Получи документы

Создание ситуации успеха для каждого ребенка посредством подвижных игр естественнонаучной направленности

Мария Скорынина
Создание ситуации успеха для каждого ребенка посредством подвижных игр естественнонаучной направленности

«Успех меняет человека.

Он делает человека уверенным в себе,

придает ему достоинство,

и человек обнаруживает в себе качества,

о которых не подозревал раньше».

Джой Бразерс

В ноябре 2018 г. был утвержден федеральный проект «Образование», в рамках которого предусмотрена реализация национального проекта «Успех каждого ребенка».

Обращаясь к Федеральному собранию (01.12.2016 г., В. В. Путин отмечал: «Каждый ребенок одарен, раскрыть его способности – наша задача. В этом - успех России».

Публикация «Создание ситуации успеха для каждого ребенка посредством подвижных игр естественнонаучной направленности» размещена в разделах

Что же такое «успех»? Успех — это результат деятельности человека, которая преобразует его самого и окружающую действительность. В него включаются только те достижения человека, которые могут быть охарактеризованы как положительный результат его деятельности.

Что же такое «ситуация успеха»? Ситуация успеха – это, прежде всего, сочетание условий, которые обеспечивают успех.

Ситуация успеха с психологической точки зрения – это переживание радости, удовлетворения от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел.

С социально-психологической точки зрения – оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами её деятельности.

С педагогической точки зрения, ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий и продуманной стратегии и тактики педагога, при которых для детей создается возможность достичь значительных запрограммированных результатов в деятельности (как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом).

Ребенок дошкольного возраста очень чувствителен к оценке своей деятельности со стороны значимых для него взрослых (родителей, близких родственников, воспитателя). На разных этапах психического развития дошкольник по-разному реагирует на нее. Например, в старшем дошкольном возрасте переживания ситуации успеха наблюдаются особенно ярко, положительный успех способствует повышению самооценки личности, а неуспех - ее понижению.

Педагоги и психологи выделяют два вида разновидности успеха дошкольника :

• признание конкретного результата ребенка, в т. ч. и в случае преодоления им каких-либо трудностей;

• признание личности ребенка в целом.

Главный смысл деятельности воспитателя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха в любой деятельности и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя.

И подвижные игры являются самой благоприятной почвой для создания ситуации успеха, т. к. всем известно, что игра – это ведущий вид деятельности детей, приносящий радость и положительные эмоции. Подвижные игры – незаменимое средство пополнения знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, памяти, внимания, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств (Е. В. Шарова). Игра – своеобразный способ переработки полученных впечатлений и знаний. По определению П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

На протяжении многих лет большое внимание уделяется вопросу интегрального развития интеллектуальных и физических способностей детей дошкольного возраста, который рассматривается как важнейшее направление воспитания подрастающего поколения. В ряде научных трудов изучалась возможность использования подвижных игр, с целью формирования интегрированного умственного и физического развития (Н. А. Баранова, 1993; Е. В. Пискунова, 2003; И. В. Стародубцева, 2004; Д. А. Вишникин, 2004; Г. Н. Лиджиева, 2005 и др., а также физических способностей и познавательных процессов (Г. А. Каданцева, 1994; М. А. Правдов, 2003; И. Н. Селиверстова, 2003 и др.). Современные психологические исследования также отмечают, что разнообразные двигательные упражнения обеспечивают единство физического и умственного развития ребенка (Голощекина М. П., Валлон А., Агеевец В. У., Венгер Л. A., Карпов Ю. В., и др.).

Применение подвижных игр естественнонаучной направленности в работе с детьми подтверждает единство физического и умственного развития детей. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.

Начиная с младшего возраста во время игр дети звукоподражая и имитируя движения закрепляют знания о повадках животных, их голосе, внешнем облике («Зайка беленький сидит», «Наседка и цыплята», «У медведя во бору», «Воробушки и кот», «Повстречались», «Лиса и куры» и т. д.); закрепляют знания о работе транспорта («Самолеты», «Автомобили» и т. д.).

В старшем дошкольном возрасте повышается способность к координации движений, что неразрывно связано с развитием мозга, с совершенствованием его нервной системы и обнаруживается в растущей возможности дошкольников управлять своими движениями, контроле развивать их (В. С. Мухина, 1975). Круг подвижных игр значительно расширяется, и воспитатель имеет возможность применять игры естественнонаучной направленности при любой деятельности детей. Так при изучении материала по тематическому планированию можно, почти по каждой теме, подобрать и использовать подвижные игры, например, «Овощи и фрукты», «Части тела», «Пожарные на учении» и др. Такие игры, как «Вершки и корешки», «Съедобное - несъедобное», «Совы и Вороны», «Удочка», «Море волнуется», «Кто быстрее?», «Кто больше соберет?» и др. являются универсальными (собирать и сортировать можно урожай и дары природы, соотносить листья деревьям, приметы временам года, собирать мебель из деталей и т. д. ; пойманный участник может называть домашних или диких животных, животных по месту обитания, приметы времени года, классифицировать растения, транспорт и т. д. ; команды или отдельные участники могут опровергать или утверждать движениями различные явления и факты; могут замирать не только морские обитатели, но и животные, растения, воздушный или водный транспорт и т. д.). Игры можно усложнять, дополнять, варьировать, менять условия, учитывая, что замысел игры должен оставаться неизменным. И чем разнообразнее выполняемые движения, тем больше информации поступает в мозг, и тем интенсивнее идет процесс психического развития ребенка.

При проведении подвижных игр мы не должны забывать, что каждый ребенок индивидуален и наша задача - создать максимальные условия для раскрытия способностей каждого воспитанника, чтобы дать возможность ребенку пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя, поэтому у каждого свой собственный успех и свои собственные достижения.

Выделяя условия создания ситуации успеха, на первое место ученые ставят создание атмосферы доверия, доброжелательности, одобрения, радости, которая может быть обеспечена с помощью вербальных и невербальных (мимических, пластических) средств, таких как обнадеживающие слова, мягкие интонации, корректность и доброжелательность обращений, открытая поза (А. Лопатин, В. Питюков, Н. Щуркова). Это помогает ребенку справиться с поставленной перед ним задачей.

Снятие страха перед деятельностью, которую надо выполнить,- осуществляется с целью преодоления ребенком неуверенности в собственных силах, в положительном конечном результате. Это выражается в следующих фразах: «Для тебя это просто, однако если что-то не получится.», «Не ошибается только тот, кто ничего не делает», «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы выполнения задач». Таким образом, педагог дает понять воспитаннику, что от него не ожидают абсолютного совершенства, что он имеет право на ошибку, на другую попытку, что ценность представляют его действия и желание выполнить задание.

Внесение мотива - вместе с целью и описанием предполагаемого результата педагог объясняет ребенку, ради чего или кого это делается. Системообразующим качеством личности выступает ее направленность. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, субъективные отношения к различным сторонам действительности. Социальная направленность деятельности содержит в себе значительный педагогический смысл, поскольку раскрывает перед ребенком значимость его усилий для других людей. Переключение внимания ребенка с себя на дело путем усиления его социальной значимости.

Авансирование успешного результата - отражается в следующих фразах: «Имея такие возможности, как у тебя.», «Ты уже неоднократно демонстрировал нам, как нужно преодолевать трудности.», «Ты непременно все сделаешь правильно, ведь.». Для этого диагностируются положительные сильные стороны личности ребенка хорошая память, наблюдательность, внимательность, скорость реакции, рассудительность и т. д., на которые педагог сможет опереться.

Скрытая инструкция - по своей сути является помощью ребенку, поскольку он только учится обходиться без поддержки, опираясь на свои силы. Реализуется путем использования намека, указания, пожелания («Лучше начать с.», «Обрати внимание на.»).

«Персональная исключительность» - содержанием данного приема является указание важно усилий именно этого ребенка в данной деятельности («Только ты и мог бы.», «Только тебе я могу доверить.», что возлагает ответственность, мобилизует личность.

Педагогическое внушение - Скрытое инструктирование ребёнка в способах деятельности эмоционально окрашенное влияние воспитателя на сознательную и подсознательную сферы ребенка, результатом чего является появление состояния уверенности, чувство подъема, желание действовать и т. д. Через интонацию, пластику, мимику. Передача веры в успех, импульс к действию.

Оценка полученного благодаря детским усилиям результата, при которой ребенок почувствует радость успеха - предусматривает как оценку целостного продукта деятельности, так и деталей в которых проявилась индивидуальность ребенка, например, использование необычного способа, красивого оформления, оригинального элемента «Особенно у тебя хорошо получилось.». Оценивание не человека, а деятельности, отношения ребенка к ней, позитивное оценивание, использование приема детальной оценки, т. е. похвалить за то, что получилось хорошо и др.

Таким образом, можно воспроизвести следующую схему создания ситуации успеха для дошкольников :

снятие страха;

мотивация деятельности;

авансирование;

скрытая инструкция;

«персональная исключительность»;

педагогическое внушение;

позитивная и искренняя оценка полученного результата.

Давая возможность переживать ребенку удовольствие от успеха, взрослые тем самым способствуют формированию у него мотивации достижения, в т. ч. достижения успеха. Как обнаружили ученые, она не присуща человеку с рождения, а приобретается в процессе жизни, причем уже с детского возраста и становится относительно устойчивой в 5-6 лет.

Приобретенная потребность в достижении успеха в последующих периодах жизни почти не меняется. Она оказывает значительное влияние на социальное поведение человека, на его психическое развитие и жизнь в целом.

Дети с развитой потребностью достижения успеха чаще имеют нормальную самооценку, нормальный уровень притязании, показывают низкий уровень тревожности и развиваются более быстро по сравнению с детьми с низкой потребностью достижения успеха.

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат», - отмечал В. А. Сухомлинский. Детская успешность – это тот самый механизм, благодаря запуску которого можно раскрыть человеческий потенциал во всей его полноте.

Публикации по теме:

Анкета для родителей по изучению социальной ситуации развития ребенка в семье Анкета Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты с целью изучения социальной ситуации развития ребенка в семье. 1. Считаете.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Значение подвижных игр в воспитании личностных качеств ребенка дошкольника Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет? Все.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание ситуации успеха для каждого ребенка посредством подвижных игр естественнонаучной направленности
Опубликовано: 2 мая 2024 в 12:42
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 мая. День русской печи. Передвижка «Русская печка»

19 мая отмечаем праздник царицы русской избы — печки. Русская печь — это не только предмет обихода, но и яркий символ русского духа.

18 мая. Международный день музеев. Передвижка «В музей с ребенком»

18 мая празднуется Международный день музеев. Лучший способ отметить этот праздник – это сходить вместе с детьми в музей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД