олеся коваль
Создание предметно-развивающей среды в группах по нравственно — патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Создание предметно – развивающей среды в группах
по нравственно – патриотическому воспитанию
детей дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание — важная составляющая становления будущей личности. Ребёнку от рождения не даётся чувство любви к родине, уважения семейных и народных традиций, гордости за свой народ и государство. В какой стране бы ни родился ребенок, он связывает свою родину с домом, где прошло его детство, с родной улицей, с детским садом, с людьми, окружающими его, затем со школой, где он получает знания. Любовь к родному краю должна быть сформирована с самого раннего возраста - в собственной семье, а подкреплена общественными институтами.
Публикация «Создание предметно-развивающей среды в группах по нравственно — патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2024
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание осуществляется в процессе социализации детей дошкольного возраста в различных сферах жизнедеятельности путём игровой деятельности, спортивно-развлекательных мероприятий, патриотических акций и конкурсов для детей и семей воспитанников, коллективной совместной деятельности с педагогом и сверстниками, проектной деятельности и т. д. Но все перечисленные формы работы с детьми должны осуществляться в специально созданных условиях, с использованием специально подготовленной атрибутики, при наличии определенных наглядных и демонстративных материалов.
Поэтому создание и оформление патриотических уголков является обязательным условием в работе по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ.
Цель: создание условий, способствующих воспитанию патриотизма у детей, гордости за свой родной край и любви к Родине.
Задачи образовательной деятельности в уголке патриотизма :
1. Формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
2. Формировать у детей духовно-нравственное отношение и чувство любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям и понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история.
3. Пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре.
4. Воспитание чувств патриотизма, уважения и благодарности к подвигу соотечественников в годы Великой Отечественной Войны, к воинам Российской Армии.
5. Воспитывать уважительное отношение к другим народам и людям различных национальностей; уважение к культуре других народов (обычаям, традициям, готовность понимать и принимать систему иных ценностей).
6. Воспитать у дошкольника чувство собственного достоинства.
Требования к оформлению:
• эстетическая направленность;
• рациональное размещение патриотического уголка;
• учет возрастных особенностей детей;
• воспитательная и развивающая направленность;
• целесообразность размещения материалов,
• доступность, научность, достоверность представленного материала;
• безопасность.
Принципы организации патриотического уголка :
1. Принцип информативности (наличие и многообразие дидактического и информационного материала).
2. Принцип стабильности и динамичности (создание уголка на длительный срок, с регулярно вносимыми изменениями, в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения).
3. Принцип открытости (возможность добавлять необходимые элементы, а также убирать ненужные).
4. Принцип вариативности (совмещение нескольких блоков по патриотическому воспитанию в одной зоне).
5. Принцип интеграции (возможность использования материала во время образовательной деятельности в других областях).
И, по возможности, весь материал должен быть вариативным, что обеспечит разнообразие использования материала в дидактических играх, самостоятельной игровой деятельности, формируя и закрепляя патриотическое видение, создавая нужный образ для дальнейшей практической деятельности дошкольников.
Требования, предъявляемые к патриотическим уголкам
Младшая группа :
Основная цель патриотического воспитания — ознакомление с ближайшим окружением. У детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о труде работников дошкольного учреждения, о своей малой родине (городе, формируется сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях, о народных и государственных праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства.
Следовательно, в уголке должны быть:
1. Материал для работы по социально-нравственному воспитанию :
• тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры по теме «Взрослые люди» (родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид)
• Блок: Семья — знакомит с понятием «семья», воспитывает привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам семьи, закрепляет умения определять родственные отношения между близкими членами семьи. Содержит тематические папки с иллюстрациями по теме «Семья» (члены семьи, совместные действия, семейные фотографии).
• фотографии, иллюстрации по теме «Дом, в котором ты живешь» (архитектурные строения, различающиеся по размеру, внешнему виду, строительному материалу, назначению)
• тематические папки с иллюстрациями по теме «Ребенок и его сверстники» (девочки и мальчики, игры, дети в разных ситуациях, занятия и т. д.)
• тематические папки с иллюстрациями, пиктограммами, показывающими различное эмоциональное состояние взрослых и детей
• тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения в общественных местах, об этикете (по типу «так можно делать, а так — нельзя»).
2. Материал для ознакомления детей с малой родиной : (группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположено ДОУ, тематические папки с фотографиями и иллюстрациями города, открытки, альбомы.
3. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: предметы старины, русские игрушки; куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); куклы в национальных костюмах.
4. Художественная литература (песенки, потешки, сказки и т. д.).
Примерный материал:
• Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»;
• Родословные древа детей;
• Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Сибирского региона;
• Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
• Предметы декоративно-прикладного искусства
• Книги, альбомы с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;
• Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников. Тематические иллюстрации боевой техники, к 8 марта, к 23 февраля, к 9 мая.
Средняя группа :
Работа ведется по направлениям: «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой город и его достопримечательности», «Знаменитые земляки», «Приобщение к истокам русской культуры». У воспитанников формируется интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа; о городе; о национальном флаге, гербе; о народных героях; русских праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.
1. Пополняется материал по социально-нравственному воспитанию : семейные праздники и традиции, художественная литература соответствующей тематики (см. требования к оформлению уголка в младших группах).
2. Блок: Детский сад — Познакомить детей с детским садом, его сотрудниками, должностями сотрудников, воспитывать любовь и уважение к сотрудникам детского сада;
3. блок: Город — Познакомить с родным городом, поселком, историей его возникновения, его достопримечательностями, промышленностью, природой, воспитывать гордость за свою малую родину. тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы, посвященные достопримечательностям города и его знаменитым жителям, флоре и фауне, транспорту, архитектуре, профессиям. Так же представлены материалы об истории возникновения города.
4. блок: Край — Познакомить с природными богатствами, с историко-географическим расположением нашего края, его историческим прошлым, достопримечательностями;
5. Материал по приобщению детей к истокам народной культуры: предметы старины, народные игрушки; куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); различные макеты (крестьянская изба, комната-горница, крестьянское подворье и т. п.); куклы в национальных костюмах; дидактические игры.
6. Художественная литература (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.).
7. Элементы государственной символики РФ (флаг, герб).
8. Элементы областной символики (флаг, герб).
9. Элементы муниципальной символики (герб, флаг поселка, фирменные знаки промышленных предприятий).
10. Материал, посвященный защитникам Отечества: тематические папки с иллюстрациями.
В средней группе в уголке должны быть:
• Государственная символика (флаг, герб, текст гимна)
• Портрет президента
• Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной поселок»,
• Родословные древа детей;
• Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для края;
• Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
• Предметы декоративно-прикладного искусства);
• Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города;
• Книги, альбомы с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;
• Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.
• Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых
Старшая и подготовительная к школе группы :
Основные направления работы — патриотическое воспитание, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю. Формируют представления воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде. Знакомят с достопримечательностями города, столицы, историей. С географическим расположением страны, с какими государствами граничит. О столице нашей Родины. О флаге и гербе, рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей Родины. Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками, с произведениями фольклора, с произведениями российских писателей и т. д. Формируют представления о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.
1. Моя семья — семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему («Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево»).
2. Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями: «История возникновения города Красноярска», «Промышленность», «Наука, образование и культура России», «Знаменитые земляки», «Достопримечательности», «Архитектура», «Спорт». Подборка стихотворений. Карта города, края. Символика (флаг, герб, гимн). Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения).
3. Тематическая папка «Мой край» : карта и символика Красноярского края, портрет Главы региона; материал, знакомящий, детей со славным прошлым родного края (история городов и их настоящее, сельское хозяйство).
4. Родная страна — карта Российской Федерации (столица Родины, символика городов, главные достопримечательности); материал о природных зонах; о населяющих страну народах; о промышленности и сельском хозяйстве. Символика России (герб, флаг, гимн). Портрет президента страны. Различные макеты (достопримечательности городов, архитектура и т п.). Защитники Отечества — иллюстрации, тематические папки «Наши предки — славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Война 1812 года», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы». Художественная литература и дидактические игры по теме, макеты (древняя крепость, военная техника и т. п.). Приобщение к истокам русской народной культуры — иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья», «Народный календарь»; предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, различные макеты, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.
5. Духовно-нравственное воспитание — материал, дающий детям первоначальное представление о православии (это может быть подборка иллюстраций с изображением храмов и их архитектурных особенностей, макет храма, детская Библия).
6. Наша планета Земля — глобус, детская карта мира. Художественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны.
7. Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания). Великие соотечественники — портреты, художественная литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославивших Россию, их портреты.
В старшей и подготовительной группах в патриотический уголок добавляются :
• Государственная символика (флаг, герб, текст гимна)
• Портрет президента
• Карта страны, глобус
• Куклы в национальных костюмах
• Альбомы с архитектурными памятниками страны.
• Альбомы: «Мой город», «Наши великие соотечественники». Это писатели, поэты, художники и др., «День Победы»
• Предметы декоративно-прикладного искусства;
• Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного поселка;
• Книги, альбомы с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;
• Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.
• Различная познавательная и художественная литература;
• Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город», «Города герои»;
• Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для нашей природы;
• Родословные древа детей;
• «Наша армия родная», тематические альбомы родов войск и боевой техники.
• Коллекция тематических значков (о городе, о войне, об армии и т. д.)
• Наборы открыток «Русский быт».
• Аудиозаписи патриотических песен. Аудио и видеоматериалы о природе родного края.
• Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.
• Зона костюмирования (фуражки, пилотки, бескозырки, накидки, плащи, воротники, ремни, бинокли, длинные юбки, платки, шали).
Задачи нравственно-патриотического воспитания реализуются не только через содержание уголка патриотического воспитания, но и через содержание других зон самостоятельной детской деятельности:
• в уголке изодеятельности представлены образцы декоративно – прикладного творчества;
• в уголке игровой деятельности присутствуют тематические наборы для сюжетно – ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин». Эти игры способствуют обогащению представлений детей о профессиях.
• в уголке физического развития имеются атрибуты к русским народным подвижным играм;
• в уголок книги помещены русские народные сказки, былины, малые фольклорные формы (потешки, колыбельные и пр., оформляются тематические выставки литературы.
Таким образом, не только патриотический уголок, но и вся предметно-развивающая среда групповой комнаты направлены на решение задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Несколько рекомендаций:
• Не перегружайте патриотический уголок информацией, каждый экспонат (игра, альбом, дидактический материал) должен быть целесообразным и актуальным. Поэтому заранее позаботьтесь о наличии материала, чтобы постоянно обновлять уголок.
• Помните, что смысл уголка не в его наличии, а в активной работе. Каждую новую игру нужно разучить с детьми, и только потом отдать для самостоятельной деятельности, а некоторые игры лучше проводить под руководством взрослых.
Так же в нашем детском саду, с ноября 2023 г. создан мини-музей «Деревянной игрушки».
Почему мы создали именно такой музей?
В нашем городе есть различные музеи – краеведческий музей, музей «Мемориала победы», литературный музей им. В. П. Астафьева, музей – усадьба Г. В. Юдина, Красноярский художественный музей имени В. И. Сурикова и т. д.
Но как часто наши дети бывают в них?
Мы провели анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников ни разу не были в музее. Причины самые разные, но самая распространённая – многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения.
Актуальностью создания музея является расширение кругозора детей о деревянной игрушке, играх с ней. Деревянная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Игры с ними развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку. Народные игрушки чрезвычайно быстро исчезают из детства, предпочтение отдаётся иностранным игрушкам.
И было принято решение создать мини-музей «Деревянной игрушки», где ребята узнали бы всё об игрушке: её историю, виды игрушек, сказки, стихи про игрушки, как с ними можно играть. Поэтому мы решили создать собственный мини-музей «Деревянная игрушка».
Значение и использование мини – музея:
• В настоящих музеях трогать ничего нельзя, в мини-музее не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.
• Музей оказывает бесценное влияние на воспитание детей.
• Дети получают яркие, на всю жизнь остающиеся впечатления.
• Красивые музейные экспонаты, сама обстановка создают условия для проведения различных занятий, игры, беседы, что способствует развитию речи воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка.
• Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей группы. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. Наш мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Размещение мини-музея:
• Экспонаты мини-музея располагаются в доступном для детей месте, в фойе ДОУ.
• Участники создания мини- музея : дети и их родители, воспитатели.
Автор статьи:
Коваль Олеся Леонидовна,
старший воспитатель высшей квалификационной категории