Инна Радыш
Создание развивающей среды для игровой деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Если внимательно наблюдать за играми детей раннего дошкольного возраста, то видно, как они становятся творцами, изобретателями, конструкторами, строителями и т. п. Стул для них может стать машиной, паровозом, кораблем, домом, гаражом и т. д. С любым предметом ребенок включается в игру, разговаривает с ним, сопереживает и радуется. Один и тот же предмет может иметь много образов и назначений. Но с возрастом у многих начинает пропадать творческий подход к предмету. Вместе с ним падает уровень развития творческих способностей в игровой деятельности. Чтобы этого не происходило, воспитатель и инструктор должны:
Публикация «Создание развивающей среды для игровой деятельности детей» размещена в разделах
• как можно шире развивать и обогащать творчество и воображение ребенка, используя разнообразные способы организации игровой деятельности (взрослый и ребенок; взрослый с подгруппой или группой детей; индивидуальная игра одного ребенка; совместная игра подгруппы детей или всей группы);
• чаще обращать внимание детей на назначение окружающих предметов, спортивных пособий, игрушек, природного материала;
• стараться, чтобы никто из детей не скучал от бездействия, каждого учить самостоятельно и творчески развивать игровую деятельность.
В том и состоит особенность развивающей среды - постепенно через игровое действие подводить ребенка к тому, чтобы он видел не просто предмет или игрушку для развлечения, а старался придумать что-то новое. Тогда у него будет рождаться замысел, что приведет к новым самостоятельным познаниям, творческому развитию, умению предвидеть, продумать и действовать. И, что не менее важно, накопленную информацию, знания он начнет передавать другим детям, обучая их тому, чему научился сам.
Работа в этом направлении привела к тому, что дети стали авторами многих упражнений на спортивных снарядах, упражнений с элементами спортивной, художественной гимнастики и акробатики, игровых упражнений и игр со спортивными пособиями.
Для творческого развития ребенка, конечно же, желательно иметь современную аппаратуру, спортивные снаряды, пособия и игрушки, что не всегда возможно. Но если этого нет, можно использовать и обычные предметы (если вы провели спортивный досуг, то в конце его обязательно нужно подчеркнуть, что в играх и соревнованиях использовались одни палки разных размеров, а как было интересно и весело).
Любую игру можно сделать интересной и дать ей дальнейшее творческое развитие. Например, в игровом аттракционе «Построй пятиконечную звезду из шести городков» ребенок должен догадаться сам, куда можно пристроить шестой городок. Или «Построй колодец из пяти городков», ребенку нужно найти назначение пятому городку и объяснить его, будь это ведро, барабан или цепь и т. д. В игровом упражнении или соревновании «Построй много фигурок и дай им назначение» ребенок не только фантазирует, но и действует в соответствии со своим замыслом. В игре «Кенгуру» ребенок сначала строит скалу-пирамиду, через которую будет прыгать.
Во всех этих играх ребенку необходимо самостоятельно выходить из проблемной ситуации, которая заставляет его учиться предвидеть, думать, искать лучший вариант, находить и действовать,- это поможет ему в развитии творческих способностей, физических и психологических качеств.
Самыми веселыми являются игры с элементами соревнований, эстафет и подвижные игры, где ребенку надо многое уметь, чтобы стать победителем.
Например, в подвижной игре «Палочка-выручалочка» необходимо иметь не только хорошую скорость, быстроту реакции, ловкость, но и уметь быстро проговаривать данные там слова, обладать хорошим вниманием, мышлением, памятью, ориентироваться в пространстве и т. д.
В развивающих играх с палками, битами и городками даны разные варианты по содержанию, усложнению и названию, хотя принцип один - игровое действие с палкой. Это дает возможность разнообразить игру словесно, образно и двигательно - развивая и обогащая ее новыми элементами согласно возрастным особенностям и физической подготовке детей. Например, одну и ту же игру с палкой можно провести в младшей группе как игровое упражнение, в средней как подвижную игру или с элементами соревнований, в старшем дошкольном возрасте в форме соревнований и эстафет.
Все это доказывает, какое важное значение имеют развивающая среда и развивающие игры даже с обыкновенными предметами. Следует помнить, что игры с палками необходимо проводить строго под наблюдением взрослых.
В помощь воспитателю и инструктору предлагаем описание развивающих игр палками, битами, городка ми, обручами и т. д.
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ПАЛКАМИ, БИТАМИ И ГОРОДКАМИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3-7 ЛЕТ
«Покатаемся на лошадке» (подвижная игра)
Цель. Развивать самостоятельную творческую двигательную деятельность детей, ориентировку в пространстве, образное мышление, память, воображение и фантазию.
И. п. - один конец палки зажат двумя руками, другой между ног.
Вместе с воспитателем дети имитируют движения лошади, выполняя скользящие постукивания одной, затем другой ногой с одновременны ми наклонами головой вперед-назад. На слово «Но!» бегают врассыпную или друг за другом с изменением темпа и направления.
На слово «Тпру!» останавливаются и повторяют имитирующие движения.
«Жучок с палочкой»
(игровое упражнение)
Цель. Развивать силу мышц голеностопного сустава.
И. п. - сидя, затем стоя, зажать палку или биту от городков внутренней стороной ступней и коленями, придерживая верхний конец ее руками.
С произнесением звуков «ж-ж-ж» выполнять разные движения ногами, сохраняя зажим палки ногами.
«Палочка-выручалочка»
(подвижная игра)
Цель. Развивать ловкость, скорость бега, ориентировку в пространстве, быстроту реакции и внимание.
И. п. · - ведущий держит палку вертикально, накрыв ее прямой ладонью. Играющие бегают врассыпную.
Ведущий. Палочка-выручалочка, выручи меня, Машу позови и меня освободи!
После этих слов Маша должна подбежать к палке и накрыть ее ладонью, предыдущий ведущий, сказав слова, поднимает руку и убегает.
Варианты.
1. Роль ведущего берет на себя взрослый.
2. Роль ведущего берет на себя взрослый с ребенком.
3. Ведущий - ребенок.
4. Ведущий придумывает движения для играющих.
5. Ведущий называет имя игрока; когда тот подбежит к нему, ведущий произносит: «Палочка-выручалочка, выручи меня!» и отпускает палку. Играющий должен успеть накрыть ее ладонью еще до падения. Если играющий не дал палке упасть, то ведущий остается тот же. Вместо слов «Палочка-выручалочка, выручи меня!» можно произносить: «Ох! Ох! Баба сеяла горох. Оказался он пустой, я бегу, а ты постой!»
«Не урони палку» (игровое упражнение)
Цель. Развивать быстроту реакции и творческое мышление.
И. п. - палку или биту поставить вертикально на пол или на землю и поддерживать рукой. По сигналу «Играй, играй, да палку не роняй» дети несколько раз подряд выполняют игровые упражнения: 1 - хлопнуть в ладони и снова накрыть палку ладонью; 2 - поочередно накрыть палку правой и левой рукой; 3 - хлопнуть в ладони впереди и за спиной, накрыть палку; 4 - успеть повернуться на месте на 360° и накрьrrь палку, пока она не упала. Выигрывает тот, кто дольше не уронит палку; 5 - придумай свои движения и успей накрыть палку ладонью. Выигрывает тот, кто придумает интересное движение.
«Пройди под палкой» (аттракцион на ловкость)
Цель. Развивать ловкость у детей 5-7 лет.
И. п. - палку поставить вертикально, держать одной рукой.
Приседая, пройти под палкой кругом, не поднимая ее от пола и не сдвигая с места.
«Клоуны»
(игровое упражнение или эстафета)
Цель. Развивать и укреплять мышцы стопы.
И. п. - палка или бита на полу.
Наступить на нее ногами на уровне ширины плеч и, поочередно передвигая ногами, двигать палку вперед. Если эстафета, то обратно бег с палкой.