МААМ-картинки

Создание предметно-развивающей среды в группах по нравственно — патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста (7 фото)

олеся коваль
Создание предметно-развивающей среды в группах по нравственно — патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Создание предметно – развивающей среды в группах

по нравственно – патриотическому воспитанию

детей дошкольного возраста»

Создание предметно-развивающей среды в группах по нравственно — патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Патриотическое воспитание — важная составляющая становления будущей личности. Ребёнку от рождения не даётся чувство любви к родине, уважения семейных и народных традиций, гордости за свой народ и государство. В какой стране бы ни родился ребенок, он связывает свою родину с домом, где прошло его детство, с родной улицей, с детским садом, с людьми, окружающими его, затем со школой, где он получает знания. Любовь к родному краю должна быть сформирована с самого раннего возраста - в собственной семье, а подкреплена общественными институтами.

Публикация «Создание предметно-развивающей среды в группах по нравственно — патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание осуществляется в процессе социализации детей дошкольного возраста в различных сферах жизнедеятельности путём игровой деятельности, спортивно-развлекательных мероприятий, патриотических акций и конкурсов для детей и семей воспитанников, коллективной совместной деятельности с педагогом и сверстниками, проектной деятельности и т. д. Но все перечисленные формы работы с детьми должны осуществляться в специально созданных условиях, с использованием специально подготовленной атрибутики, при наличии определенных наглядных и демонстративных материалов.

Поэтому создание и оформление патриотических уголков является обязательным условием в работе по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ.

Цель: создание условий, способствующих воспитанию патриотизма у детей, гордости за свой родной край и любви к Родине.

Задачи образовательной деятельности в уголке патриотизма :

1. Формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.

2. Формировать у детей духовно-нравственное отношение и чувство любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям и понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история.

3. Пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре.

4. Воспитание чувств патриотизма, уважения и благодарности к подвигу соотечественников в годы Великой Отечественной Войны, к воинам Российской Армии.

5. Воспитывать уважительное отношение к другим народам и людям различных национальностей; уважение к культуре других народов (обычаям, традициям, готовность понимать и принимать систему иных ценностей).

6. Воспитать у дошкольника чувство собственного достоинства.

Требования к оформлению:

• эстетическая направленность;

• рациональное размещение патриотического уголка;

• учет возрастных особенностей детей;

воспитательная и развивающая направленность;

• целесообразность размещения материалов,

• доступность, научность, достоверность представленного материала;

• безопасность.

Принципы организации патриотического уголка :

1. Принцип информативности (наличие и многообразие дидактического и информационного материала).

2. Принцип стабильности и динамичности (создание уголка на длительный срок, с регулярно вносимыми изменениями, в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения).

3. Принцип открытости (возможность добавлять необходимые элементы, а также убирать ненужные).

4. Принцип вариативности (совмещение нескольких блоков по патриотическому воспитанию в одной зоне).

5. Принцип интеграции (возможность использования материала во время образовательной деятельности в других областях).

И, по возможности, весь материал должен быть вариативным, что обеспечит разнообразие использования материала в дидактических играх, самостоятельной игровой деятельности, формируя и закрепляя патриотическое видение, создавая нужный образ для дальнейшей практической деятельности дошкольников.

Требования, предъявляемые к патриотическим уголкам

Младшая группа :

Основная цель патриотического воспитания — ознакомление с ближайшим окружением. У детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о труде работников дошкольного учреждения, о своей малой родине (городе, формируется сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях, о народных и государственных праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства.

Следовательно, в уголке должны быть:

Фото №1 Создание предметно

1. Материал для работы по социально-нравственному воспитанию :

• тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры по теме «Взрослые люди» (родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид)

Блок: Семья — знакомит с понятием «семья», воспитывает привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам семьи, закрепляет умения определять родственные отношения между близкими членами семьи. Содержит тематические папки с иллюстрациями по теме «Семья» (члены семьи, совместные действия, семейные фотографии).

• фотографии, иллюстрации по теме «Дом, в котором ты живешь» (архитектурные строения, различающиеся по размеру, внешнему виду, строительному материалу, назначению)

• тематические папки с иллюстрациями по теме «Ребенок и его сверстники» (девочки и мальчики, игры, дети в разных ситуациях, занятия и т. д.)

• тематические папки с иллюстрациями, пиктограммами, показывающими различное эмоциональное состояние взрослых и детей

• тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения в общественных местах, об этикете (по типу «так можно делать, а так — нельзя»).

2. Материал для ознакомления детей с малой родиной : (группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположено ДОУ, тематические папки с фотографиями и иллюстрациями города, открытки, альбомы.

3. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: предметы старины, русские игрушки; куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); куклы в национальных костюмах.

4. Художественная литература (песенки, потешки, сказки и т. д.).

Примерный материал:

Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»;

• Родословные древа детей;

• Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Сибирского региона;

• Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;

Предметы декоративно-прикладного искусства

• Книги, альбомы с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;

• Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников. Тематические иллюстрации боевой техники, к 8 марта, к 23 февраля, к 9 мая.

Средняя группа :

Работа ведется по направлениям: «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой город и его достопримечательности», «Знаменитые земляки», «Приобщение к истокам русской культуры». У воспитанников формируется интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа; о городе; о национальном флаге, гербе; о народных героях; русских праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.

1. Пополняется материал по социально-нравственному воспитанию : семейные праздники и традиции, художественная литература соответствующей тематики (см. требования к оформлению уголка в младших группах).

2. Блок: Детский сад — Познакомить детей с детским садом, его сотрудниками, должностями сотрудников, воспитывать любовь и уважение к сотрудникам детского сада;

3. блок: Город — Познакомить с родным городом, поселком, историей его возникновения, его достопримечательностями, промышленностью, природой, воспитывать гордость за свою малую родину. тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы, посвященные достопримечательностям города и его знаменитым жителям, флоре и фауне, транспорту, архитектуре, профессиям. Так же представлены материалы об истории возникновения города.

4. блок: Край — Познакомить с природными богатствами, с историко-географическим расположением нашего края, его историческим прошлым, достопримечательностями;

5. Материал по приобщению детей к истокам народной культуры: предметы старины, народные игрушки; куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); различные макеты (крестьянская изба, комната-горница, крестьянское подворье и т. п.); куклы в национальных костюмах; дидактические игры.

6. Художественная литература (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.).

7. Элементы государственной символики РФ (флаг, герб).

8. Элементы областной символики (флаг, герб).

9. Элементы муниципальной символики (герб, флаг поселка, фирменные знаки промышленных предприятий).

10. Материал, посвященный защитникам Отечества: тематические папки с иллюстрациями.

В средней группе в уголке должны быть:

Фото №2 Развивающая предметно пространственная среда

• Государственная символика (флаг, герб, текст гимна)

• Портрет президента

Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной поселок»,

• Родословные древа детей;

• Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для края;

• Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;

Предметы декоративно-прикладного искусства);

• Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города;

• Книги, альбомы с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;

• Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.

• Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых

Старшая и подготовительная к школе группы :

Основные направления работы — патриотическое воспитание, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю. Формируют представления воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде. Знакомят с достопримечательностями города, столицы, историей. С географическим расположением страны, с какими государствами граничит. О столице нашей Родины. О флаге и гербе, рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей Родины. Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками, с произведениями фольклора, с произведениями российских писателей и т. д. Формируют представления о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.

1. Моя семья — семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему («Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево»).

2. Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями: «История возникновения города Красноярска», «Промышленность», «Наука, образование и культура России», «Знаменитые земляки», «Достопримечательности», «Архитектура», «Спорт». Подборка стихотворений. Карта города, края. Символика (флаг, герб, гимн). Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения).

3. Тематическая папка «Мой край» : карта и символика Красноярского края, портрет Главы региона; материал, знакомящий, детей со славным прошлым родного края (история городов и их настоящее, сельское хозяйство).

4. Родная страна — карта Российской Федерации (столица Родины, символика городов, главные достопримечательности); материал о природных зонах; о населяющих страну народах; о промышленности и сельском хозяйстве. Символика России (герб, флаг, гимн). Портрет президента страны. Различные макеты (достопримечательности городов, архитектура и т п.). Защитники Отечества — иллюстрации, тематические папки «Наши предки — славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Война 1812 года», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы». Художественная литература и дидактические игры по теме, макеты (древняя крепость, военная техника и т. п.). Приобщение к истокам русской народной культуры — иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья», «Народный календарь»; предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, различные макеты, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.

5. Духовно-нравственное воспитание — материал, дающий детям первоначальное представление о православии (это может быть подборка иллюстраций с изображением храмов и их архитектурных особенностей, макет храма, детская Библия).

6. Наша планета Земля — глобус, детская карта мира. Художественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны.

7. Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания). Великие соотечественники — портреты, художественная литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославивших Россию, их портреты.

В старшей и подготовительной группах в патриотический уголок добавляются :

Фото №3 РППС развивающей среды в группах по нравственно патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Фото №4 Патриотическое воспитание важная составляющая становления будущей личности Фото №5 Ребёнку от рождения не даётся чувство любви к родине уважения семейных и народных традиций гордости за свой народ и государство

• Государственная символика (флаг, герб, текст гимна)

• Портрет президента

• Карта страны, глобус

• Куклы в национальных костюмах

• Альбомы с архитектурными памятниками страны.

Альбомы: «Мой город», «Наши великие соотечественники». Это писатели, поэты, художники и др., «День Победы»

Предметы декоративно-прикладного искусства;

• Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного поселка;

• Книги, альбомы с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;

• Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.

• Различная познавательная и художественная литература;

Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город», «Города герои»;

• Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для нашей природы;

• Родословные древа детей;

«Наша армия родная», тематические альбомы родов войск и боевой техники.

• Коллекция тематических значков (о городе, о войне, об армии и т. д.)

• Наборы открыток «Русский быт».

• Аудиозаписи патриотических песен. Аудио и видеоматериалы о природе родного края.

• Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.

• Зона костюмирования (фуражки, пилотки, бескозырки, накидки, плащи, воротники, ремни, бинокли, длинные юбки, платки, шали).

Задачи нравственно-патриотического воспитания реализуются не только через содержание уголка патриотического воспитания, но и через содержание других зон самостоятельной детской деятельности:

• в уголке изодеятельности представлены образцы декоративно – прикладного творчества;

• в уголке игровой деятельности присутствуют тематические наборы для сюжетно – ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин». Эти игры способствуют обогащению представлений детей о профессиях.

• в уголке физического развития имеются атрибуты к русским народным подвижным играм;

• в уголок книги помещены русские народные сказки, былины, малые фольклорные формы (потешки, колыбельные и пр., оформляются тематические выставки литературы.

Таким образом, не только патриотический уголок, но и вся предметно-развивающая среда групповой комнаты направлены на решение задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Несколько рекомендаций:

• Не перегружайте патриотический уголок информацией, каждый экспонат (игра, альбом, дидактический материал) должен быть целесообразным и актуальным. Поэтому заранее позаботьтесь о наличии материала, чтобы постоянно обновлять уголок.

• Помните, что смысл уголка не в его наличии, а в активной работе. Каждую новую игру нужно разучить с детьми, и только потом отдать для самостоятельной деятельности, а некоторые игры лучше проводить под руководством взрослых.

Так же в нашем детском саду, с ноября 2023 г. создан мини-музей «Деревянной игрушки».

Почему мы создали именно такой музей?

В нашем городе есть различные музеи – краеведческий музей, музей «Мемориала победы», литературный музей им. В. П. Астафьева, музей – усадьба Г. В. Юдина, Красноярский художественный музей имени В. И. Сурикова и т. д.

Но как часто наши дети бывают в них?

Мы провели анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников ни разу не были в музее. Причины самые разные, но самая распространённая – многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения.

Актуальностью создания музея является расширение кругозора детей о деревянной игрушке, играх с ней. Деревянная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Игры с ними развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку. Народные игрушки чрезвычайно быстро исчезают из детства, предпочтение отдаётся иностранным игрушкам.

И было принято решение создать мини-музей «Деревянной игрушки», где ребята узнали бы всё об игрушке: её историю, виды игрушек, сказки, стихи про игрушки, как с ними можно играть. Поэтому мы решили создать собственный мини-музей «Деревянная игрушка».

Значение и использование мини – музея:

• В настоящих музеях трогать ничего нельзя, в мини-музее не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.

• Музей оказывает бесценное влияние на воспитание детей.

• Дети получают яркие, на всю жизнь остающиеся впечатления.

• Красивые музейные экспонаты, сама обстановка создают условия для проведения различных занятий, игры, беседы, что способствует развитию речи воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка.

• Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей группы. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. Наш мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Размещение мини-музея:

• Экспонаты мини-музея располагаются в доступном для детей месте, в фойе ДОУ.

• Участники создания мини- музея : дети и их родители, воспитатели.

Фото №6 В какой стране бы ни родился ребенок он связывает свою родину с домом где прошло его детство с родной улицей с детским садом с людьми окружающими его затем со школой где он получает знания

Автор статьи:

Коваль Олеся Леонидовна,

старший воспитатель высшей квалификационной категории

Публикации по теме:

Организация предметно-развивающей среды в группах раннего возраста по ФГОС и Сан ПиН Важной частью предметно-пространственной среды в помещении группы является книжный уголок. Этот тематический «центр книг» осуществляет роль.

Дидактическая настольная игра по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя семья» для детей среднего дошкольного возрастаДидактическая настольная игра по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя семья» для детей среднего дошкольного возраста Настольная игра «Моя семья». Важным направлением в воспитании детей по направлению нравственно-патриотического воспитания, является такие.

Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУСоздание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ Принцип создания предметно-пространственной развивающей среды - окружающая среда не только развивающая, но и развивающаяся, не только обогащающая,.

Обобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОбобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Михаил Ломоносов сказал: "Человек не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее". И задача воспитателя с раннего возраста прививать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание предметно-развивающей среды в группах по нравственно — патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Опубликовано: 22 сентября 2024 в 19:00
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание предметно-развивающей среды в группах по нравственно — патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем олеся коваль в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД