Юлия Комбас
Психологическая компетентность педагогов, как средство создания психологически комфортной и безопасной образовательной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема психологически комфортной и безопасной образовательной среды в последние годы становится все более значимой и актуальной.
«Образовательная среда» — понятие, которое широко используется при обсуждении и изучении проблем образования. В современной педагогической психологии условия, в которых осуществляется обучение и воспитание, определяются как образовательная среда.
Публикация «Психологическая компетентность педагогов, как средство создания психологически комфортной и безопасной образовательной среды» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Работа психолога в ДОУ
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
«Безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности.
Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физиче-скую составляющие.
Психологическую безопасность на сегодняшний день можно опре-делить как важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, это основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научиться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я». Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного психологического климата в образовательном учреждении.
Таким образом, безопасная образовательная среда выступает как эф-фективное межличностное взаимодействие, способствующее развитию пси-хологически здоровой личности. Человек может быть здоровым только в определенных условиях.
Следовательно, в ДОУ должна быть организована такая образовательная среда, которая будет способствовать:
- созданию благоприятных условий для воспитания, обучения, пози-тивного развития личности обучающихся;
- развитию психолого – педагогической компетенции педагогов.
При постановке задач обеспечения безопасности и комфортности образовательной среды психологическая служба выступает механизмом обеспечения психологической безопасности воспитанников и фактором позитивных изменений педагогов, а главной задачей психолого-педагогического сопровождения дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости.
Изучив актуальность, проблематику наших дошкольных учреждений, основываясь на запросах администрации и самих педагогов, я разработала программу для педагогов по созданию психологически комфортной и безопасной образовательной среды "Организация межличностных отношений в группе ДОУ". Целью данной программы является создание психологического климата в коллективе «воспитатели-дети».
Цель реализуем через:
- повышение социально-психологической компетентности участников образовательной среды;
- совместное обсуждение и выработка правил безопасного взаимодействия всеми участниками образовательной среды;
- оказание помощи участникам в самопознании, позитивном самоот-ношении, формировании ценностно-мотивационной сферы и системы отно-шений к другим, преодоление профессиональных деформаций, достижение эмоциональной устойчивости, способствующей личностному и профессио-нальному росту и саморазвитию.
Реализация нашей программы в своих дошкольных учреждениях началась с начала учебного года.
Первым этапом был сбор информации через:
- наблюдение за психологическим климатом в детском коллективе;
- анкетирование педагогов : "Профессиональные затруднения педагога";
- характеристики воспитателей с точки зрения личностно ориентиро-ванной педагогики, организации воспитательно-образовательного процесса.
Мы используем следующие формы работы:
- групповые дискуссии;
- практические тренинги;
- "Брэйн-Ринг";
- Мастер-класс;
- Мозговой штурм,
-"Что, где, когда" и др.
Данные формы работы дают возможность педагогам быть активными участниками, проверить и уточнить свои представления на проблему, применить имеющиеся знания в процессе решения учебных заданий.
Тематика наших мероприятий:
"Адаптация ребенка в ДОУ", "Создание уголка уединения", "Агрес-сивный ребенок", "Активные дети", "Учимся слышать ребенка", "Играть с ребенком. Как?", "Владеем своими эмоциями", «Тревожные дети».
Данная программа позволит педагогам повысить психологическую компетентность, что позволит воспитателю анализировать результаты своей деятельности, правильно использовать личностные ресурсы, понимать мотивы поведения воспитанника, его состояние, актуализировать скрытые возможности ребенка и эффективно моделировать педагогическую ситуацию.