тамара васильева
Создание развивающей предметно пространственной среды в группе
▼ Скачать + Заказать документы
Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка. Поэтому наполнить группу играми и игрушками недостаточно.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта появились новые приоритеты в создании развивающей предметно-пространственной среды. Она должна быть комфортной, уютной, рационально организованной, наполненной разными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
Публикация «Создание развивающей предметно пространственной среды в группе» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» ноябрь 2020
Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые стимулировали бы познавательную речевую двигательную и иную активность детей. Развитие познавательно-речевых способностей — это одна из главных задач дошкольного образования.
Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно - оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом.
Создавая свою развивающую предметно-пространственную среду группы, мы старались, чтобы она отвечала главным требованиям ФГОС, среда должна быть :
— содержательно-насыщенной;
— трансформируемой;
— вариативной;
— полифункциональной;
— доступной;
— безопасной.
Для развития познавательных интересов детей, любознательности, воображения и творческой активности; формирования познавательных действий, представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, а так же первичных представлений о малой родине и Отечестве.
Воспитатели совместно с родителями создали для детей в группе такие центры :
«Центр математического развития»
В свободном доступе для детей находятся:
Различный счетный материал: матрешки, камешки, стеклярус, полоски разной длины, ширины, высоты и цвета, линейки, касса цифр, и т. д.
Дидактические игры с наглядным материалом: «Найди по схеме», «Каких фигур не достает», «Найди соседей числа» и т. д.
Дидактические пособия: модели, схемы, графики, чертежи, карты
Материалы для индивидуального развития : логические змейки, счеты, лото, домино, шашки, «Рисуй по клеточкам», «Соедини по точкам».
«Математический сундучок»
«Центр конструирования» включает в себя:
Крупный напольный конструктор, конструктор с креплениями на гайках и винтах, конструктор типа «Лего».
Набор кубиков, кирпичики, пластин.
Игрушки небольшого размера для обыгрывания построек и организации сюжетной игры (куклы, фигурки животных, транспорт).
Бумага разной фактуры, плотности, толщины: ватман; картон; писчая; гофрированная.
«Уголок краеведения» в него входят:
дидактические игры, самостоятельно изготовленная игра: «Чем питаются и где живут дикие животные родного края».
карта Новосибирской области, макет красной площади, «ящик ощущений», куклы-обереги, матрешки и т. д.
диафильмы, экологические журналы, картинки, фото животных,
«Уголок природы» гармонично сочетающийся с «огородом на подоконнике» включает в себя:
«Информационную березку», «Информационную доску».
«Правила поведения в лесу», «Красная книга Новосибирской области», огород на подоконнике.
Картотеку прогулок: «Тематические экскурсии и прогулки детей для ознакомления с природой родного края».
Стараясь сделать нашу познавательную среду более насыщенной, мы задействовали потолок. На нем «развернулась» целая вселенная! Теперь мы наглядно изучаем планеты в последовательной удаленности от солнца, а так же созвездия.
Мы не могли оставить и пол без внимания, ведь это огромное пространство, которое можно использовать в познавательном развитии.
С помощью классиков разных видов закрепляем счет, четное - нечетное число, цвета, специальная змейка-классик позволяет закреплять названия месяцев.
«Центр мастерская» имеет деятельную и созидательную направленность, для художественно — эстетического развития, формирует способность создавать прекрасное. Материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации находится в свободном доступе для дошкольников.
По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии.
Природный, бросовый материал; цветная бумага, картон, клей, ножницы, пластилин, глина и т. д.
Гуашь, краски, кисти, баночки – непроливайки, цветные карандаши, восковые мелки и т, д.
Для решения таких задач как: развитие монологической и диалогической речи, артикуляционной моторики, расширение словарного запаса.
Помогают театрализованные игры и «Центр театрализованной деятельности»
Создавая, развивающую предметно-пространственную среду мы учитывали, что:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. Организуя, предметную среду в групповом помещении учитывали закономерности психического развития, показатели здоровья детей, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.
7. Цветовую палитру подбирали с теплыми, пастельными тонами.
8. Особо деликатно подходили к вопросу создания развивающей предметно пространственной среды группы в условиях совмещенного пространства : игровой и спальни.
Вывод.
Организация развивающей ППС в группе с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.