Лидия Потапкина
Создание информационного развивающего пространства ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно-коммуникационные технологии сегодня проникли во все сферы человеческой жизни. Ребенок еще не научился ходить, а уже тянется к мобильному телефону, цифровому фотоаппарату, компьютеру. Модернизация системы российского образования, принятие новых нормативных актов ставит перед образовательными организациями задачу создания информационного развивающего пространства, адекватного актуальным возрастным потребностям детей и соответствующего тенденциям развития современной культуры, экономики, производства.
Темочки:
Дошкольное образование, направленное на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, дает основу всем последующим ступеням общего образования. Однако пока нельзя сказать, что процесс его компьютеризации осуществляется системно, и задача внедрения информационно-коммуникативных технологий в работу дошкольных образовательных организаций решена.
Пространство - важнейшая составляющая, определяющая порядок вещей в мире. Оно обеспечивает протекание повседневной жизни людей, их общение, уклад их непосредственного личностного бытия. Образовательное пространство - динамическое единство субъектов образовательного процесса и система их отношений. Субъектами образовательного пространства дошкольной образовательной организации являются его воспитанники, их родители и педагоги, а так же активная среда между ними. Образовательное пространство является информационным при использовании информационных ресурсов, технологий и средств их обеспечения. Миссией информационного развивающего пространства образовательной организации является развитие творческой личности участников образовательного процесса через активное использование информационно-коммуникативных технологий и освоение мирового информационного пространства.
Для построения информационного развивающего пространства эффективен метод моделирования. Разработанная модель должна отобразить степень целостности процесса компьютеризации и информатизации дошкольной организации, дать описание условий и средств его протекания. Модель информационного развивающего пространства дошкольной образовательной организации, предложенная ниже, включает общую структуру информационного развивающего пространства, материально-техническое сопровождение процесса компьютеризации и информатизации, структуру управленческо-методической работы, систему обучения дошкольников в новых условиях, систему мониторинга качества образования и профессиональной компетентности педагогов.
Структура информационного развивающего пространства представлена на рисунке 1. Она состоит из ядра и периферийных модулей. В качестве ядра пространства выступает система обучения, ориентированная на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Периферийная часть – компоненты, которые на это работают: технологический, содержательно-методический, организационно-управленческий и мониторинговый.
Технологический компонент информационного пространства составляет материально-техническое оснащение образовательной организации: компьютеры, оргтехника, технологии их использования, информационно-телекоммуникационные системы, сети, обеспечивающие информационное взаимодействие субъектов и удовлетворение их информационных потребностей. Значительным фактором при насыщении пространства техникой выступает понимание администрацией организации того, что компьютер и Интернет - это средства, которые дают эффект лишь в том случае, если они вписаны в предметно-развивающую среду как инструменты. Работа с детьми в дошкольной образовательной организации имеет свою специфику, основная часть образовательной деятельности проводится на группах и строится на основе принципа интеграции. Для создания информационного развивающего пространства необходимо технически оснастить каждую группу, а не скапливать компьютеры и оргтехнику в одном помещении.
Составляющие технологического компонента:
компьютерное оборудование и программное обеспечение в группах и кабинетах администрации, специалистов;
цифровой проектор (в каждой группе);
экран (в младших группах);
интерактивная доска (в средней, старшей и подготовительной группе);
цифровая фото-камера;
принтеры (монохромные и цветные);
сканер;
обеспечение технических условий для выхода в Интернет.
Неотъемлемой составляющей информационного развивающего пространства является мониторинговый компонент. В дошкольной образовательной организации он представлен банками данных, анкетами для педагогов и родителей, подборками компьютерных игр, тестами, заданиями и опросниками для детей. Применение компьютера для определения качества обучения воспитанников, оценки уровня профессиональной компетентности педагогов дает целый ряд преимуществ перед проведением обычного контроля. Это: удобство, минимальная затрата времени, возможность организации централизованного мониторинга освоения образовательной программы, обеспечивающего охват всего контингента воспитанников. ИКТ дает возможность:
формировать банки вопросов и заданий для мониторинга всех субъектов образовательного процесса;
разрабатывать стратегии ведения опроса и оценивания;
создавать тесты и проводить тестирование;
обрабатывать данные, полученные в результате обследования;
использовать для мониторинга компьютерные игры;
фиксировать уровень сформированности интегративных качеств личности на основе протоколирования итогов наблюдения в динамически обновляемой базе данных.
На рисунке 2 представлена функциональная схема мониторинга освоения детьми образовательной программы дошкольного образования.
В рамках содержательно-методического компонента формируется методическое обеспечение, позволяющее эффективно использовать компьютерную технику для создания и внедрения системы мониторинга, организованной и самостоятельной деятельности детей, работе с родителями.
Организационно-управленческий компонент информационного развивающего пространства дошкольной образовательной организации представляет административную и методическую работу. ИКТ это только средства, потенциально позволяющие сделать образовательную деятельность более интересной и продуктивной. Эффективность компьютерной техники зависит от того, как человек ее использует. Педагог – ведущий элемент образовательного процесса, т. к. он реализует образовательные услуги по обучению, воспитанию и развитию личности. Поэтому вопросу повышения профессиональной компетентности педагогов в плане освоения ИКТ должно быть уделено первостепенное значение. Система методической работы организации призвана обеспечить формирование профессиональных качеств современного педагога, которые необходимы ему для работы в современных условиях. Важным является и обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для саморазвития. На рисунке 3 представлена функциональная схема методической поддержки педагогов в области использования ИКТ.
Развивающее информационное образовательное пространство является целостностью, центрирующей технологический, мониторинговый, содержательно-методический и организационно-управляющий компоненты на ядро – образовательную работу с детьми. Реализация психолого-педагогических задач обучения ребенка-дошкольника посредством ИКТ предполагает взаимосвязь обучающе-тренирующей, поисковой и коммуникативной подсистем.
Обучающе-тренирующая подсистема строится на основе комплекса учебно-методических материалов (демонстрационных, теоретических, практических, интерактивных) и компьютерных программ, которые управляют процессом обучения. Она предусматривает:
возможности ИКТ для организованной образовательной деятельности (демонстрационно-энциклопедические программы, компьютерные презентации, интерактивное оборудование);
использование компьютера для индивидуальной деятельности по развитию ребенка (обучающие программы, игры для дошкольников).
Обучающе-тренирующая подсистема модели развивающего информационного пространства дошкольной образовательной организации представлена в виде схемы на рисунке 4.
Поисковая подсистема системы обучения дошкольников с помощью ИКТ основана на средствах для поиска информации, которые давно используются в самых различных сферах деятельности. Это: поисковые системы в сети интернет, электронные каталоги библиотек, электронные словари и энциклопедии, и т. п. Эти средства оказывают сопровождение при реализации совместных взросло-детских проектов, в том числе семейных.
Коммуникативная подсистема основана на внутреннем и внешнем взаимодействии, взаимообмене информацией. Она строится на инструментальных средствах компьютерных коммуникаций, таких как: электронная почта, видеосвязь, сайт дошкольного учреждения и другие сайты в сети Интернет. Эти средства позволяют педагогам и их воспитанникам вести переписку, сотрудничать в решении общих проблем, публиковать свои идеи или комментарии, участвовать в обсуждениях.
Благодаря информатизации и компьютеризации педагоги имеют практическую возможность перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, когда ребенок является активным участником образовательной деятельности. Современная техника вызывает у дошкольника интерес, анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка, компьютерные обучающие и развивающие игры благотворно влияют на детский интеллект, развивают логические и аналитические способности. Это способствует осознанному усвоению знаний детьми и устойчивому формированию интегративных качеств личности.
Создание информационного развивающего пространства в дошкольной образовательной организации призвано совершенствовать содержание, методы и организационные формы обучения детей, содействовать оптимизации методической работы, ориентированной на формирование у педагогов инновационного потенциала, активному включению родителей воспитанников в образовательный процесс.