Татьяна Жижкун
Создание музея малой Родины как инновационного ресурса духовно-нравственного, патриотического воспитания детей ДО и НОО
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
Тема проекта: Создание музея малой Родины как инновационного
ресурса духовно - нравственного, патриотического
воспитания детей дошкольного и младшего школьного
возраста.
Публикация «Создание музея малой Родины как инновационного ресурса духовно-нравственного, патриотического воспитания детей ДО и НОО» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
1. Актуальность проекта: В нормативных документах, отражающих современные тенденции развития системы дошкольного и начального образования, особое внимание уделяется формированию личностных и нравственных качеств обучающегося. На современном этапе развития нашего общества, формирование духовно - нравственного и патриотического воспитания выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. В связи с этим перед обществом ставится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых гражданских свойств личности ребенка. Проблема духовно - нравственного и патриотического воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Но особую актуальность эта проблема приобретает в наши дни. Воспитание духовной нравственности и патриотизма у подрастающего поколения призвано способствовать формированию в России гражданского общества. Сегодня патриотизм идентифицируется с любовью к малой Родине, готовностью выполнить конституционный долг.
Перед нами встала задача наладить плодотворное сотрудничество педагогов детского сада и начальной школы по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию детей, через создание музея малой Родины, как информационного центра изучения детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста историко-культурных традиций малой Родины.
Одним из условий успешного решения данной проблемы является создание музея силами детей, родителей, сотрудников ГБОУ НШ
с. Красноамейское и социального партнерства. Его создание вызвано стремлением участников образовательного процесса узнать больше о своей местности, людях, которые жили и живут здесь, трудились и трудятся в настоящее время, а также желанием сохранить историю своей малой Родины. На данный временной промежуток музей существует только в форме проекта и нуждается в реализации.
2. Основная идея проекта: Воспитание подлинной духовности и патриотизма начинается с раннего детства и будет осуществляться через исследовательскую, поисковую и практическую деятельность школы в процессе создания музея малой Родины.
3. Сфера проектирования: Музей малой Родины.
4. Аудитория проекта: воспитанники, учащиеся, родители, педагогические работники ГБОУ НШ с. Красноармейское, социальные партнеры.
5. Цель проекта: создание и развитие в ГБОУ НШ с. Красноармейское единого образовательного инновационного ресурса для духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Организовать исследовательскую, поисковую работу по созданию предметно-развивающей среды в образовательной организации.
2. Воспитать чувство патриотизма и гордости за прошлое и настоящее своей малой Родины.
3. Вовлекать родительскую общественность и социум в творческую деятельность детей, укреплять межпоколенческие связи внутри семей.
4. Освоить новые формы поиска, обработки и анализа информации.
5. Развивать навыки коммуникативного общения участников образовательного процесса.
6. Представить возможность использования материала музея, онлайн.
7. Совершенствовать материально-техническую базу образовательного учреждения.
8. Активизировать работу по расширению методического поля за счет использования интернет- технологий, создания краеведческих материалов.
9. Обновить содержание вариативной части ООП ДОО и программ внеурочной деятельности НОО.
10. Повышение квалификации педагогов.
6. Формы реализации: выполнение проектов.
7. Участники проекта:
• Руководитель проекта — директор ГБОУ НШ с. Красноармейское Григорьева М. Н.
• Координатор проекта — старший воспитатель Жижкун Т. А.
• Исполнители проекта — рабочая группа ГБОУ НШ с. Красноармейское по реализации проекта
• Соисполнители проекта — педагогические работники ГБОУ НШ с. Красноармейское, родительская общественность
• Консультанты проекта – работники библиотеки МКДЦ, руководитель музея ГБОУ СОШ с. Красноармейское, руководитель архива администрации муниципального района Красноармейский, руководитель отдела образования и катехизации Кинельской Епархии протоиерей Андрей Федосов.
8. Содержание проекта:
Направления деятельности Содержание деятельности База реализации Исполнители Формы предстваления результата Сроки
Совершенствование учебно-методическо-го, организационного, материально-технического обеспечения системы образования Фондовая, экспозицион-но-выставочная, экскурсион-ная и просветитель-ская работа ГБОУ НШ с. Красноармейское Педагогичес-кие работники ГБОУ НШ с. Красноармейское Ежегодный отчет Ежегодно, июнь
Презентация виртуального музея и торжествен-ное открытие в канун 85-летия района Июнь, 2020 г.
9. Способы экспертизы: паспортизация музея, презентация виртуального музея.
10. Предполагаемые изменения в системе образования Самарской области: учебно-методические разработки по вариативной части ООП ДОО и программ внеурочной деятельности НОО.
11. Предполагаемая продолжительность проекта: 5 лет.
Основные этапы:
1. Подготовительный этап, 1 год:
• Подготовка нормативно - правовой базы:
- разработка и принятие положения о музее;
- внесение изменений в Положение «О стимулирующей части фонда оплаты труда государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области начальной школы с. Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области»;
- внесение изменений в Положение «О материальном стимулировании работников государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области начальной школы с. Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области»;
- издание приказов.
• Подписание договоров о сотрудничестве с соцпартнерами.
• Разработка годовых планов.
• Внесение изменений в вариативную часть программ ООП ДОО.
• Разработка программ внеурочной деятельности для начальных классов НОО.
• Подготовка финансового обеспечения.
2. Практический этап, 3 года:
• Совершенствование материальной базы:
- ремонт помещения;
- приобретение оборудования;
- создание картотеки.
• Сбор информации и привлечение социума.
• Работа с архивом.
• Поисково-исследовательская работа.
• Подготовка мероприятий, презентаций, выставок.
• Проведение акций.
• Работа с мини-проектами.
• Реализация программы во внеурочной деятельности с 1-4 класс.
• Воспитание духовно-нравственных и патриотических качеств личности через организацию и проведение мероприятий для детей дошкольного возраста в совместной деятельности воспитателя с детьми и младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
3. Заключительный этап, 1 год:
• Создание презентации и виртуального музея.
• Паспортизация материала.
• Обобщение опыта о проекте и публикации в СМИ.
• Проведение семинара по распространению опыта
• Создание сборника лучших методических разработок и проектов.
• Торжественное открытие музея на муниципальном уровне.
12. Оценка продуктов и результатов проекта:
Мониторинг выполнения проекта музея малой Родины.
Опрос общественного мнения.
Книга отзывов.
Продукт — музей малой Родины; виртуальный музей.
Результат — создан новый образовательный ресурс.
13. Необходимая ресурсная база для реализации проекта:
Для реализации проекта необходимо:
1. проведение ремонта в выделенном помещении для музея,
2. приобретение: - стеллажей,
-демонстрационных витрин,
- учетных карточек поступлений,
- картотеки,
- инвентарной книги,
- книги поступлений,
- цифрового фотоаппарата,
- видеокамеры,
- компьютера,
- проектора,
- рамок,
- экрана,
- настенных стеллажей.
Имеющаяся ресурсная база для реализации проекта:
1. Свободное помещение в здании структурного подразделения (детский сад «Огонек»).
2. Реализованные проекты внеурочной деятельности для начальных классов:
• «Русские народные праздники»;
• «Русские народные игры;
• «Мое село»;
• «Наши корни».
3. Реализованные проекты в структурных подразделениях детских садов
• «Мой папа» - подготовительная группа;
• «Моя малая Родина» - подготовительная группа;
• «Семейные гербы и символы» - старшая группа;
• «Родное село дороже всего» - средняя группа;
• «Уроки доброты» - средняя группа;
• «В гостях у сказки» - средняя группа;
• «Трудно птицам зимовать» - средняя группа;
• «Семья» - средняя группа;
• «Главное вместе» - младшая группа;
• «Здоровый ребенок – счастливая семья» - старшая группа;
• «Малыши – крепыши» - младшая группа;
• «Мы за чистое село» - старшая группа;
• «Елочка – зеленая иголочка» - старшая группа;
• «Хлеб всему голова» - старшая группа;
• «Расширение социокультурного пространства на основе взаимодействия детской библиотеки, детского сада и семьи - подготовительная группа;
• «Вторая жизнь мусора» - старшая группа;
• «Тайна разноцветных конфет» - средняя группа;
• «Покорми птиц зимой» - вторая младшая – подготовительная группы;
• «Наша клумба» - вторая младшая – подготовительная группы;
• «Лиственница – хвойное дерево» - средняя - подготовительная группы;
• «Спаси село от мусора» - старшая и подготовительная группы;
• «Родному краю тепло и заботу юных!» - вторая младшая группа;
• Фото отчеты по акциям:
- Очистим село от мусора;
- Зеленая долина;
- «Письмо ветерану»;
- День Победы – праздник дедов;
- «Этих дней не смолкнет Слава»;
- «Бессмертный полк».
Обоснование возможности реализации проекта в соответствии с законодательством об образовании
Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г., введение ФГОС ДО и ФГОС НОО, нам диктуют необходимость поиска новых путей эффективной организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях, которые осуществляют подготовку по двум ступеням образования. В условиях решения стратегической задачи приемственности образования, важнейшими качествами личности ребенка становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать, готовность обучаться.
Гражданско-патриотическое воспитание является одним из направлений образовательной политики как государственной, так и общественной, в области воспитания подрастающих поколений.
В нашей школе реализуются образовательные программы дошкольного и начального образования, которые включают в себя духовно-нравственное, патриотическое направление в воспитании обучающихся. Программа по духовно-нравственному, патриотическому направлению определяет основные пути развития системы патриотического воспитания воспитанников и учащихся. Для реализации этой программы нашему учреждению необходимы дополнительные ресурсы образовательной среды. В сельской местности нет таких возможностей, как у городских образовательных учреждений, по разнообразию образовательных технологий. Особенно, это касается посещения музеев. Возраст наших детей (большие трудности в транспортировке - требования ГИБДД) не позволяет нам задействовать технологию музейной педагогики, а она способствует воспитанию патриотического сознания дошкольников и учеников начальных классов.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания обучающихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач музея. Участвуя в поисково-собирательной работе, дети постоянно соприкасаются с историей войны, села, школы, независимо от того, какую тему они изучают.
Проект Музея малой Родина способствует повышению качества воспитательной и образовательной системы, которая строится на использовании традиционных методов с использованием инновационных технологий, что способствует новой модели образования и воспитания. Запланированная нами экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательного ресурса.
Патриотическое воспитание должно стать одним из главных, ведущих звеньев в работе с детьми и молодёжью. Сегодня утеряны многие духовные традиции, и если не обращаться к прошлому страны, её истории, истокам, праздникам, обрядам, обычаям, то связь времён может прерваться. Ознакомление подрастающего поколения с исторической и современной информацией о людях, которые высокими достижениями в спорте, науке, культуре, трудовыми и боевыми подвигами прославили имя родной страны, будет содействовать формированию и развитию у молодёжи чувства гордости за соотечественников и государство в целом.
Во-вторых, как сделать краеведческую, исследовательско - поисковую работу в школе более интересной и привлекательной для современного подростка. В связи, с чем становится актуальным использование компьютерных технологий в данном направлении. Данный проект рассчитан на активное применение ИКТ в работе школьного музея и разработки мультимедийной продукции.
1.3. Цель проекта:
Цель проекта: Формирование у учащихся основ патриотизма, гордости за своё Отечество и убеждённой позиции гражданина через модеррнизацию традиционного музейного пространства в современную образовательную среду, способствующую повышению интереса учащихся к краеведческой работе посредством применения информационно-коммуникационных технологий и привлечения социума.
1.4. Задачи проекта
1. Расширение знаний учащихся о малой Родине и России в целом : её истории, традициях, героях.
Развитие интереса к истории родного края. Воспитание у учащихся любви к малой Родине.
4. Формирование у учащихся осознанного отношения к ценностям национальной культуры, прошлому, настоящему и будущему Отечества.
Воспитание у молодёжи готовности к защите Отечества и службе в армии. Формирование высокой духовной личности. Обеспечение внедрения современных информационных технологий в работу музея. Пополнение сайта школьного музея новыми материалами.
1.5. Ожидаемая результативность проекта
1. Сохранение краеведческого направления как основного в воспитательной работе школы и повышение уровня ИКТ-компетентности членов школьного коллектива.
2. Разработка модели гражданско-патриотического, социального воспитания учащихся на основе деятельности школьного музея.
3. Повышение нравственного уровня учащихся.
4. Сформированность высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности выполнения конституционных обязанностей.
5. Повышение уровня воспитательной работы в учреждении, профессионального мастерства педагогических и руководящих работников в области воспитания.
6. Повышение интереса учащихся к изучению истории своего учреждения, района, села, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране через систему творческого участия в деятельности музея.
7. Повышение эффективности работы школьного музея за счет использования инновационных форм и методов для решения воспитательных задач ОУ.
8. Организация взаимодействия ОУ с музеями района и области в целях создания единого воспитательного и образовательного пространства.
9. Освоение учащимися приемов музейной, проектной и ИКТ деятельности.
10. Расширение возможностей школьного музея за счет социального партнерства с образовательными учреждениями района и области, советом ветеранов, творческими союзами и другими организациями.
11. Создание электронной базы о наиболее ценных экспонатах школьных музеев.
12. Презентация итоговых материалов проекта в интернете, СМИ и перед общественностью.
1.6. Новизна разработки
Новизна разработки заключается в том, что данный проект способствует повышению качества воспитательной и образовательной системы, которая строится на использовании традиционных методов с использованием инновационных технологий, что способствует новой модели образования и воспитания.
1.7. Сроки реализации проекта: гг.
-1 этап – подготовительный – июнь-октябрь 2011 года;
1. Ремонт здания музея
2. Обновление экспозиций музея;
3. Разработка нормативных документов.
4. Работа по обобщению имеющегося материала
5. Подготовка материала к созданию сайта
-2 этап – основной –ноябрь 2011 – июнь 2015
-3 этап – контрольно-оценочный – июль – декабрь 2015;
1.8. Объем финансирования.
Ориентировочно общий объём финансирования проекта с гг. составит 100 тысяч рублей, в том числе 70 тысяч рублей за счёт федерального бюджета, 30 тысяч – за счёт средств внебюджетных источников.
1.9. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
1. Создание новых страниц на сайте школьного музея.
2. Разработка модели гражданско-патриотического, социального воспитания учащихся на основе деятельности школьного музея.
3. Благодаря Internet-ресурсам установить связи с другими музеями, оперативно обмениваться опытом.
4. Использование электронного формата для организации и проведения выставок и тематических экскурсий.
5. Оказание методической помощи ОУ, желающим создать школьный музей.
6. Использование материалов проекта для расширения дополнительного образования учащихся, при создании новых школьных музеев, а также в качестве дополнительного информационного источника при подготовке учебных занятий с использованием региональной программы «Краеведение».
7. Создание единой базы данных о защитниках Отечества, проживающих на территории поселения по разделам:
А) участники В. О. войны
Б) участники войны в Афганистане
В) участники событий в Чечне и других горячих точках
8. Создание единой базы данных о выпускниках школы разных лет.
9. Приобретение школой печатной, аудио и видео продукции гражданской и патриотической направленности;
10. Обеспечение воспитательного процесса справочным и иллюстративным материалом;
11. Пополнение фонда краеведческого музея;
12. Создание кружков, клубов, секций, межвозрастных объединений на базе музея;
13. Диагностическое исследование в процессе осуществления проекта (анкетирование родителей, учащихся; обработка и анализ результатов);
14. Введение в учебный план школы предметов социально-патриотической направленности (краеведение, обществознание, граждановедение);
15. Создание энциклопедии села;
16. Участие в конкурсах, праздниках, фестивалях, встречах, митингах патриотической направленности;
17. Участие в исследовательской деятельности;
18. Проведение занятий школьных экскурсоводов по проблемным блокам