МААМ-картинки

Русская тряпичная кукла как способ духовно-нравственного воспитания детей

Елена Чунюкина
Русская тряпичная кукла как способ духовно-нравственного воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы

«Человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям»

В. Н. Сорока-Россинский.

В наше время, полное противоречий, агрессии и тревог, мы, педагоги, задумываемся о том, какими вырастут наши дошкольники. Не вырастет ли в их лицах поколение, не имеющее нравственных ценностей. Перед нами возникает главный вопрос: какими способами возрождать национальные нравственные ценности. На мой взгляд, для этого нет лучшего пути, чем познакомить детей с народным творчеством России. Это позволит им почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую культурными и семейными традициями, духовным и историческим прошлым.

Публикация «Русская тряпичная кукла как способ духовно-нравственного воспитания детей» размещена в разделах

Сегодня незаслуженно забыта традиционная русская кукла. А ведь именно народная кукла является источником нравственного наследия и хранительницей национальных ценностей, культурных и семейных традиций, передаваемых из поколения в поколение. Она несет в себе образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейных традициях и укладе, о материнстве. На мой взгляд, сегодня народная кукла может стать эффективным способом познания детьми мира народной культуры, средством их приобщения к народным традициям и духовным ценностям.

Моя история началась с посещения Краеведческого музея нашего города. Для меня было открытием, что существовало такое множество видов народных кукол. Там я узнала многое о русской обрядовой кукле. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид. И в наши дни она по–прежнему находит путь к сердцам детей и взрослых. В народной жизни кукле отводилась важная роль. Она была не только забавой, но и участницей многих праздников и обрядов, являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода. Она «росла» и менялась вместе с ростом и развитием человека. В колыбель к ребенку клали куклу-оберег, полагая, что она охраняет его покой и сон. Нарядно одетая кукла украшала свадебные столы. Возможно, отголоском этой традиции стала кукла в свадебном наряде на машине жениха и невесты. Так, Масленицу провожали большой соломенной куклой, которую в конце праздника сжигали на костре. К празднику Троицы из веток делали Семика и Семичиху, сажали их под березу, водили вокруг них хороводы, а в конце обряда топили в реке.

Так же куклы обладали еще различными волшебными свойствами, потому что они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Самыми распространенными в крестьянских семьях были тряпичные куклы, которых закручивали из старых лоскутков и связывали при помощи узлов. Именно тряпичная кукла привлекла мое внимание, так как я с детства любила шить куклам одежду. Интересно, что при изготовлении тряпичных кукол недопустимо использовать иглу и ножницы, поэтому тряпочки и нитки для кукол нужно было не резать, а рвать. Постепенно я овладела приемами изготовления нескольких кукол. Свои знания и умения я постаралась передать детям на наших совместных творческих занятиях в группе.

Мне нравилось наблюдать за творческой работой детей с родителями. Некоторые трудности, например, при завязывании узелков, детям помогали преодолевать родители, а дети, наоборот, советовали, какой цвет ткани подойдет для юбки их куколке, какой платочек, поясок. Они создавали вместе свой маленький шедевр, вкладывали в него свою душу. Куколки получались совершенно разные и очень красивые, а главное, ребята с гордостью показывали их друг другу и играли с ними.

Мы знаем, что из-за своей занятости родители недостаточно уделяют внимания своему ребенку. Поэтому участие мам придавало особую значимость нашим творческим занятиям с детьми. Еще в древности именно мама помогала дочери делать любимую куклу, передавая в ней все свое мастерство, любовь и заботу. Хорошо, что мы имеем возможность возрождать семейные традиции в детском саду.

Сделанные самостоятельно и совместно с родителями тряпичные куколки, мы передавали в музей нашего детского сада. После каждого занятия по изготовлению кукол наш музей пополнялся «экспонатами». Конечно, дети не сразу делились своими куклами. Сначала они их брали домой, играли, а позднее приносили. Так день за днём наш музей увеличивался. Изготовление кукол приносило радость. Работа с мягким материалом давала ощущение тепла, развивалась мелкая моторика пальцев у детей. С готовыми куклами дети играли, оттеснив промышленные игрушки. А это ещё одна положительная сторона влияния народной куклы на ребёнка.

Как приятно было видеть положительные результаты проделанной работы, когда дети с восторгом показывали и рассказывали своим родителям о той кукле, которую удалось им сделать. Они гордились тем, что могут рассказать мамам историю создания куклы. Катина мама, забирая дочь, спросила: «А почему у твоей куклы нет лица Девочка с гордостью ответила: «Мама! Куклам нельзя рисовать лицо! Раньше говорили: если нарисовать лицо, то в куклу вселится злой дух и сможет навредить всей семье». А Арина, у которой скоро должна родиться сестрёнка, сделала «Пеленашку», куклу для младенца, и сказала: «Я положу её в кроватку, и она будет защищать мою сестрёнку». Внимание мальчиков привлекла кукла «Десятиручка». Артем сказал: «Я сделаю и подарю эту куклу маме, чтобы она всегда успевала делать все домашние дела и не так уставала». Аля однажды подошла и спросила: «А можно сделать такую куклу, которая поможет помирить маму и папу». Я поняла, что в семье произошел конфликт. Это послужило причиной для изготовления следующей куклы - «Веник». Считалось, что если открыть окно и помести этой куклой, то ссоры прекратятся, а муж с женой помирятся. Мы её вместе сделали. На следующий день, девочка пришла радостная и сказала: «Маму с папой помирила кукла».

Работа по изучению тряпичной народной куклы не могла ограничиться только ее изготовлением. Родители помогли создать дидактические игры: «Собери куклу», «Узнай по описанию», «Сделай куклу сам», которые не только позволили применить знания детей о народном промысле, но и способствовали развитию мышления, воображения, связной речи. Для более широкого знакомства детей с русскими традициями на занятиях с детьми я использовала народные подвижные игры «Жмурки», «Карусель», хороводные игры «Долгая Арина», «Каравай», сюжетно-ролевую игру «Семья». Мы рассматривали иллюстрации с народными игрушками, составляли описательные и творческие рассказы на тему «Моя любимая кукла», заучивали народные песенки, пословицы, потешки о народной игрушке, проводили беседы на тему «История народной куклы», «Народная игрушка», рисовали тряпичную куклу по выбору детей. За чашкой чая была проведена беседа с родителями на тему: «Куклы наших бабушек», на которой я поведала о тайнах русской тряпичной куклы, ее видах и отличиях от современных кукол Винкс. Итогом моей работы с детьми и родителями стало интегрированное занятие на тему «Куклы из бабушкиного сундука», на котором дети показали свои знания и умения.

Таким образом, главная задача воспитания подрастающего поколения - возрождение духовности и нравственности. Наряду с задачами приобщения дошкольников к истокам национальной культуры на основе познавательного интереса к рукотворной тряпичной кукле мною решались задачи воспитания духовно-нравственных качеств личности : послушание, уважение к старшим, милосердие, доброта, терпение, любовь, уважение к Родине и своим близким. Гордиться своей землей, ее культурным наследием, родным языком, хранить историю и обычаи, я считаю, должен каждый гражданин своей страны. Наша главная задача, используя различные средства и методы приобщения дошкольников к народным традициям и духовным ценностям, – заложить у детей «фундамент» патриотизма, приложить все усилия для того, чтобы воспитать достойное поколение.

Публикации по теме:

Индивидуальный план по самообразованию «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МКДОУ «Волчихинский детский сад №2» Кравцовой Татьяны Викторовны 2017- 2018.

Якутские сказки как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников МБДОУ ЦРР д/с № 15 «Северные звездочки» Воспитатель подготовительной группы; Васильева А. И. Якутские сказки как средство духовно – нравственного.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Художественное слово как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника среднего возраста «Художественное слово, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника среднего возраста». Притча «Воспитатель - тот же садовник».

План по самообразованию в старшей группе «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»План по самообразованию в старшей группе «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Воспитатель: Петрова О. П. Актуальность Актуальность.

Русская народная культура, как средство воспитания духовно — нравственных качеств дошкольников Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей Важнейшая сторона воспитания ребенка - нравственное воспитание. Оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности,.

Сотрудничество семьи и детского сада, как условие духовно — нравственного и патриотического воспитания дошкольников. «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». В. А. Сухомлинский. Что же это такое – духовно-нравственное.

Труд на земле как основа духовно-нравственного воспитания в школе «Красные Зори» «Жизнь есть труд; труд есть жизнь» Авва Исаия [9]. История детского дома «Красные Зори и его воспитанников – действительно книга судеб.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Русская тряпичная кукла как способ духовно-нравственного воспитания детей
Опубликовано: 14 октября 2017 в 21:02
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Русская тряпичная кукла как способ духовно-нравственного воспитания детей» (включая файлы) размещена пользователем Елена Чунюкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД