любовь соколова
Создание поисковой познавательно-интерактивно-коммуникационной системы (Ппикс)
▼ Скачать + Заказать документы
Создание поисковой познавательно – интерактивно – коммуникационной системы (ППИКС).
Автор: воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР МКДОУ № 38 г. Никольское Соколова Любовь Владимировна
Американский философ и педагог Джон Дьюи еще в 20-м веке считал, что если сегодня будем учить так, как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра.
Публикация «Создание поисковой познавательно-интерактивно-коммуникационной системы (Ппикс)» размещена в разделах
Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить себе без информационно-коммуникативных технологий, а значит и обучение детей должно проходить с их активным использованием.
Мы значительно отстали в информатизации образования от многих других стран, поэтому «компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» (1).
Электронные образовательные ресурсы для дошкольных образовательных учреждений разрабатывались в рамках проекта ФЦПРО «Развитие электронных образовательных интернет - ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, а также систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning, в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями» (2011-2012 гг.).
Было разработано для дошкольного образования по образовательным областям «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Безопасность» 900 электронных образовательных ресурсов (далее – ЭОР) по типу интерактивных развивающих игр (далее – ИРИ, часть уже апробирована (https://eor-np.ru/taxonomy/term/548). Содержательно и методически они создавались в соответствии с ФГТ, разработка новых ресурсов в соответствии с ФГОС ДО запланирована на период до 2020 года.
Еще всего несколько лет назад педагоги в нашем дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) практически не владели ИКТ - технологиями. В настоящее время происходит активное оснащение детского сада мультимедийными и интерактивными средствами обучения.
Однако педагоги нашего ДОУ испытывают затруднения:
в поиске эффективных, качественных и адаптированных под детей разных возрастных групп, с разными образовательными потребностями и возможностями, а так же нашу основную образовательную программу дошкольного образования (далее – ООП ДО) и адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования (далее – АООП ДО) программных продуктов (ЭОР – электронных образовательных ресурсов) – презентаций, обучающих видео - материалов, интерактивных развивающих игр,
в формирование оптимальной системы их сочетания и использования в образовательном процессе.
Я работаю в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР) и легкой степенью умственной отсталости. В моей группе 10 человек, в основном мальчики. Все они любят играть на компьютерах.
Цель моей текущей инновационной деятельности в рамках создания презентуемого инновационного продукта с использованием ИКТ: разработка интерактивных развивающих игр (ИРИ, не требующих установки дополнительного программного обеспечения в программе Power Point, под актуальные задачи познавательного развития детей с ЗПР, решаемые в ходе реализации АООП ДО и работе с детьми по основным лексическим темам с дальнейшим оформлением их в сборник.
Цель дальнейшей моей работы по внедрению ИКТ, как педагога - инноватора: создание единой поисковой познавательно – интерактивно – коммуникационной системы (далее - ППИКС, включающей ИРИ, обучающие мультики, учебные фильмы и мультимедийные презентации, электронные энциклопедии для работы с детьми ЗПР в рамках познавательного развития и реализации АООП ДО.
Согласно ФГОС ДО ППИКС предоставит :
- возможность детям строить свои образовательные траектории самостоятельно (индивидуализация, делая выбор ЭОР из ППИКС;
- возможность родителям быть включенными в работу по познавательному развитию своих детей;
- возможность специалистам четко определиться в своем вкладе в познавательное развитие детей средствами ИКТ;
- возможность педагогам, не тратя время и силы на поиск ЭОР, интересно выстроить свой образовательный процесс с использованием ИКТ, как требует ФГОС ДО.
Цель на перспективу для работы с детьми с использованием ИКТ: развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников через ПИКС, систему информационно - коммуникативных технологий (интерактивных развивающих игр, мультимедийных презентаций и обучающих мультиков, учебных фильмов, электронных энциклопедий).
Вышеперечисленные цели будут полностью реализованы в 3 этапа (в данной конкурсной работе представлен инновационный продукт, как результат первого этапа) :
1. Разработка и первичная апробация ИРИ (июнь – ноябрь 2017 г.).
2. Создание единой ППИКС и апробация ее отдельных элементов (сентябрь – май 2017 г.).
3. Внедрение ППИКС в работу с детьми ЗПР, включение родителей в использование ИРИ и ППИКС (сентябрь 2018 – май 2019 г.)
Дополнительно могут быть проведены еще 2 этапа, которые создадут большую масштабность данного педагогического проекта и возможность использования продукта другими педагогами.
4. Апробация использования ИРИ и ППИКС в группах общеразвивающей направленности (ноябрь 2017 – май 2019 г.)
5. Широкая презентация ИРИ и ППИКС педагогам области и района на конференциях, методических объединениях через выступления, семинары и мастер - классы, публикации, участие в профессиональных конкурсах (сентябрь 2017 – май 2020 г.)
Задачи, так же как и цели могут быть разделены на задачи для меня как педагога – разработчика и задачи как для педагога, работающего с детьми. При реализации 4 и 5 этапов так же могут быть определены задачи как для педагога – наставника и педагога - транслятора опыта своей инновационной деятельности коллегам.
Задачи первого этапа:
1. Изучить материалы (презентации, видеоматериалы, специальную литературу) по разработке ИРИ.
2. Изучить уже, имеющиеся ИРИ (на дисках и в сети интернет) с целью определения потребности в разработке ИРИ и принципов работы ИРИ как дидактической игры.
3. Определиться с тематикой, задачами и содержанием, принципами работы ИРИ.
4. Придумать героя, который будет сопровождать детей в их развитие.
5. Разработать ИРИ.
6. Провести первичную апробацию ИРИ для определения их эффективности в работе с детьми и дальнейшей корректировке.
Реализация задач второго этапа приведет к подготовке нового продукта инновационной деятельности - ППИКС, третьего этапа – поможет запустить систему использования ИКТ для познавательного развития детей с ЗПР через внедрение ППИКС и сформировать у детей новые компетентности.
Задачи второго этапа:
1. Изучить ИРИ, интерактивные презентации и обучающие мультфильмы, учебные фильмы, имеющиеся в ДОУ и сети Интернет.
2. Отобрать лучшие и необходимые для решения задач познавательного развития в рамках работы по лексическим темам в процессе реализации АОП ДО.
3. Определить их оптимальное их сочетание и включение в общую систему работы с детьми ЗПР всех специалистов и воспитателей, родителей.
4. Провести первичную апробацию отдельных элементов ППИКС, провести ее корректировку и координацию использования.
Задачи третьего этапа:
Для педагога:
1. Организовать системное внедрение ППИКС в работу с детьми ЗПР всех педагогов группы (воспитателей, учителя – логопеда, учителя – дефектолога, педагога – психолога).
2. Подготовить и провести для педагогов группы семинар по использованию ИРИ и ППИКС в познавательном развитии детей ЗПР, мониторинг потребности в дальнейшей доработке ИРИ и корректировке ППИКС.
3. Подготовить и провести мастер – класс для родителей по их включению в познавательное развитие детей через использование ППИКС.
4. Подготовить и разместить материалы для родителей на групповой страничке в Контакте, организовать сопровождение родителей в использование ПИКС.
5. Организовать проведение с детьми кругов общения по просмотренным дома учебным фильмам и обучающим мультфильмам.
Для детей:
1. Провести мониторинг умений детей при работе с интерактивной доской, столом и планшетом для самостоятельного использования ИРИ и всей ППИКС.
2. Провести групповое, подгрупповое и индивидуальное обучение детей работе с интерактивной доской, столом и планшетом для самостоятельного использования ИРИ и всей ППИКС, определиться с правилами их использования.
3. Познакомить детей с разнообразием ИРИ и вей ППИКС, научить делать выбор, исходя из своих интересов, потребностей и возможностей, способствовать совершенствованию умения самостоятельно и творчески подходить к решению познавательных задач.
4. Способствовать развитию тьютерского сопровождения детьми друг друга.
5. Развивать образовательное взаимодействие детей и родителей в процессе работы с использованием ППИКС дома.
6. Развивать желание презентовать свои умения и знания детям других групп.
7. Формировать личностные качества – настойчивость, доброжелательное отношение к сверстникам, уверенность в себе, познавательный интерес и др.
Реализация задач четвертого этапа позволит запустить авторские ИРИ и ППИКС на уровне всего дошкольного образовательного учреждения, а пятого этапа – транслировать свой опыт вне ДОУ.
Задачи четвертого этапа:
1. Подготовить и провести для педагогов ДОУ семинар по использованию авторских ИРИ и ППИКС в познавательном развитии детей дошкольного возраста, в т. ч. с ЗПР.
2. Подготовить для педагогов ДОУ материал опыта на диске и карте памяти.
3. Апробировать авторские ИРИ и ППИКС в группах общеразвивающей направленности, обеспечить программно – методическое сопровождение.
Задачи пятого этапа:
1. Подготовить публичную речь, презентацию к ней для выступления на конференциях, методических объединениях.
2. Подготовить и провести мастер – класс для педагогов по изготовлению авторских ИРИ для педагогов ДОУ, района, области.
3. Подготовить и провести семинар по использованию авторских ИРИ и ППИКС в познавательном развитии детей дошкольного возраста, в т. ч. с ЗПР.
4. Подготовить статью для публикации в сети Интернет и сборнике ЛОИРО.
5. Подготовить материалы к конкурсам, принять участие в региональных конкурсах и конкурсах в сети Интернет.
В методических рекомендациях Карабановой О. А., Алиевой Э. Ф., Радионовой О. Р., Рабинович П. Д., Марич Е. М. «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» выделены следующие дидактические принципы применения информационно- образовательных технологий:
– принцип научности, определяющий содержание и требующий включения в него не только традиционных знаний, но и фундаментальных положений науки;
– принцип систематичности и последовательности, связанный как с организацией образовательного материала, так и с системой действий ребенка по его усвоению: восприятием информации с экрана, разъяснениями воспитателя, самостоятельной работой;
–принцип поэтапного преодоления трудностей, предусматривающий переход от всеобщей доступности задания для определенной возрастной группы в принцип индивидуальной доступности. К заданиям предъявляются особые требования: они должны быть интересными и разнообразными, по силам каждому ребенку, но постепенно нарастающей степенью сложности;
– принцип прочности, который закрепляет усвоение знаний и развитие познавательных способностей дошкольников;
– принцип преемственности для сохранения связи стадий формирования знаний и навыков, различных по содержанию и способам осуществления;
– принцип наглядности (интерактивной наглядности). С представленными в электронной форме объектами можно осуществить разные действия, изучить не только их статичное изображение, но и динамику развития в различных условиях, выделить главные закономерности исследуемого предмета, явления или рассмотреть его в деталях. Процессы, моделируемые компьютерной программой, могут быть разнообразными по форме и содержанию, демонстрировать физические, социальные, исторические, экологические и другие явления действительности;
–принцип мультимедийности предполагает способность транслировать аудиовизуальную информацию в любой форме (текст, графика, анимация и др.);
–принцип когнитивности коммуникации, который заключается в организации диалога между компьютером и ребенком. Неслучайно компьютерные системы (в образовательной сфере) называют интерактивными (диалоговыми);
–принцип активизации познавательной деятельности детей позволяет включить в организационную схему занятия ИОТ для расширения кругозора, интеллектуального обогащения;
–принцип межпредметных связей способствует целостному восприятию системы знаний, формированию логического мышления.
На Ярмарке инноваций 2017 мною представлен сборник авторских интерактивных развивающих игр к лексическим темам для работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития «Играю вместе с Пиксиком». Дети знакомятся с главным героем Пиксиком на первом занятии, он включен во все авторские ИРИ.
Вот его первое обращение к детям: «Привет друзья! Меня зовут Пиксик. Я прилетел к вам с планеты Роболандия. Пиксики – это познавательно – интерактивно- коммуникативные системы, с помощью нас Вы можете много узнать нового, весело играя и общаясь. И сделаем мы это с Вами с помощью вашей интерактивной доски или интерактивного стола, планшета».
Он не только приглашает детей поиграть в авторские ИРИ, но и в целом сопровождает их при использовании ППИКС (поисковой познавательно – интерактивно – коммуникативной системы).
На данный момент для сборника «Играю вместе с Пиксиком» мною разработано 20 интерактивных развивающих игр к различным лексическим темам (охват – 21 тема, не проработано – 4 темы – «Папа, мама, я – дружная семья», «День победы», «Я бы в армию пошел…», «В здоровом теле – здоровый дух», «Цветочная поляна»).
Особенности авторских ИРИ:
- Все игры объединены одним героем Пиксиком;
- Игры разработаны на основе Power Point, просты в использовании, как взрослыми, так и детьми;
- В некоторых играх есть голосовое сопровождение;
- Слайды красочные и разнообразные, изображения понятные детям и эстетичные;
- Представлены разные типы игр: игра - раскраска, игра – викторина с выбором варианта ответа, логическая игра, игра на развитие восприятия;
- Многие ИРИ содержат несколько игровых заданий с предоставлением ребенку права выбора;
- В ИРИ с выбором есть кнопка возврата к началу игры для повторного выбора;
- Выполнение заданий сопровождается различными анимационными эффектами: исчезновение, вращение, появление нового изображения или текстового ответа, перемещение, увеличение, звук и салют…
Данные авторские интерактивные развивающие игры (ИРИ) могут быть использованы в работе педагогов (воспитателя, логопеда, дефектолога, педагога - психолога) с детьми как на группах общеразвивающей направленности, так и на группах компенсирующей направленности (нарушение речи, ЗПР).
Сборник игр может быть интересен педагогам, как на муниципальном, так и на региональном, всероссийском уровне, как начинающим педагогам, так и уже опытным специалистам. Интересен он будет и для родителей в качестве новой формы домашних заданий. Авторские ИРИ могут быть размещены на групповой страничке в Контакте для занятий родителей с детьми дома.
Результатом моей работы на данном этапе стали:
- разработка сборника авторских ИРИ,
- проведение мастер – класса для педагогов;
- появление авторских ИРИ на групповой страничке в Контакте в качестве домашнего задания;
- повышение заинтересованности педагогов и родителей в использование ИРИ, их ожидание презентации моих игр и всей ППИКС,
- повышение моей профессиональной ИКТ – компетентности;
- повышение познавательной активности, нацеленности на получение положительного результата у детей моей группы в ходе первичной апробации авторских ИРИ;
- участие и победа в конкурсах: лауреат первой степени в международном конкурсе «Мои достижения» в номинации «Использование ИКТ в работе педагога»; участник второго Всероссийского конкурса "Открытые ладони".
Применение компьютерных технологий в работе с детьми ЗПР дает целый ряд преимуществ:
- повышает уровень мотивационного компонента, познавательной, речевой и учебной деятельности ребенка во время индивидуальных занятий.
- компьютер обеспечивает полисенсорное и интерактивное воздействие на ребенка.
- решение поставленных развивающих и коррекционных задач осуществляется в более короткие сроки, в том числе и за счет механизма биологической обратной связи (ребенок получает ответные зрительные и слуховые сигналы при выполнении заданий) .
Список литературы:
1. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»
2. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года №273-ФЗ,
3. Письмо Министерства образования РФ от 25.05.2001 года №753/23-16 «Об информатизации дошкольного образования»).
4. Окинавская хартия Глобального информационного общества от 22. 07.2000 г.
5. Всемирный доклад по коммуникации и информации. ЮНЕСКО
6. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014—2020 гг. и на перспективу до 2025 г. (утверждена Правительством РФ 1 ноября 2013 г.)
7. Проект ФЦПРО «Развитие электронных образовательных интернет - ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, а также систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning, в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями» (2011-2012 гг.).
8. Методические рекомендации Карабановой О. А., Алиевой Э. Ф., Радионовой О. Р., Рабинович П. Д., Марич Е. М. «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования»