Елена Геннадьевна Вакуленко
Создание условий образовательной среды по речевому развитию в группе младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
Речевая среда в семье. Ребенок родился. Мама наклонившись, говорит ровным доброжелательным тоном, одобряя его движения: «Да, так, молодец, у тебя все получится».
Публикация «Создание условий образовательной среды по речевому развитию в группе младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Другие, порицая: «Нет, так не надо, нельзя так делать!» и одно- двухмесячный малыш по каким-то неуловимым признакам догадывается, когда его хвалят, когда не одобряют. Ребенок чувствителен к мимике, жесту, позе, но еще более чувствителен к слову.
Речевое общение - это обмен информацией, где всегда участвуют двое. Перенимая манеру речевого общения, установившуюся среди близких ему людей, ребенок перенимает речевое поведение взрослых и несет это с собой в жизни - в детский сад, школу, во двор. Речевое поведение не рождается само по себе, его необходимо формировать с раннего возраста и родители могут сделать очень многое.
Речевая развивающая среда
Не только предметное окружение, но и
система дидактических игр, игрушек, книг, предметов, обучающих зон, которые способствуют обогащению, закреплению и становлению речи.
Создание речевой среды - это речевые потоки, которые окружают ребенка, льются из уст близких ребенку людей - мамы, папы, бабушки, дедушки, старших братьев и сестер, из уст педагогов и сотрудников детского сада, просто посторонних людей: соседей, дворовых ребятишек и т. д. Ребенок слышит речь когда смотрит телевизор, видеомагнитофон, слушает радио, посещает театр, ему читают книги. Изолировать малыша от речевых потоков невозможно, да и не нужно, ведь его речь формируется на их основе. Ребенок оказывается в речевой среде сразу после рождения. Но какая это среда? Какого качества речь слышится в ней? Чистота речи ребенка, правильность его речевых высказываний, культура выражений полностью зависят от среды. Ребенок (точнее его речевая функция) сам не занимается отбором чистых речевых потоков. Он выбирает их такими, какие они есть.
Условия создания речевой среды
Учитывать: особенности детей конкретной возрастной группы; уровень речевого развития каждого ребенка; интересы и способности детей.
Компоненты, составляющие речевую развивающую среду в МБДОУ
Атрибуты и оборудование для игровых зон;
Речь педагога дошкольного образовательного учреждения;
Методы и приемы руководства развитием разных сторон речи дошкольного возраста.
Модель предметной речевой среды
Уголок для театрализации: Значение:
Развитие коммуникативных навыков, развитие связной, диалогической речи, знакомство с окружающим миром и социальной действительностью, снятие тревожности, застенчивости, развитие эмоциональной сферы.
Пальчиковый театр
Кукольный театр
Игры - драматизации
Плоскостной театр на фланелеграфе
Театр на магнитах
Теневой театр
Книжный уголок - Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги.
В уголке постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью. Также должны находиться 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребёнок естественно входит в мир природы, лучше познаёт его тайны и закономерности.
На витрине уголка книги должны находиться издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят в образовательной деятельности.
Уголок для сенсорно – моторного развития : Значение:
- Активизация процессов мышления и восприятия, ощущения, внимания, памяти;
- Стимуляция функций зрения, слуха, осязания, обоняния;
- Снятие эмоционального и физического напряжения;
Стимуляция двигательной активности развития мелкой моторики;
- Побуждение к самостоятельной деятельности;
- Получение положительных эмоций детей и взрослых;
- Повышение работоспособности детей.
Оборудование и атрибуты для сюжетно-ролевых игр: Значение:
Развитие коммуникативных навыков, развитие связной, диалогической речи, знакомство с окружающем миров и социальной действительностью.
Речь - величайшее богатство, данная человеку, и её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять. Родителям и педагогам следует быть чуткими к ребёнку, много общаться с ним, внимательно слушать его, предоставляя достаточную двигательную свободу. В этом случае ребёнок благополучно пройдёт, все стадии речевого развития и накопит достаточный багаж. С поступлением в детский сад сфера социальной жизни ребенка расширяется. В нее включаются новые люди, взрослые и дети, которых он не знал и которые составляют иную общность, чем семья. Таким образом его общение усложняется, становится разнообразным, требующим учета точки зрения партнера. А это в свою очередь означает, новый высокий уровень социального развития. Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка.
Основными функциями общения являются:
организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для их достижения);
формирование и развитие межличностных отношений;
познание людьми друг друга;
Общение - необходимое условие формирование личности, ее сознания и самосознания.