МААМ-картинки

Создание в школе практико-ориентированной системы предпрофильной подготовки, позволяющей сделать сознательный выбор профессии

Анна Кодачигова
Создание в школе практико-ориентированной системы предпрофильной подготовки, позволяющей сделать сознательный выбор профессии
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание

Введение…2

1. Структура профориентационной работы в школе…4

1.1. Этапы и содержание профориентационной работы в школе…. ….5

1.2. План мероприятий по профориентационной работе в образовательной организации…6

1.3. Оценка эффективности профориентации школьников….8

2. Психологическая диагностика профессионального самоопределения обучающихся…10

Заключение…12

Список использованных источников…. 13

Приложение:

Публикация «Создание в школе практико-ориентированной системы предпрофильной подготовки, позволяющей сделать сознательный выбор профессии» размещена в разделах

Рабочие программы элективного курса предпрофильной подготовки

«Моя профессия - мой выбор 8 класс

«Я в профессии» 9 класс

«Готовимся к ЕГЭ» 10-11 класс

Введение

Актуальность. Выбор профессии – важное звено в жизненном и профессиональном становлении человека. Именно профессия предоставляет возможность человеку удовлетворить основную гамму своих потребностей, реализовать себя как личность. В настоящее время в мире существует огромное количество профессий. Появляются новые профессии, изменяются характер и содержание профессионального труда, вызванные активным внедрением современной техники и прогрессивных технологий во все сферы человеческой жизни. Современному выпускнику порой трудно правильно сориентироваться в таком многообразии возможностей, и часто выбор профессии происходит стихийно. Современная социально-экономическая ситуация делает процесс профессионального самоопределения молодежи все более сложным. Обучающиеся должны найти оптимальное соотношение между собственными интересами и склонностями, потребностями рынка труда и возможностями, предоставляемыми рынком образовательных услуг. Помочь обучающемуся правильно решить проблему профессионального выбора призвана профориентация, представляющая собой «комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса выбора профессии в соответствии с желаниями, склонностями, способностями и с учетом потребности общества в специалистах».

Необходимость разработки новых программ сопровождения процесса профессионального самоопределения связана, в первую очередь, с постоянно изменяющимися условиями в экономической и политической сферах. Данные изменения не позволяют работать по одной универсальной схеме действий, а, наоборот, требуют постоянной переработки информации и поиска эффективных методов работы. Именно поэтому для нашей школы актуальной является такая тема как «Создание практико-ориентированной системы предпрофильной подготовки обучающихся в контексте ФГОС, позволяющей выпускнику сделать осознанный выбор профессионального направления».

Цели программы:

1) сформировать представление о мире профессий у обучающихся в самом начале образовательного пути для создания профессиональных ориентиров,

2) развивать профессиональные интересы обучающихсяя среднего звена,

3) оказать поддержку обучающимся старших классов в процессе выбора профиля обучения, направления продолжения обучения и сферы будущей профессиональной деятельности,

4) помочь обучающимся определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий.

Задачи программы:

1. знакомство с миром профессий на этапе получения начального образования;

2. развитие интереса к миру профессий;

3. развитие сознательного отношения обучающихся к профессиональному самоопределению в соответствии со своими возможностями, способностями и требованиями рынка труда;

4. выявление склонностей и возможностей обучающихся в самоопределении, развитие их профессиональных интересов;

5. обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию;

6. формирование у обучающихся целостного представления о мире профессий, соотносимых с профилями обучения, ознакомление с понятиями, характеризующими профессиональную деятельность человека по различным профилям;

7. осуществление поддержки мотивации к будущему профилю обучения, формирование мотивов саморазвития, личностного роста;

8. развитие навыков и умений обучающихся по целеполаганию и планированию, самопрезентации, эффективному межличностному взаимодействию.

1. Структура профориентационной работы в школе

Профориентация – это комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение обучающегося. Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися.

Цели профориентационной работы в школе :

1) оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

2) выработка у обучающихся профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи профориентационной работы в школе :

1. Получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях обучающихся для разделения их по профилям обучения;

2. Обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;

3. Дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – обучающихся коррекционных классов и др. ;

4. Выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

К основным направлениям деятельности по профориентационной работе в школе можно отнести следующие:

• Включение в учебный план элективных курсов предпрофильной подготовки для 8-9 классов.

• Оформление уголка по профориентации, странички на школьном сайте в разделе «Профориентация».

• Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования.

Создание электронных материалов по образовательной деятельности (предпрофильное и профильное обучение);

• Использование электронных материалов по профессиональному информированию (профориентационное тестирование, матрица выбора профессий, профессии, учебные заведения и др.);

Создание и использование электронных материалов по профессиональному воспитанию;

• Мониторинг состояния профориентационной работы;

• Проведение недели профориентации, олимпиады, конкурсов рисунков по профессиям.

• Изготовление памяток, буклетов, оформление стенда по профориентации.

Выделяют три основные направления профессиональной ориентации обучающихся:

1) Профессиональное просвещение;

2) Профессиональная диагностика;

3) Профессиональная консультация

1.1. Этапы и содержание профориентационной работы в школе :

1-4 классы:

- Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;

- Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;

- Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;

5-7 классы:

- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;

- Представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»);

- Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.

8-9 классы:

- Групповое и индивидуальное профконсультирование в рамках элективного курса «Предпрофильная подготовка» с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;

- Профессиональное самопознание;

- Расширение представлений о мире профессионального труда, о требованиях современного рынка труда к профессионалу

10-11 классы:

-Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию

- Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

- Формирование представлений о мире профессионального труда, о требованиях современного рынка труда к профессионалу

1.2. План мероприятий по профориентационной работе в образовательной организации.

Работа с обучающимися:

- Профориентационные мероприятия : викторины, беседы, тематические классные часы 1-11 классы

- Комплексная профориентационная работа с обучающимися 8-9 классов в рамках элективных курсов «Это мой выбор и «Твоя профессиональная карьера» (лекции, диагностика, тренинги, игры)

- Тестирование и анкетирование обучающихся с целью выявления профессиональной направленности;

- Консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые).

- Расширение знаний в рамках школьных предметов (труд 5-7 классы, ИКТ 7-11 классы и др.);

- Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;

- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;

- Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования;

Работа с родителями:

- Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);

- Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения обучающимися;

- Анкетирование родителей обучающихся;

- Привлечение родителей обучающихся для выступления перед обучающимися с описанием своей профессии

- Избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей обучающихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;

- Создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей обучающихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т. д.

1.3. Оценка эффективности профориентации школьников

К основным результативным критериям и показателям эфективности профориентационной работы, прежде всего, относится:

• достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.

• Следующий результативный критерий — потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.

• Результативным критерием является и уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII—XI классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.

• В качестве результативного критерия можно выделить также степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.

• Последний результативный критерий — наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.

Таблица 1. Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению,

согласованные с выбором профиля обучения.

Критерии Показатели

9 класс 10-11 классы

Когнитивный

(К) 1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств.

2. Владение способами самодиагностики и саморазвития.

3. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимости профессионального выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями. 3. Знание предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК).

4. Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения. 4. Знание своих интересов, склонностей, способностей.

Мотивационно- ценностный

(М-Ц) 1. Заинтересованность в получении знаний.

2. Положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым профилем.

3. Осознанная мотивация на профильное обучение как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности.

4. Осознание необходимости выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями.

5. Адекватное отношение к себе как субъекту выбора профиля обучения, самостоятельность и активность при осуществлении выбора. 1. Устойчивые познавательные интересы.

2. Отношение к избираемой профессиональной деятельности (понимание общественной и личной значимости избираемой профессиональной деятельности, присутствие интереса к избираемой профессии в системе ценностных ориентаций).

3. Адекватная самооценка ПВК.

Деятельностно-практический (Д-П) 1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей.

2. Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам. 2. Готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуникативной деятельности в избранной сфере.

3. Ориентация на творчество.

4. Стремление к совершенствованию ПВК.

2. Психологическая диагностика профессионального самоопределения обучающихся

• Методика "Матрица выбора профессии" : подбор профессии по объекту и виду деятельности.

• Методика изучения мотивации профессиональной деятельности Замфир : включает показатели внутренней мотивации (ВМ, внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ).

• Методика изучения факторов привлекательности профессии : анализ того, что привлекает и не привлекает испытуемого в конкретной профессии.

Опросник Холланда: Реалистический тип. Интеллектуальный тип. Социальный тип. Артистический тип. Предприимчивый тип. Конвенциональный тип.

Опросник ДДО: опросник для выявления интересов и склонностей обучающихся. Человек-природа. Человек-техника. Человек-человек. Человек-знак. Человек - художественный образ.

• Опросник профессиональной готовности (ОПГ). В основу данного опросника положен принцип самооценки учащимися одновременно своих возможностей в реализации определенных задаваемых опросником умений (учебных творческих, трудовых, социальных и т. д., своего реального, пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения, возникающего всякий раз при выполнении описанных в опроснике видов деятельности и своего предпочтения или нежелания иметь оцениваемые виды деятельности в своей будущей профессии.

• Опросник профессиональных предпочтений. Модификация опросника Холланда.

Ориентационная анкета: Направленность на себя. Направленность на общение. Направленность на дело.

Профессиональный диагностический опросник

• Карта интересов

• Методика «Профиль» (методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной)

• Опросник профессиональных склонностей (методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной)

• Матрица профессионального выбора

Заключение

На основе разработанной системы предпрофильной подготовки нами начата работа по реализации данной программы. Необходимо наладить систему работы с начальными классами и продолжению сопровождения их до конца обучения для осознанного выбора профессионального направления.

Нами были намечены перспективы профориентационной работы в школе :

- Выработка системы тесного сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города;

- Организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций;

- Привлечение родителей обучающихся для профориентационной работы;

- Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению;

- Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками;

- Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с обучающимися различных возрастных групп;

- Организация для педагогов и классных руководителей циклов занятий, семинаров по профориентационной работе с обучающимися.

Список использованных источников

1. Климов Е. А. Как выбирать профессию : Книга для учащихся. М. : Просвещение, 1984.

2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Учебное пособие. М. : Academa, 2004

3. Пряжников Н. С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. М. : Изд-во "Институт практической психологии", 1997

4. Пряжников Н. С. Профориентация в школе и колледже : игры, упражнения, опросники. М. Вако, 2006

5. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. М. Первое сентября, 2004

6. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М. : "Academa", 2005

7. Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии, или путеводитель выпускника. М. : Генезис, 2007.

8. Резапкина Г. В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. М. : Генезис, 2010

9. Резапкина Г. В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков. Рабочая тетрадь учащегося. М. : Генезис, 2005

10. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М. : Владос-Пресс, 2001

11. Чистякова, С. Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи. М. : Просвещение, 1997

Публикации по теме:

Игры с цветными карандашами для подготовки детей к школе «Волшебные карандаши» Предлагаемые упражнения развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение,.

Консультация для родителей по подготовки ребёнка к школе. Консультация для родителей по подготовки ребёнка к обучению в школе. Дошкольное детство - важный период в обучении дошкольника, т. к. школа.

Консультация для родителей «Развивающие игры для подготовки детей к школе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Нижнетуринского городского округа детский сад "Алёнушка" Консультация.

Лучший способ сделать детей хорошими  — это сделать их счастливыми Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми. О. Уайльд. ДЕТСКИЙ САД - БУДУЩЕГО! Но можно и по -другому сказать:.

Применение практико-ориентированной модели в процессе взаимодействия с семьями воспитанников ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЕЙ во || МЛАДШЕЙ ГРУППЕ МАДОУ № 29 НА 201---201__ УЧЕБНЫЙ ГОД БЛОК ЗАДАЧИ ФОРМЫ РАБОТЫ СОДЕРЖАНИЕ.

Пример системы воспитания в школе в целом. Пример системы воспитания в школе в целом. Аннотация: В данной статье описывается пример современной системы воспитания в школе. Затрагивается.

Проблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Развивающие игры для подготовки детей к школе Данные игры я рекомендую на родительских собраниях в подготовительной группе, чтобы родители ненавязчиво и весело развивали школьно значимые.

Театрализованная деятельность как средство подготовки детей к школе Театрализованная деятельность как средство подготовки детей к школе. Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением.

Театрализованная деятельность как средство подготовки детей к школе. Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлений новых качеств, потребностей; формируются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание в школе практико-ориентированной системы предпрофильной подготовки, позволяющей сделать сознательный выбор профессии
Опубликовано: 26 февраля 2017 в 15:39
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание в школе практико-ориентированной системы предпрофильной подготовки, позволяющей сделать сознательный выбор профессии» (включая файлы) размещена пользователем Анна Кодачигова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД