» в группе был создан "Центр финансовой грамотности", где собрана вся необходимая методическая литература для занятий с детьми, дидактические игры; развивающие альбомы;картотека игр по экономическому воспитанию, лэпбуки.
И конечно очень большое внимание было уделено образовательной работе с детьми. В ходе реализации проекта с детьми разучивались стихи, загадки, пословицы о труде, проводились тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями. Детям читали художественную литературу, с использованием сказок с экономическим содержанием.
В совместной деятельности с детьми мы играли, рассматривали альбомы, разбирали различные экономические ситуации, прочитывали художественную литературу…
В группе с детьми был проведен квест по финансовой грамотности «Помощь Буратино», где дети, получив письмо от «Буратино» выполняли задания, следуя схеме. Такие задания, как «Найди настоящую монету и купюру», «Что нужно для той или иной профессии», «Доход-расход», «Что можно купить за деньги и что нельзя», «Важно-неважно» были успешно выполнены детьми. В конце выполнения заданий детей ждал сладкий приз.
С большим удовольствием дети приняли участие в театральной постановке сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха», где раскрывается тема «Купи-продай».
В самостоятельной деятельности дети закрепляли полученные знания в сюжетных играх: «Банк», «Магазин», в настольно-дидактических играх: «Что купить?», «Когда купить?», «Дороже-дешевле».
Реализация проекта невозможна без сотрудничества с родителями. С ними проводилась активная работа: были проведены консультации и рекомендации: «Дошкольник и экономика», «Финансовая грамотность. Дайте ребёнку знания о деньгах», на родительском собрание провели анкетирование. Для пополнения РППС родители изготовили банкомат, приобрели денежные купюры, игру «Играем в магазин».
На 3 заключительном этапе проекта проведена оценка эффективности деятельности по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста :
педагогическое наблюдение;
диагностика уровня сформированности у детей финансовой грамотности;
анкетирование родителей.
И получили следующие результаты:
- в группе созданы условия для финансового образования детей старшего дошкольного возраста (появилось новое игровое оборудование, дидактические игры, лэпбуки и другое);
- у детей сформировались первичные представления о деньгах и правильном отношении к деньгам, разумному их использованию.
-родители стали активными участниками в работе по реализации программы по финансовой грамотности.