Лукьянова Валентина
Создание универсальной безбарьерной среды для детей с ДЦП
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: Лукьянова В. С. – воспитатель
Пшенко А. А. – учитель-дефектолог
«Когда вам беды застят свет,
и ни куда от них не деться.
Взгляните, как смеются дети,
и улыбнитесь им в ответ.
И если вас в другие сети,
затянет и закрутит зло.
Взгляните, взгляните как смеются дет,
и станет на сердце светло»
А. Деменьев
Одним из приоритетов социальной политики Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права является реализация комплекса мер, направленных на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества, в том числе равное право на получение всех необходимых социальных услуг для удовлетворения своих нужд в различных сферах жизнедеятельности. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм (согласно статье 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Публикация «Создание универсальной безбарьерной среды для детей с ДЦП» размещена в разделах
Федеральные документы
• Федеральный закон от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
• Конвенция ООН о правах инвалидов от 13.12.2006
• Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования"
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 Об утверждении ФГОС ДО
• Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.36.85 – 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства - приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ООП).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…"
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ООП равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
Хотим вам представить условия, созданные в нашем детском саду для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП).
В сентябре 2018г. в нашем детском саду открылась разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Группу посещают 8 детей. Разработано Положение о группе компенсирующей направленности для детей с НОДА
Для комфортного пребывания детей в группе созданы следующие условия :
1. Доступность передвижений на колясках:
- Устройство внешних (2 шт) и внутренних пандусов;
- Расширены дверные проемы;
- Демонтированы пороги по пути передвижения детей;
- Смонтированы поручни.
2. Приобретены пособия для развития мелкой и крупной моторики, игрушки, дидактический материал, модули, тренажёры.
3. Специализированная мебель.
4. Наличие и доступность санитарно-гигиенических помещений
5. Доступность и удобная зональность группы.
Пространство группы зонировано и устроено так, чтобы дети могли беспрепятственно и безопасно передвигаться.
6. Оборудован бассейн
7. Обучение по АООП
Образовательный процесс осуществляется по Адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Работа с детьми направлена на создание условий для максимально полной и ранней социальной адаптации, развития позитивного отношения к жизни, семье, обществу.
8. Психолого-педагогическая помощь детям
С детьми работают специалисты: воспитатели, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед работа которых заключается в проведении занятий:
· по развитию способностей в основных образовательных областях (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие).
· индивидуальных коррекционно-развивающих по развитию когнитивных процессов и социализации, по улучшению артикуляционной моторики, развитию графомоторных навыков и развитию фонематического восприятия.
· развитие у дошкольников навыков самообслуживания и бытовых навыков.
· для развития двигательных способностей и обучения воспитанников навыком хождения, укрепления опорно-двигательного аппарата, с детьми проводятся занятия по физическому развитию.
Для обогащения эмоциональной сферы детей и развития их музыкальных способностей, координации движения проводятся музыкальные занятия с музыкальным руководителем.
Психолого-педагогическое сопровождение группы строится на индивидуальном подходе и включает в себя диагностику, коррекцию, развитие когнитивных процессов, эмоциональной, волевой и познавательной сфер.
Для лучшей социализации детей в группе сверстников, воспитанники группы участвуют во всех развлекательных, тематических мероприятиях учреждения.
Питание детей осуществляется по перспективному десятидневному меню. Дети со статусом - дети инвалиды, посещают учреждение бесплатно.
В работе с детьми педагоги используют информационно- телекоммуникационные сети для подготовки к образовательной деятельности. Дети доступа к интернету не имеют.
С целью повышения уровня родительской компетентности и оптимизации детско-родительских отношений с акцентом на позитивные установки, специалистами учреждения проводится индивидуальное консультирование семей детей с НОДА. Кроме того, родители имеют возможность посещать встречи Открытого Родительского Университета, День открытых дверей, тематические встречи, круглые столы, практикумы, праздники.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества»
В. Сухомлинский