Елена Кипурова
Организация предметно-пространственной среды для развития речевой активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В ФГОС (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155) речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Публикация «Организация предметно-пространственной среды для развития речевой активности дошкольников» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Познавательно-речевое направление может рассматриваться как основа для полноценного развития личности каждого дошкольника. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, при планировании и обсуждении рисунка, наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его приятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей - обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. «В пустых стенах ребенок не заговорит» – заметила в свое время Е. И. Тихеева. Творческое развитие ребенка дошкольного возраста успешно формируется в условиях предметно-развивающей среды, которая обеспечивает разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка.
Насыщая групповое пространство, нужно заботится в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением педагога.
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
Для развития речи необходимо использовать все пространство группы, которое в свою очередь разделяется на определенные зоны.
В зона сюжетно-ролевых игр созданы необходимые условия для проведения сюжетно-ролевых игр «Больница», «Семья», «Магазин», «Шоферы» и т. д., что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнером – сверстником, партнером – взрослым.
Зона интеллектуального развития : расширение, уточнение и обогащение словаря ребенка за счет развивающих, дидактических игр с математическим содержанием, на развитие образного логического мышления.
Зона сенсорного развития : обогащение речи детей в процессе освоения различных эталонов. В этом центре находятся звучащие игрушки, игрушки-заместители, шнуровки и многое другое, способствующее развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, развитию психических процессов.
В зоне театрально-игровой деятельности представлены различные виды театров. Также здесь расположились сказочные персонажи, выполненные из различных материалов. Дети учатся правильно выстраивать фразы при инсценировке, перевоплощаются в различных героев, меняя при этом интонацию, голос. Театрализованные игры играют важную роль в овладении детьми навыками разговорной диалогической речи, развивают уверенность в себе, коммуникабельность.
В книжном уголке представлены любимые детские сказки и рассказы по лексическим темам, а также иллюстративный материал, фотографии детских писателей. Наряду с художественной литературой в книжном уголке представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников. Каждый ребенок может самостоятельно выбрать книгу, картинки, иллюстрации по своему желанию.
Дети учатся правильно строить высказывания, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы. Также дети делают первые шаги в чтении, знакомятся с пословицами и поговорками, крылатыми фразами, учатся объяснять их и применять в самостоятельной речи. Отрабатывается как диалогическая форма речи, так и монологическая.
Рядом с зоной «Книжный уголок» расположена зона художественного труда, которая способствует тому, что дети могут выразить свои впечатления от общения с книгой в практической деятельности.
Зона конструированиясодержит разнообразный строительный материал, который находится в свободном доступе для детей. Для построек имеются образцы моделей, схемы. В процессе игры дети учатся понимать значения предлогов и употреблять их в речи.
Зона экологического воспитания: в процессе выполнения опытов и исследований дети учатся составлять предложения по демонстрируемым действиям, составлять небольшие рассказы, размышлять, рассуждать и доказывать.
Зона двигательной активности : обогащение, расширение и активизация словаря в процессе физических упражнений, подвижных игр.
Таким образом, специально организованное жизненное пространство стимулирует активность ребенка, создает возможность для успешного речевого развития, позволяет ребенку проявлять свои способности на занятиях, в свободной деятельности, помогает чувствовать себя уверенно, способствует в целом всестороннему гармоничному развитию личности.