Марина Медведева
Создание психологически безопасной образовательной среды в младшей спецгруппе
▼ Скачать + Заказать документы
Создание психологически безопасной образовательной среды, способствующей личностному и профессиональному развитию всех участников образовательного процесса в ДО.
Публикация «Создание психологически безопасной образовательной среды в младшей спецгруппе» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа психолога в ДОУ
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Современный этап развития общества характеризуется значительными изменениями в сфере дошкольного образования – внедрение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. Исходя из требований ФГОС ДО перед участниками образовательного процесса стоит главная задача – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Период дошкольного образования — важная ступень в развитии ребенка. Именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности, и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Если проигнорировать особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни. В образовательных учреждениях, где дети проводят большую часть времени, остро стоит вопрос о необходимости создания специальных условий для оказания психолого-педагогической помощи. И в первую очередь это – создание психологически комфортной образовательной среды в группах дошкольного образовательного учреждения, которая является частью развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении. В связи с этим, возникает необходимость создания психологических уголков в каждой возрастной группе детского сада. Уголок психологической разгрузки – это пространство, организованное таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность. Пребывание в таком уголке снимает стресс, улучшает психофизическое состояние и, в конечном итоге, создаются необходимые условия для сохранения психологического здоровья каждого ребенка.
При подборе материала для психологического уголка я учитывала потребности детей. Кому-то хочется отдохнуть от детского коллектива, подумать о маме, посидеть в тишине, кто-то нуждается в психоэмоциональной разгрузке, какой-то ребенок агрессивен и ему надо помочь выплеснуть агрессию так, чтобы не навредить другим детям и не держать ее в себе.
Для этого в нашей группе создан уголок уединения,который обеспечивает возможность уединения ребенка во время длительного пребывания среди большого числа сверстников, в уголке получилась зона для релаксации и саморегуляции, куда вошли следующие материалы:
- подушки, на которые малыш сможет прилечь и отдохнуть, мягкие игрушки.
- отдельная категория игрушек и пособий может быть направлена на то, чтобы ребенок выплеснул негативные эмоции. С этим отлично справятся подушки для битья. Когда ребенок дерется, мы объясняем ему, что бить детей - это плохо, им больно и обидно, а вот побить подушку очень даже можно.
- «подушка - подружка» (с ручками, подушки-сердечки, обняв такую подушечку, ребенок может поделиться с ней своим настроением;
- коврик злости. Наши дети знают, что если они злятся, нужно потопать по коврику и злость пройдет.
- массажные мячи-«ежики». Мы обучаем детей разным способам катания мячиков в ладошках. Такая игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться.
Прежде, чем заниматься формированием благоприятного психологического климата, необходимо познакомить детей с правилами поведения в группе, т е рассказать в доступной форме, как надо поступать, чтобы жить дружно. Эти правила размещены в игре «Это можно или нет?». Я обращаюсь к ней в случае необходимости, приучая детей оценивать свое поведение.
Также в нашей группе создана зона для снятия напряжения и для психологической разгрузки.
Там находятся:
- мешочки с крупой для метания, что является одним из приемов выражения агрессии;
- волшебный пластилинчик. Дети катают, отщипывают, мнут пластилин, что тоже помогает успокоиться;
- дидактическая игра «Собери бусы»;
Таким образом, у детей есть возможность по мере необходимости снять агрессивное состояние, психоэмоциональное напряжение, усталость, успокоиться, повысить настроение.
В рабочей программе я планирую различные виды деятельности, способствующие эмоционально- личностному благополучию- это компьютерные презентации, общения, беседы на тему: «В нашем доме», «Я и мои друзья», «Мир вокруг нас», «Попроси игрушку» и другие.
Планирую индивидуальную работу по коррекции эмоционального состояния, например, арт- терапия «Мои страхи», упражнение «Доброе утро», игра «Тёплые ладошки», «Без спроса брать нельзя», «Мирись, мирись и больше не дерись», «Лица с эмоциями» и т п.
Для развития партнёрских отношений между детьми планирую индивидуальную работу по коррекции коммуникативности «Передай мяч», «Прежде чем взять, нужно спросить разрешение», «Охота на тигров», «Зеркало», игра «Мы пилоты», т е развиваю у детей умение объединяться для игры, договариваться о правилах.
Планируя самостоятельную художественную деятельность, я повышаю чувство уверенности в себе, повышаю детскую самооценку. «Удивительная клякса», рисуем цветными мелками, «Зимний день»- составление композиции из готовых форм, «Угадай и дорисуй», «Первые снежинки»…
Так же для повышения самооценки для тревожных неуверенных в себе детей используется такой материал как: игрушки для релаксации с шариками, рисование песком, рисование пальчиками.
Еженедельно провожу психогимнастику : «Шарфики», «Игра в снежки», «Зеркло»; этюды «Собака лает и хватает за ноги», «Тише», «Любящие родители»; релаксацию: «Свеча», «Водопад», «Облака», «Ленивая кошечка», релаксация под звуки природы ; дыхательную гимнастику: «Дровосек», «Надуваем пузырь», «Снегопад», «Любимый носик», «Послушаем своё дыхание», «Сердитый ёжик» и др.
В работе с родителями направленной на создание психологической безопасной образовательной среды проводилось анкетирование на тему: «Какого стиля воспитания вы придерживаетесь?». Индивидуальные беседы «Совместные игры дома», консультации «Роль современной семьи в воспитании ребенка», «Как любить ребенка?», «У страха глаза велики» - о детских переживаниях и страхах.
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящий момент основной задачей развития системы дошкольного образования является создание пребывания ребёнка дошкольного возраста в системе, оптимально отвечающим его интересам, интересам семьи, во взаимосвязи ребёнок-семья-педагог.
Список литературы:
1. Гребешова С. В. Актуальные проблемы современного дошкольного образования // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 29-30.
2. Баева И. А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении. — СПб. : Речь, 2014. — 228 с.