МААМ-картинки

Создание музея малой Родины как инновационного ресурса духовно-нравственного, патриотического воспитания детей ДО и НОО

Татьяна Жижкун
Создание музея малой Родины как инновационного ресурса духовно-нравственного, патриотического воспитания детей ДО и НОО
▼ Скачать + Заказать документы

ПАСПОРТ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Тема проекта: Создание музея малой Родины как инновационного

ресурса духовно - нравственного, патриотического

воспитания детей дошкольного и младшего школьного

возраста.

Публикация «Создание музея малой Родины как инновационного ресурса духовно-нравственного, патриотического воспитания детей ДО и НОО» размещена в разделах

1. Актуальность проекта: В нормативных документах, отражающих современные тенденции развития системы дошкольного и начального образования, особое внимание уделяется формированию личностных и нравственных качеств обучающегося. На современном этапе развития нашего общества, формирование духовно - нравственного и патриотического воспитания выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. В связи с этим перед обществом ставится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых гражданских свойств личности ребенка. Проблема духовно - нравственного и патриотического воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Но особую актуальность эта проблема приобретает в наши дни. Воспитание духовной нравственности и патриотизма у подрастающего поколения призвано способствовать формированию в России гражданского общества. Сегодня патриотизм идентифицируется с любовью к малой Родине, готовностью выполнить конституционный долг.

Перед нами встала задача наладить плодотворное сотрудничество педагогов детского сада и начальной школы по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию детей, через создание музея малой Родины, как информационного центра изучения детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста историко-культурных традиций малой Родины.

Одним из условий успешного решения данной проблемы является создание музея силами детей, родителей, сотрудников ГБОУ НШ

с. Красноамейское и социального партнерства. Его создание вызвано стремлением участников образовательного процесса узнать больше о своей местности, людях, которые жили и живут здесь, трудились и трудятся в настоящее время, а также желанием сохранить историю своей малой Родины. На данный временной промежуток музей существует только в форме проекта и нуждается в реализации.

2. Основная идея проекта: Воспитание подлинной духовности и патриотизма начинается с раннего детства и будет осуществляться через исследовательскую, поисковую и практическую деятельность школы в процессе создания музея малой Родины.

3. Сфера проектирования: Музей малой Родины.

4. Аудитория проекта: воспитанники, учащиеся, родители, педагогические работники ГБОУ НШ с. Красноармейское, социальные партнеры.

5. Цель проекта: создание и развитие в ГБОУ НШ с. Красноармейское единого образовательного инновационного ресурса для духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Задачи:

1. Организовать исследовательскую, поисковую работу по созданию предметно-развивающей среды в образовательной организации.

2. Воспитать чувство патриотизма и гордости за прошлое и настоящее своей малой Родины.

3. Вовлекать родительскую общественность и социум в творческую деятельность детей, укреплять межпоколенческие связи внутри семей.

4. Освоить новые формы поиска, обработки и анализа информации.

5. Развивать навыки коммуникативного общения участников образовательного процесса.

6. Представить возможность использования материала музея, онлайн.

7. Совершенствовать материально-техническую базу образовательного учреждения.

8. Активизировать работу по расширению методического поля за счет использования интернет- технологий, создания краеведческих материалов.

9. Обновить содержание вариативной части ООП ДОО и программ внеурочной деятельности НОО.

10. Повышение квалификации педагогов.

6. Формы реализации: выполнение проектов.

7. Участники проекта:

• Руководитель проекта — директор ГБОУ НШ с. Красноармейское Григорьева М. Н.

• Координатор проекта — старший воспитатель Жижкун Т. А.

• Исполнители проекта — рабочая группа ГБОУ НШ с. Красноармейское по реализации проекта

• Соисполнители проекта — педагогические работники ГБОУ НШ с. Красноармейское, родительская общественность

• Консультанты проекта – работники библиотеки МКДЦ, руководитель музея ГБОУ СОШ с. Красноармейское, руководитель архива администрации муниципального района Красноармейский, руководитель отдела образования и катехизации Кинельской Епархии протоиерей Андрей Федосов.

8. Содержание проекта:

Направления деятельности Содержание деятельности База реализации Исполнители Формы предстваления результата Сроки

Совершенствование учебно-методическо-го, организационного, материально-технического обеспечения системы образования Фондовая, экспозицион-но-выставочная, экскурсион-ная и просветитель-ская работа ГБОУ НШ с. Красноармейское Педагогичес-кие работники ГБОУ НШ с. Красноармейское Ежегодный отчет Ежегодно, июнь

Презентация виртуального музея и торжествен-ное открытие в канун 85-летия района Июнь, 2020 г.

9. Способы экспертизы: паспортизация музея, презентация виртуального музея.

10. Предполагаемые изменения в системе образования Самарской области: учебно-методические разработки по вариативной части ООП ДОО и программ внеурочной деятельности НОО.

11. Предполагаемая продолжительность проекта: 5 лет.

Основные этапы:

1. Подготовительный этап, 1 год:

Подготовка нормативно - правовой базы:

- разработка и принятие положения о музее;

- внесение изменений в Положение «О стимулирующей части фонда оплаты труда государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области начальной школы с. Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области»;

- внесение изменений в Положение «О материальном стимулировании работников государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области начальной школы с. Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области»;

- издание приказов.

• Подписание договоров о сотрудничестве с соцпартнерами.

• Разработка годовых планов.

• Внесение изменений в вариативную часть программ ООП ДОО.

• Разработка программ внеурочной деятельности для начальных классов НОО.

• Подготовка финансового обеспечения.

2. Практический этап, 3 года:

Совершенствование материальной базы:

- ремонт помещения;

- приобретение оборудования;

- создание картотеки.

• Сбор информации и привлечение социума.

• Работа с архивом.

• Поисково-исследовательская работа.

• Подготовка мероприятий, презентаций, выставок.

• Проведение акций.

• Работа с мини-проектами.

• Реализация программы во внеурочной деятельности с 1-4 класс.

Воспитание духовно-нравственных и патриотических качеств личности через организацию и проведение мероприятий для детей дошкольного возраста в совместной деятельности воспитателя с детьми и младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.

3. Заключительный этап, 1 год:

Создание презентации и виртуального музея.

• Паспортизация материала.

• Обобщение опыта о проекте и публикации в СМИ.

• Проведение семинара по распространению опыта

Создание сборника лучших методических разработок и проектов.

• Торжественное открытие музея на муниципальном уровне.

12. Оценка продуктов и результатов проекта:

Мониторинг выполнения проекта музея малой Родины.

Опрос общественного мнения.

Книга отзывов.

Продукт — музей малой Родины; виртуальный музей.

Результат — создан новый образовательный ресурс.

13. Необходимая ресурсная база для реализации проекта:

Для реализации проекта необходимо:

1. проведение ремонта в выделенном помещении для музея,

2. приобретение: - стеллажей,

-демонстрационных витрин,

- учетных карточек поступлений,

- картотеки,

- инвентарной книги,

- книги поступлений,

- цифрового фотоаппарата,

- видеокамеры,

- компьютера,

- проектора,

- рамок,

- экрана,

- настенных стеллажей.

Имеющаяся ресурсная база для реализации проекта:

1. Свободное помещение в здании структурного подразделения (детский сад «Огонек»).

2. Реализованные проекты внеурочной деятельности для начальных классов:

«Русские народные праздники»;

• «Русские народные игры;

«Мое село»;

«Наши корни».

3. Реализованные проекты в структурных подразделениях детских садов

«Мой папа» - подготовительная группа;

«Моя малая Родина» - подготовительная группа;

«Семейные гербы и символы» - старшая группа;

«Родное село дороже всего» - средняя группа;

«Уроки доброты» - средняя группа;

«В гостях у сказки» - средняя группа;

«Трудно птицам зимовать» - средняя группа;

«Семья» - средняя группа;

«Главное вместе» - младшая группа;

«Здоровый ребенок – счастливая семья» - старшая группа;

«Малыши – крепыши» - младшая группа;

«Мы за чистое село» - старшая группа;

«Елочка – зеленая иголочка» - старшая группа;

«Хлеб всему голова» - старшая группа;

• «Расширение социокультурного пространства на основе взаимодействия детской библиотеки, детского сада и семьи - подготовительная группа;

«Вторая жизнь мусора» - старшая группа;

«Тайна разноцветных конфет» - средняя группа;

«Покорми птиц зимой» - вторая младшая – подготовительная группы;

«Наша клумба» - вторая младшая – подготовительная группы;

«Лиственница – хвойное дерево» - средняя - подготовительная группы;

«Спаси село от мусора» - старшая и подготовительная группы;

«Родному краю тепло и заботу юных!» - вторая младшая группа;

Фото отчеты по акциям:

- Очистим село от мусора;

- Зеленая долина;

- «Письмо ветерану»;

- День Победы – праздник дедов;

- «Этих дней не смолкнет Слава»;

- «Бессмертный полк».

Обоснование возможности реализации проекта в соответствии с законодательством об образовании

Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г., введение ФГОС ДО и ФГОС НОО, нам диктуют необходимость поиска новых путей эффективной организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях, которые осуществляют подготовку по двум ступеням образования. В условиях решения стратегической задачи приемственности образования, важнейшими качествами личности ребенка становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать, готовность обучаться.

Гражданско-патриотическое воспитание является одним из направлений образовательной политики как государственной, так и общественной, в области воспитания подрастающих поколений.

В нашей школе реализуются образовательные программы дошкольного и начального образования, которые включают в себя духовно-нравственное, патриотическое направление в воспитании обучающихся. Программа по духовно-нравственному, патриотическому направлению определяет основные пути развития системы патриотического воспитания воспитанников и учащихся. Для реализации этой программы нашему учреждению необходимы дополнительные ресурсы образовательной среды. В сельской местности нет таких возможностей, как у городских образовательных учреждений, по разнообразию образовательных технологий. Особенно, это касается посещения музеев. Возраст наших детей (большие трудности в транспортировке - требования ГИБДД) не позволяет нам задействовать технологию музейной педагогики, а она способствует воспитанию патриотического сознания дошкольников и учеников начальных классов.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания обучающихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач музея. Участвуя в поисково-собирательной работе, дети постоянно соприкасаются с историей войны, села, школы, независимо от того, какую тему они изучают.

Проект Музея малой Родина способствует повышению качества воспитательной и образовательной системы, которая строится на использовании традиционных методов с использованием инновационных технологий, что способствует новой модели образования и воспитания. Запланированная нами экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательного ресурса.

Патриотическое воспитание должно стать одним из главных, ведущих звеньев в работе с детьми и молодёжью. Сегодня утеряны многие духовные традиции, и если не обращаться к прошлому страны, её истории, истокам, праздникам, обрядам, обычаям, то связь времён может прерваться. Ознакомление подрастающего поколения с исторической и современной информацией о людях, которые высокими достижениями в спорте, науке, культуре, трудовыми и боевыми подвигами прославили имя родной страны, будет содействовать формированию и развитию у молодёжи чувства гордости за соотечественников и государство в целом.

Во-вторых, как сделать краеведческую, исследовательско - поисковую работу в школе более интересной и привлекательной для современного подростка. В связи, с чем становится актуальным использование компьютерных технологий в данном направлении. Данный проект рассчитан на активное применение ИКТ в работе школьного музея и разработки мультимедийной продукции.

1.3. Цель проекта:

Цель проекта: Формирование у учащихся основ патриотизма, гордости за своё Отечество и убеждённой позиции гражданина через модеррнизацию традиционного музейного пространства в современную образовательную среду, способствующую повышению интереса учащихся к краеведческой работе посредством применения информационно-коммуникационных технологий и привлечения социума.

1.4. Задачи проекта

1. Расширение знаний учащихся о малой Родине и России в целом : её истории, традициях, героях.

Развитие интереса к истории родного края. Воспитание у учащихся любви к малой Родине.

4. Формирование у учащихся осознанного отношения к ценностям национальной культуры, прошлому, настоящему и будущему Отечества.

Воспитание у молодёжи готовности к защите Отечества и службе в армии. Формирование высокой духовной личности. Обеспечение внедрения современных информационных технологий в работу музея. Пополнение сайта школьного музея новыми материалами.

1.5. Ожидаемая результативность проекта

1. Сохранение краеведческого направления как основного в воспитательной работе школы и повышение уровня ИКТ-компетентности членов школьного коллектива.

2. Разработка модели гражданско-патриотического, социального воспитания учащихся на основе деятельности школьного музея.

3. Повышение нравственного уровня учащихся.

4. Сформированность высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности выполнения конституционных обязанностей.

5. Повышение уровня воспитательной работы в учреждении, профессионального мастерства педагогических и руководящих работников в области воспитания.

6. Повышение интереса учащихся к изучению истории своего учреждения, района, села, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране через систему творческого участия в деятельности музея.

7. Повышение эффективности работы школьного музея за счет использования инновационных форм и методов для решения воспитательных задач ОУ.

8. Организация взаимодействия ОУ с музеями района и области в целях создания единого воспитательного и образовательного пространства.

9. Освоение учащимися приемов музейной, проектной и ИКТ деятельности.

10. Расширение возможностей школьного музея за счет социального партнерства с образовательными учреждениями района и области, советом ветеранов, творческими союзами и другими организациями.

11. Создание электронной базы о наиболее ценных экспонатах школьных музеев.

12. Презентация итоговых материалов проекта в интернете, СМИ и перед общественностью.

1.6. Новизна разработки

Новизна разработки заключается в том, что данный проект способствует повышению качества воспитательной и образовательной системы, которая строится на использовании традиционных методов с использованием инновационных технологий, что способствует новой модели образования и воспитания.

1.7. Сроки реализации проекта: гг.

-1 этап – подготовительный – июнь-октябрь 2011 года;

1. Ремонт здания музея

2. Обновление экспозиций музея;

3. Разработка нормативных документов.

4. Работа по обобщению имеющегося материала

5. Подготовка материала к созданию сайта

-2 этап – основной –ноябрь 2011 – июнь 2015

-3 этап – контрольно-оценочный – июль – декабрь 2015;

1.8. Объем финансирования.

Ориентировочно общий объём финансирования проекта с гг. составит 100 тысяч рублей, в том числе 70 тысяч рублей за счёт федерального бюджета, 30 тысяч – за счёт средств внебюджетных источников.

1.9. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

1. Создание новых страниц на сайте школьного музея.

2. Разработка модели гражданско-патриотического, социального воспитания учащихся на основе деятельности школьного музея.

3. Благодаря Internet-ресурсам установить связи с другими музеями, оперативно обмениваться опытом.

4. Использование электронного формата для организации и проведения выставок и тематических экскурсий.

5. Оказание методической помощи ОУ, желающим создать школьный музей.

6. Использование материалов проекта для расширения дополнительного образования учащихся, при создании новых школьных музеев, а также в качестве дополнительного информационного источника при подготовке учебных занятий с использованием региональной программы «Краеведение».

7. Создание единой базы данных о защитниках Отечества, проживающих на территории поселения по разделам:

А) участники В. О. войны

Б) участники войны в Афганистане

В) участники событий в Чечне и других горячих точках

8. Создание единой базы данных о выпускниках школы разных лет.

9. Приобретение школой печатной, аудио и видео продукции гражданской и патриотической направленности;

10. Обеспечение воспитательного процесса справочным и иллюстративным материалом;

11. Пополнение фонда краеведческого музея;

12. Создание кружков, клубов, секций, межвозрастных объединений на базе музея;

13. Диагностическое исследование в процессе осуществления проекта (анкетирование родителей, учащихся; обработка и анализ результатов);

14. Введение в учебный план школы предметов социально-патриотической направленности (краеведение, обществознание, граждановедение);

15. Создание энциклопедии села;

16. Участие в конкурсах, праздниках, фестивалях, встречах, митингах патриотической направленности;

17. Участие в исследовательской деятельности;

18. Проведение занятий школьных экскурсоводов по проблемным блокам

Публикации по теме:

Хореографическое искусство как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников «Искусство воспитания детей – одно из благороднейших искусств. Кто желает воспитать ребенка, тот должен пробудить и укрепить в нём духовность».

«Создание условий необходимых для реализации задач духовно-нравственного воспитания детей к истокам народной культуры» «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». К. Д. Ушинский. Гармоничное развитие ребёнка – основа формирования будущей.

Из опыта работы по теме: «Создание условий для духовно-нравственного воспитания ребенка на основе методов народной педагоги» «Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности, без духовности нет личности,.

Изучение малой Родины как одно из направлений нравственно-патриотического воспитания дошкольников (из опыта работы) Слайд 1 Тема моего выступления: «ИЗУЧЕНИЕ МАЛОЙ РОДИНЫ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ», ИЗ.

Роль школьного музея в системе духовно-нравственного воспитания детей «Считать, что прошлое безвозвратно кануло в Лету, - это значит лишить себя нравственной опоры в истории. Нравственное воспитание народа.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей Важнейшая сторона воспитания ребенка - нравственное воспитание. Оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности,.

Сотрудничество семьи и детского сада, как условие духовно — нравственного и патриотического воспитания дошкольников. «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». В. А. Сухомлинский. Что же это такое – духовно-нравственное.

Создание модели духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательном пространстве ДОУ Курочкина Екатерина Владимировна, старший воспитатель МБДОУ "Детский сад № 8" Из Концепции государственной политики в области духовно-нравственного.

Русская тряпичная кукла как способ духовно-нравственного воспитания детей «Человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой.

Создание мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возрастаСоздание мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста В настоящее время все большее значение в дошкольных учреждениях уделяют нравственно-патриотическому воспитанию. Будущее нашей страны во многом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание музея малой Родины как инновационного ресурса духовно-нравственного, патриотического воспитания детей ДО и НОО
Опубликовано: 20 октября 2017 в 22:00
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание музея малой Родины как инновационного ресурса духовно-нравственного, патриотического воспитания детей ДО и НОО» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Жижкун в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД